Мастер-класс для педагогов «Методы профориентационной работы учителя-логопеда детского сада с детьми с ТНР для успешной социализации в обществе: практические подходы и эффективные стратегии» |
Логопедия | |||
Автор: Кошелева Тамара Николаевна | |||
21.02.2025 11:57 | |||
Кошелева Тамара Николаевна, старший воспитательМБДОУ Дс № 7 г. Камышин Волгоградская область Цель: повышение компетентности учителей-логопедов в вопросах профориентации детей с ТНР для успешной социализации в обществе. Задачи:
Содержание мероприятия:
I. Теоретическая часть. Разминка для мозга и души (5 минут) - Доброе день, коллеги! Рада видеть вас на нашем мастер-классе. Тема мастер- класса «Методы профориентационной работы учителя- логопеда детского сада с детьми с ТНР для успешной социализации в обществе: практические подходы и эффективные стратегии». Но, сначала мне хотелось бы узнать с какими ожиданиями вы сегодня пришли? Что бы вы хотели узнать? Или чему бы вы хотели научиться на мастер- классе? Ответы участников мастер – класса. - Давайте начнем с небольшой разминки, чтобы настроиться на творческую и позитивную работу. Предлагаю сегодня посмотреть на профориентацию детей с ОВЗ под другим углом. Игра «Перевернутая реальность» - Сейчас мы поиграем в необычную игру. Часто, когда мы говорим о детях с ОВЗ, мы фокусируемся на ограничениях. - Но что, если мы посмотрим на это с другой стороны? - Вместо обсуждения ограничений, давайте устроим «Мозговой штурм». Задача: Какие суперспособности могут развиться у ребенка с ТНР? Например: у детей с ТНР развита наблюдательность, так как они внимательно слушают, чтобы лучше понять речь? -Кто добавит, какие ещё суперсилы могут быть у ребят с ТНР?" Участники предлагают варианты суперспособностей:
Участники предлагают варианты суперспособностей:
II. Практическая часть. Супергеройские инструменты педагогов (25 минут) -Итак, мы размялись, посмотрели на потенциал наших детей. Теперь перейдем к конкретным инструментам, которые помогут нам в профориентации детей дошкольного возраста. Представьте, что мы – супергерои, а у нас есть свои суперспособности и гаджеты. Инструмент №1: «Супер-Слух» - Первый инструмент – это наш «Супер-Слух». Это умение использовать аудио- и видео-материалы, чтобы расширить кругозор ребенка о мире профессий. Особенно это важно для детей с ОВЗ, которым нужна визуальная поддержка и простые объяснения. - Сейчас я покажу вам несколько картинок, какие вопросы мы можем задать ребенку о пекаре? Как помочь ему рассказать о профессии? Картинки: Повар, режет овощи. Ребёнок-врач слушает сердцебиение игрушечного мишкиПекарь замешивает тесто. Участники предлагают вопросы: - Что делает пекарь? - Какие инструменты ему нужны? - Что он печёт? - Тебе нравится запах свежего хлеба? - Что ты больше любишь мягких хлеб или ароматные, румяные булочки? - Хочешь попробовать себя в роли пекаря? - Теперь давайте обсудим, как мы, можем помочь ребенку понять терминологию и составить рассказ о профессии. Участники предлагают варианты: -Можно показать картинки с разными этапами работы пекаря, использовать опорные слова, задавать наводящие вопросы. -Можно спросить: что делает пекарь? Какими инструментами он пользуется в работе? Нравится ли ему его работа? - Можно использовать картинки с изображением разных этапов приготовления хлеба и попросить ребенка рассказать, что происходит на каждой картинке. - Можно составить вместе с ребенком простую схему или интеллект-карту о профессии. - Кроме картинок, мы можем использовать видеоролики о разных профессиях, аудиосказки и песенки о профессиях. Это помогает развивать слуховое восприятие и обогащать словарный запас. Главное – выбрать материалы с четкой дикцией и понятным сюжетом. После прослушивания или просмотра можно попросить ребенка нарисовать то, что он услышал, или разыграть сценку. - Отлично! Именно так, мы можем использовать «Супер-Слух», чтобы открывать для детей мир профессий, делая информацию доступной и понятной. Инструмент №2: «Речевая броня» (развитие коммуникативных навыков) - Продолжаем. Напоминаю, что мы – супергерои, у нас есть свои суперспособности. Следующий наш инструмент – «Речевая броня». Речь- основной инструментарий для развития коммуникативных навыков, которые в дальнейшем помогут ребенку чувствовать себя уверенно в профессиональной среде. Для развития коммуникативных навыков целесообразно использовать ролевые игры и моделирование ситуаций. - Сейчас мы проведем ролевую игру «Собеседование» и «Интервью с доктором». Разделитесь в пары.. Для игры участники мастер -класса делятся на пары. - Те кто выбрал игру «Собеседование», один из участниковHR-менеджер, а другой участник ребенок «соискатель», который «устраивается» на работу. Менеджер задаёт вопросы, соискатель отвечает. HR-менеджеры могут воспользоваться карточками- подсказками с вопросами:
- Те кто выбрал игру «Интервью с доктором», один из участников -ребенок – журналист, другой – доктор. Журналист задает вопросы о работе доктора, а доктор рассказывает о своих обязанностях. Журналисты, задающий вопросы о работе доктора, также могут воспользоваться карточками- подсказками с вопросами:
После игры. - Как вы чувствовали себя в роли соискателя? - Что было самым сложным? - Как мы можем помочь ребенку преодолеть страх общения и сформировать уверенность в себе? Участники- соискатели делятся впечатлениями и предлагают идеи: - Я очень волновался, но старался отвечать честно. - Мне было сложно говорить о своих слабостях. - Я понял, что нужно заранее готовиться к собеседованию и продумывать ответы. - Нужно больше практиковаться в общении с незнакомыми людьми. - Важно, чтобы собеседник был доброжелательным и понимающим. - Как можно чаще использовать в работе видеозапись, чтобы ребенок мог посмотреть на себя со стороны и оценить свою речь и поведение. Инструмент №3: "Мозго-ускоритель" (использование сенсорной интеграции) И, наконец, наш "Мозго-ускоритель" – это использование сенсорных упражнений в профориентационной работе. Сенсорные упражнения стимулируют когнитивные процессы и повышают концентрацию внимания. Участникам мастер- класса предлагаются упражнения с глиной или тестом: - Сейчас мы немного поработаем руками. Попробуйте что-нибудь слепить. Сосредоточьтесь на своих ощущениях. Какие у вас ощущения? Мягко? Холодно? Гладко? После упражнения: - Теперь давайте обсудим, какие профессии связаны с видом деятельности лепка? Участники предлагают варианты: гончар, скульптор, пекарь, кондитер. - Какие сенсорные ощущения важны в этих профессиях? Участники говорят о сенсорных ощущениях важных для гончара и пекаря: - Для гончара важны тактильные ощущения, чтобы чувствовать форму и текстуру глины. - Для пекаря, кроме тактильных ощущений (текстуры теста) важны обоняние и вкус, чтобы контролировать качество теста. - Представьте, если бы я предложила потрогать шероховатую кору дерева - Какие профессии связаны с деревом? (плотник, лесник, дизайнер мебели). - А если бы я предложила потрогать крупы. Какие профессии у вас ассоциируются с крупами? Какие наводящие вопросы вы бы задали детям? Участники: - Кто выращивает рис? - Кто готовит из круп вкусные блюда? - Представьте, если бы я предложила потрогать ткани разной текстуры, о каких бы профессиях мы с вами могли бы говорить? Какие наводящие вопросы вы бы задали детям? Участники: - Можно спросить: Какие профессии у вас ассоциируются с тканью? - Кто шьет одежду? - Кто создает красивые интерьеры? - Представьте, если бы я предложилавам для игры воду с ароматизаторами, о каких бы профессиях мы с вами могли бы говорить? (о химиках, парфюмерах или врачах). - Сенсорные упражнения позволяют не просто перечислять профессии, а проживать их через ощущения, делая процесс ознакомления с профессиями взрослых более живым и запоминающимся, более увлекательным и эффективным. Итог: - Итак, коллеги, я поделилась с вами тремясупергеройскми инструментами. Помните, что наша задача –помочь ребенку раскрыть свой потенциал и найти свое место в мире. Рефлексивное упражнение - Скажите, оправдались ли ваши ожидания от увиденного и услышанного? - Что бы вы хотели ещё узнать по этой теме и могу ли я вам в этом помочь? - Спасибо за работу! Мне было приятно с вами общаться.
|