Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Мастер-класс для педагогов «Методы профориентационной работы учителя-логопеда детского сада с детьми с ТНР для успешной социализации в обществе: практические подходы и эффективные стратегии»
Логопедия
Автор: Кошелева Тамара Николаевна   
21.02.2025 11:57

Мастер-класс для педагогов «Методы профориентационной работы учителя-логопеда детского сада с детьми с ТНР для успешной социализации в обществе: практические подходы и эффективные стратегии»Мастер-класс для педагогов «Методы профориентационной работы учителя-логопеда детского сада с детьми с ТНР для успешной социализации в обществе: практические подходы и эффективные стратегии»

Кошелева Тамара Николаевна, старший воспитательМБДОУ Дс № 7 г. Камышин Волгоградская область

Цель: повышение компетентности учителей-логопедов в вопросах профориентации детей с ТНР для успешной социализации в обществе.

Задачи:

  1. Актуализировать знания о возможностях профориентационной работы с детьми с ТНР.
  2. Познакомить с практическими методами и эффективными стратегиями профориентационной работы.
  3. Развить навыки применения полученных знаний в работе с детьми.

Содержание мероприятия:

 

Скачать конспект

I. Теоретическая часть.

Разминка для мозга и души (5 минут)

- Доброе день, коллеги! Рада видеть вас на нашем мастер-классе. Тема мастер- класса «Методы профориентационной работы учителя- логопеда детского сада с детьми с ТНР для успешной социализации в обществе: практические подходы и эффективные стратегии».

Но, сначала мне хотелось бы узнать с какими ожиданиями вы сегодня пришли? Что бы вы хотели узнать? Или чему бы вы хотели научиться на мастер- классе?

Ответы участников мастер – класса.

- Давайте начнем с небольшой разминки, чтобы настроиться на творческую и позитивную работу. Предлагаю сегодня посмотреть на профориентацию детей с ОВЗ под другим углом.

Игра «Перевернутая реальность»

- Сейчас мы поиграем в необычную игру. Часто, когда мы говорим о детях с ОВЗ, мы фокусируемся на ограничениях.

- Но что, если мы посмотрим на это с другой стороны?

- Вместо обсуждения ограничений, давайте устроим «Мозговой штурм».

Задача: Какие суперспособности могут развиться у ребенка с ТНР?

Например: у детей с ТНР развита наблюдательность, так как они внимательно слушают, чтобы лучше понять речь?

-Кто добавит, какие ещё суперсилы могут быть у ребят с ТНР?"

Участники предлагают варианты суперспособностей:

  • у детей с ТНР развита память на визуальные образы, развитое чувство ритма, умение нестандартно решать задачи, повышенная эмпатия, умение находить общий язык с разными людьми
  • у детей с ТНР развита память на детали, потому что им нужно запоминать информацию более внимательно
  • иногда дети с ТНР могут быть очень креативными, они могут придумывать нестандартные решения для решения задач
  • у детей с дислексией развито нестандартное мышление, креативность.
  • Какие суперспособности могут развиться у детей с РАС? Или с синдромом Дауна?

Участники предлагают варианты суперспособностей:

  • Повышенная эмпатия (особенно при синдроме Дауна)
  • Усидчивость и способность к монотонной работе (аутизм)
  • Повышенное внимание к деталям (ребенок с РАС)
  • Прекрасно! Мы видим, как много сильных сторон мы можем найти у детей с ОВЗ. Это важно для успешной социализации и для профориентации, чтобы развивать их потенциал.

II. Практическая часть.

Супергеройские инструменты педагогов (25 минут)

-Итак, мы размялись, посмотрели на потенциал наших детей. Теперь перейдем к конкретным инструментам, которые помогут нам в профориентации детей дошкольного возраста. Представьте, что мы – супергерои, а у нас есть свои суперспособности и гаджеты.

Инструмент №1: «Супер-Слух»

- Первый инструмент – это наш «Супер-Слух». Это умение использовать аудио- и видео-материалы, чтобы расширить кругозор ребенка о мире профессий. Особенно это важно для детей с ОВЗ, которым нужна визуальная поддержка и простые объяснения.

- Сейчас я покажу вам несколько картинок, какие вопросы мы можем задать ребенку о пекаре? Как помочь ему рассказать о профессии?

Картинки: Повар, режет овощи. Ребёнок-врач слушает сердцебиение игрушечного мишкиПекарь замешивает тесто.

Участники предлагают вопросы:

- Что делает пекарь?

- Какие инструменты ему нужны?

- Что он печёт?

- Тебе нравится запах свежего хлеба?

- Что ты больше любишь мягких хлеб или ароматные, румяные булочки?

- Хочешь попробовать себя в роли пекаря?

- Теперь давайте обсудим, как мы, можем помочь ребенку понять терминологию и составить рассказ о профессии.

Участники предлагают варианты:

-Можно показать картинки с разными этапами работы пекаря, использовать опорные слова, задавать наводящие вопросы.

-Можно спросить: что делает пекарь? Какими инструментами он пользуется в работе? Нравится ли ему его работа?

- Можно использовать картинки с изображением разных этапов приготовления хлеба и попросить ребенка рассказать, что происходит на каждой картинке.

- Можно составить вместе с ребенком простую схему или интеллект-карту о профессии.

- Кроме картинок, мы можем использовать видеоролики о разных профессиях, аудиосказки и песенки о профессиях. Это помогает развивать слуховое восприятие и обогащать словарный запас. Главное – выбрать материалы с четкой дикцией и понятным сюжетом. После прослушивания или просмотра можно попросить ребенка нарисовать то, что он услышал, или разыграть сценку.

- Отлично! Именно так, мы можем использовать «Супер-Слух», чтобы открывать для детей мир профессий, делая информацию доступной и понятной.

Инструмент №2: «Речевая броня» (развитие коммуникативных навыков)

- Продолжаем. Напоминаю, что мы – супергерои, у нас есть свои суперспособности. Следующий наш инструмент – «Речевая броня». Речь- основной инструментарий для развития коммуникативных навыков, которые в дальнейшем помогут ребенку чувствовать себя уверенно в профессиональной среде.

Для развития коммуникативных навыков целесообразно использовать ролевые игры и моделирование ситуаций.

- Сейчас мы проведем ролевую игру «Собеседование» и «Интервью с доктором». Разделитесь в пары..

Для игры участники мастер -класса делятся на пары.

- Те кто выбрал игру «Собеседование», один из участниковHR-менеджер, а другой участник ребенок «соискатель», который «устраивается» на работу. Менеджер задаёт вопросы, соискатель отвечает.

HR-менеджеры могут воспользоваться карточками- подсказками с вопросами:

  • Расскажите о себе и своих увлечениях.
  • Почему вы хотите работать именно у нас?
  • Что вас больше всего нравится в этой работе?
  • Какие задачи вы готовы выполнять на этой должности?
  • Какими качествами, по вашему мнению, должен обладать хороший сотрудник?
  • Какие у вас есть сильные стороны?
  • Что вы умеете делать хорошо?
  • Что вам нравится делать больше всего?
  • Как вы справляетесь с трудностями?
  • Задайте мне вопрос о работе.

- Те кто выбрал игру «Интервью с доктором», один из участников -ребенок – журналист, другой – доктор. Журналист задает вопросы о работе доктора, а доктор рассказывает о своих обязанностях.

Журналисты, задающий вопросы о работе доктора, также могут воспользоваться карточками- подсказками с вопросами:

  • Доктор, почему вы решили стать врачом?
  • Какая область медицины вас больше всего интересует?
  • Можете ли вы описать свой обычный день в больнице?
  • С какими пациентами вы чаще всего работаете?
  • Бывали ли у вас случаи, когда вам было очень сложно поставить диагноз?
  • Как вы справляетесь с психологическим давлением родных пациента, когда здоровье пациента в ваших руках?
  • Как вы сообщаете плохие новости пациентам и их семьям?
  • Что делать, если пациент отказывается от лечения, которое, по вашему мнению, необходимо?
  • Какие у вас профессиональные цели? Что бы вы посоветовали детям, которые мечтают стать врачами?".

После игры.

- Как вы чувствовали себя в роли соискателя?

- Что было самым сложным?

- Как мы можем помочь ребенку преодолеть страх общения и сформировать уверенность в себе?

Участники- соискатели делятся впечатлениями и предлагают идеи:

- Я очень волновался, но старался отвечать честно.

- Мне было сложно говорить о своих слабостях.

- Я понял, что нужно заранее готовиться к собеседованию и продумывать ответы.

- Нужно больше практиковаться в общении с незнакомыми людьми.

- Важно, чтобы собеседник был доброжелательным и понимающим.

- Как можно чаще использовать в работе видеозапись, чтобы ребенок мог посмотреть на себя со стороны и оценить свою речь и поведение.

Инструмент №3: "Мозго-ускоритель" (использование сенсорной интеграции)

И, наконец, наш "Мозго-ускоритель" – это использование сенсорных упражнений в профориентационной работе. Сенсорные упражнения стимулируют когнитивные процессы и повышают концентрацию внимания.

Участникам мастер- класса предлагаются упражнения с глиной или тестом:

- Сейчас мы немного поработаем руками. Попробуйте что-нибудь слепить. Сосредоточьтесь на своих ощущениях.

Какие у вас ощущения?

Мягко?

Холодно?

Гладко?

После упражнения:

- Теперь давайте обсудим, какие профессии связаны с видом деятельности лепка?

Участники предлагают варианты: гончар, скульптор, пекарь, кондитер.

- Какие сенсорные ощущения важны в этих профессиях?

Участники говорят о сенсорных ощущениях важных для гончара и пекаря:

- Для гончара важны тактильные ощущения, чтобы чувствовать форму и текстуру глины.

- Для пекаря, кроме тактильных ощущений (текстуры теста) важны обоняние и вкус, чтобы контролировать качество теста.

- Представьте, если бы я предложила потрогать шероховатую кору дерева

- Какие профессии связаны с деревом? (плотник, лесник, дизайнер мебели).

- А если бы я предложила потрогать крупы. Какие профессии у вас ассоциируются с крупами? Какие наводящие вопросы вы бы задали детям?

Участники:

- Кто выращивает рис?

- Кто готовит из круп вкусные блюда?

- Представьте, если бы я предложила потрогать ткани разной текстуры, о каких бы профессиях мы с вами могли бы говорить? Какие наводящие вопросы вы бы задали детям?

Участники:

- Можно спросить: Какие профессии у вас ассоциируются с тканью?

- Кто шьет одежду?

- Кто создает красивые интерьеры?

- Представьте, если бы я предложилавам для игры воду с ароматизаторами, о каких бы профессиях мы с вами могли бы говорить? (о химиках, парфюмерах или врачах).

- Сенсорные упражнения позволяют не просто перечислять профессии, а проживать их через ощущения, делая процесс ознакомления с профессиями взрослых более живым и запоминающимся, более увлекательным и эффективным.

Итог:

- Итак, коллеги, я поделилась с вами тремясупергеройскми инструментами. Помните, что наша задача –помочь ребенку раскрыть свой потенциал и найти свое место в мире.

Рефлексивное упражнение

- Скажите, оправдались ли ваши ожидания от увиденного и услышанного?

- Что бы вы хотели ещё узнать по этой теме и могу ли я вам в этом помочь?

- Спасибо за работу! Мне было приятно с вами общаться.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 6 (368) выйдет
23 февраля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год