Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

Речевые игры для детей 5-6 лет.
Логопедия, Моторика, Развитие речи
Автор: Попова Наталья Николаевна   
16.09.2025 18:02

Речевые игры для детей 5-6 лет.Речевые игры для детей 5-6 лет.

Попова Н.Н., учитель — логопед, МБОУ «Луховицкая средняя общеобразовательная школа № 9» (дошкольное отделение), 140500, Российская Федерация, Московская область, городской округ Луховицы, город Луховицы, переулок Учебный, строение 8

Правильная речь у ребенка — важная составляющая гармоничного развития его личности. Она является основой для овладения коммуникационными навыками и грамотой. Важно, чтобы ребёнок с проблемой речевого развития своевременно получили помощь логопеда.

Большинство родителей осознают, что их ребёнку нужна консультация

логопеда, когда начинается подготовка к школе. В этом возрасте детей начинают готовить к овладению навыками чтения и письма. Для этого нужна база — грамотная речь. Занятия усложняются, и у некоторых ребят на этом этапе появляются затруднения.

Нормы развития детской речи в возрасте от 5 до 6 лет

ребенок общается посредством развернутых предложений с использованием мимики и жестов;

в речи использует обобщающие слова;

правильно употребляет числительные, наречия, местоимения, союзы, частицы

дошкольник учится использовать причастные и деепричастные обороты;

имеется обширный словарный запас;

овладевает навыками словообразования (например, уменьшительно- ласкательными формами слова);

 

звукопроизношение практически сформировано;

слоговая структура сформирована полностью;

дошкольник может составить маленький рассказ-описание по картинке.

Предлагаю вам интересные и занимательные речевые игры, которые будут способствовать развитию речи ребенка, помогут сформировать словообразовательные умения пока вы

добираетесь до дома. Данные речевые игры способствуют развитию речи, обогащения словаря, внимания, воображения ребенка. С помощью таких игр ребенок научиться классифицировать, обобщать предметы.

«Подбери пять слов»

Игра на обогащение словаря прилагательными, развитие мышления.

Ребёнок должен подобрать по пять прилагательных к слову, которое вы

скажете.

Например: Тарелка – круглая, красивая, фарфоровая, глубокая, хрупкая.

Лиса – пушистая, хитрая, быстрая, хищная, рыжая и т.д.

«Исправь ошибки»

Намеренно рассказывайте ребёнку сказку и допускайте грамматические

ошибки, пусть ребёнок их исправит.

Например: Я ходила в осенний лес. Там я видела серый заяц, рыжая белка,

колючий ёж. Заяц ел морковка. Белка шелушила еловая шишка. Ёж бежал по лесная тропинка. Хорошо в осенний лес!

«Кто кого обгонит?»

Цель: формирование умения правильно согласовывать слова в предложении в винительном падеже.

Для этой игры понадобятся картинки с изображением животных, транспорта, людей или насекомых. Всё зависит от Вашей фантазии. Показываем ребёнку две картинки и задаём вопрос: "Кто кого обгонит?" Заяц и черепаха… (Заяц обгонит черепаху). Гусеница и змея… (Змея обгонит гусеницу). Поезд и самолёт… (Самолёт обгонит поезд). Мотоцикл и велосипед… (Мотоцикл обгонит велосипед). Человек и машина… (Машина обгонит человека).

Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в

творческих играх. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме. Игровые действия в играх и упражнениях всегда включают в себя обучающую задачу. Решение этой задачи является для каждого ребенка важным условием личного успеха в игре.

Игра «Закончи предложение»

Задача: научить детей составлению простых предложений по картинкам.

Оборудование: предметные картинки.

Описание. Взрослый расставляет перед ребенком картинки и начинает произносить предложение, а ребенок должен его закончить подходящим

словом, опираясь на картинки.

Например, «Кошка ловит (мышку)»; «Девочка бросает (мяч)»; «Собака грызет (кость)»; «Мама испекла (торт)».

«Рифмовки»

Ребёнок хорошо воспринимает стихи и знаком с понятием рифма.

Превратите его в настоящего поэта и пробуйте подбирать похожие по звучанию слова-рифмовки.

Например: веет – греет, ложка – кошка, кукушка – подушка.

Эта игра доставляет большую радость и детям и взрослым.

«Ласковое слово»

Игра направлена на образование новых слов при помощи уменьшительно-

ласкательных суффиксов.

Например: стол — столик, ключ — ключик, шапка – шапочка, белка –

белочка, книга – книжечка, ложка –ложечка, и т. д.

Благотворное влияние на развитие речи оказывают разговоры об окружающем мире во время прогулок; беседа с ребёнком на тему того, как

прошел его день, и на другие интересные ему темы.

«Незнайкины ошибки»

Цель: развитие слухового внимания, умения согласовывать слова в предложении в винительном падеже.

Расскажите ребёнку историю о том, как Незнайка ходил в осенний лес. Ему там так понравилось, что он поделился своими впечатлениями со своими

друзьями, но допустил в рассказе ошибки. Нужно помочь Незнайке исправить его ошибки.

В осеннем лесу.

Я ходил в осенний лес. Там я видел серый заяц, рыжая белка, колючий ёж. Заяц ел морковка. Белка шелушила еловая шишка. Ёж бежал по лесная тропинка. Хорошо в осенний лес.

"Подбери словечко"

Цель: расширение словарного запаса, развитие умения согласовывать прилагательное с существительным.

В эту игру можно играть с мячом, перекидывая, его друг другу.

Про что можно сказать "свежий"… (воздух, огурец, хлеб, ветер); "старый"… (дом, пень, человек, ботинок); "свежая"… (булочка, новость, газета, скатерть); "старая"… (мебель, сказка, книга, бабушка); "свежее"… (молоко, мясо, варенье); "старое"… (кресло, сиденье, окно).

«Что происходит в природе»

Игра на закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении. Игру желательно проводить по темам.

Пример: Тема «Весна».

Солнце – что делает? – Светит, греет.

Ручьи – что делают? – Бегут, журчат.

Снег – что делает? – Темнеет, тает.

Птицы – что делают? – Прилетают, вьют гнёзда, поют песни.

Капель – что делает? – Звенит, капает.

Медведь – что делает? – Просыпается, вылезает из берлоги.

Играйте с ребёнком на равных, поощряйте его ответы, радуйтесь успехам и маленьким победам! Желаем удачи!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 35 (397) выйдет
21 сентября 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 34 (396) за 2025 год
Скачать Номер 33 (395) за 2025 год
Скачать Номер 32 (394) за 2025 год
Скачать Номер 31 (393) за 2025 год
Скачать Номер 30 (392) за 2025 год
Скачать Номер 29 (391) за 2025 год
Скачать Номер 28 (390) за 2025 год
Скачать Номер 27 (389) за 2025 год
Скачать Номер 26 (388) за 2025 год