Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

Инновационные подходы в коррекции речевых нарушений у младших дошкольников с ОНР
Логопедия, Моторика, Развитие речи
Автор: Ломоносова Татьяна Николаевна Осипова Анна Семеновна   
30.09.2025 22:05

Инновационные подходы в коррекции речевых нарушений у младших дошкольников с ОНРИнновационные подходы в коррекции речевых нарушений у младших дошкольников с ОНР

  • Ломоносова Татьяна Николаевна, учитель-логопед муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 173" городского округа Самара
  • Осипова Анна Семеновна, учитель-логопед муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 255" городского округа Самара

Список ключевых слов: младший дошкольный возраст, ОНР I уровня, коррекция, инновации, балансировочная доска Бильгоу.

Краткая аннотация: в коррекционно-логопедической работе с младшими дошкольниками используем инновационный подход, используя балансировочную доску Бильгоу. Доска – балансир – это тренажер, позволяющий прочувствовать расположение своего тела и удерживать равновесие, для чего требуется контроль веса и грамотное его распределение.

Особенностью балансира является то, что занятия на нем воспринимаются как развлечение. Тренировка с его помощью не являются сложным занятием. Она без усилий и незаметно приносит пользу для здоровья и формирует лексику и грамматику у детей с ОВЗ.

В настоящее время с каждым годом увеличивается количество детей с ОВЗ. В большинстве случаев дети младшего дошкольного возраста имеют логопедическое заключение ОНР I уровня.

Общее недоразвитие речи I уровня – это крайне низкая степень речевого развития, характеризующаяся практически полной несформированностью вербальных средств коммуникации. Типичные признаки – резко ограниченный словарь, состоящий из звукокомплексов и аморфных слов, отсутствие фразы, ситуативное понимание речи, неразвитость грамматических навыков, дефекты звукопроизношения и фонематического восприятия.

ОНР рассматривается как системное нарушение, затрагивающее все языковые подсистемы: фонетико-фонематическую, лексическую, грамматическую, семантическую. Дети с первым уровнем речевого развития отстают от возрастной нормы по целому спектру качественных и количественных показателей. У них нарушен общий ход речевого развития, сроки и последовательность освоения речевых навыков.

 

Скачать конспект

В речи ребенка отсутствуют словесные средства общения, лексический запас резко отстает от среднестатистической возрастной нормы. В активном словаре обнаруживается незначительное количество звукокомплексов, звукоподражаний, аморфных слов. Ребенок может использовать единичные обиходные слова, сильно искаженные по слоговому и звуковому составу, что делает речь малоразборчивой. Способность понимания обращенной речи напрямую зависит от ситуации. Характерен так называемый импрессивный аграмматизм — при изменении грамматической формы слова, вне контекста или конкретной ситуации понимание становится недоступным.

Фразовая речь не сформирована. Предложения состоят из отдельных лепетных слов, которые могут иметь множественные значения. Активно применяются неязыковые средства – изменения интонации, указательные жесты и мимика. Использование предлогов и словоизменение недоступно. Грубо искажается слоговая структура, сложные слова сокращаются до 1-2-х слогов. Фонематический слух не развит: ребенок не различает и не выделяет оппозиционные фонемы. Произносительные умения находятся на низком уровне. Нарушены многие группы звуков, типична нечеткость и неустойчивость артикуляции.

Цель коррекционного процесса – переход на следующую, более высокую ступень речевого развития. Работа строится поэтапно по следующим направлениям:

  • Овладение пониманием речи. Задача решается в игровой форме. Ребенка учат находить игрушки по просьбе взрослого, показывать части тела, отгадывать предметы по описанию, выполнять одноступенчатую инструкцию. Одновременно расширяется пассивный и активный словарь, усваиваются простые односложные и двусложные слова. На этой основе затем начинается работа над простой двусоставной фразой и диалогом.
  • Активизация речевой деятельности. Содержание работы в рамках данного направления предусматривает развитие звукоподражания (голосам животных, звучанию музыкальных инструментов, звукам природы и т. д.). Стимулируется и поощряется самостоятельная речевая активность. В речь вводятся указательные местоимениями ( «вот», «тут», «это»), глаголы в повелительном наклонении ( «дай», «иди»), обращение к родственникам.
  • Развитие неречевых функций. Продуктивная речевая деятельность невозможна без достаточного развития памяти, внимания, мышления. Поэтому большое внимание на логопедических занятиях по коррекции ОНР уделяется развитию психических процессов. Используются дидактические игры «Что здесь лишнее», «Чего не стало», «Сделай по образцу», «Узнай предмет по звучанию», отгадывание загадок с опорой на картинки и т.п.

Имея более, чем пятнадцатилетний опыт коррекционно-логопедической работы с младшими дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи, мы диагностируем помимо расстройства речевого компонента развития зачастую и моторный. В особенности, например, у детей с дизартрией и/или моторной алалией отмечается:

  • плохая координация движений общей моторики (рассогласованность движений разных групп мышц, неумение рассчитать амплитуду целенаправленного движения), трудности ориентировки в схеме тела, в пространстве. И, как следствие, неумение ориентироваться во времени (путаются, что было раньше, что позже; в дальнейшем затрудняются определять время по циферблату часов).
  • Страдает так же мелкая и артикуляционная моторика (невозможность сформировать позу/уклад; сложно удержание и/или переключение поз, то есть нарушена как статические, так и динамические моторные программы.
  • Сложности в восприятии и воспроизведении ритмов в общей, мелкой моторике и, как следствие, они находят отражение в восприятии и воспроизведении слоговой структуры слов, темпо-ритмической и интонационной организации речи в целом.
  • Сложность удержания равновесия тела, которая влечет за собой нарушение всей координации движений, в том числе при осуществлении письма и выражается специфическими стойкими логопедическими ошибками.
  • Слабо развиты межполушарные связи, что выражается в сложности выполнения действий по речевой инструкции.
  • Не развит самоконтроль и, как следствие, некритичное отношение к своему дефекту.

Учитывая вышеперечисленные особенности развития детей с первым уровнем речевого недоразвития, мы разработали авторскую программу развития лексико-грамматического строя речи. В теоретическом обосновании нашей методики использования балансировочной доски Бильгоу и упражнений для стимуляции мозжечка и развития межполушарных связей в процессе логопедической работы с дошкольниками с особыми потребностями (с тяжелыми нарушениями речи) (далее — методика) лежит концепция А.Р. Лурии, Л.С. Выготского, теория нейропсихологии, учение о трех блоках мозга. Каждый из блоков имеет важное значение.

Первый блок мозга отвечает за энергию, энергетический баланс. Обеспечивает энергией весь организм и мозг в том числе. Это глубинные структуры, которые закладываются еще внутриутробно и к первому году жизни они практически сформированы.

Второй блок активнее всего формируется в дошкольный период и отвечает за информацию, которую мы принимаем от мира, перерабатываем и даем какой-то ответ на эту информацию. Здесь выделяют несколько компонентов: зрительный (обработка зрительной информации — зрительное восприятие), слуховой (обработка неречевых и речевых звуков — слуховое восприятие), кинестетический (информация, которую мы получаем от тела), пространственный (схема тела, ощущение себя в пространстве, пространственные представления), кинетический (плавность переключения между отдельными элементами).

Третий блок начинает активно формироваться у детей перед школой. Это блок программирования, регуляции и контроля нашей деятельности. и т.д.). И для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое предназначено мозолистое тело, которое осуществляет межполушарные связи, находится между двумя полушариями мозга.

Стимулируя работу мозжечка занятиями с нейротренажерами, мы развиваем двигательные способности, когнитивные способности ребенка, оказываем благотворное влияние на эмоциональный фон, поведение ребенка.

Целесообразность использования балансировочной доски Бильгоу, кинезиологических мешочков, мячика в коррекционно-развивающей работе логопеда продиктована вышеуказанными особенностями детей с тяжелыми нарушениями речи.

Работа с балансировочной доской Бильгоу подразумевает:

  • Развитие координации, обще- и мелкомоторных умений и навыков;
  • Мозжечковая стимуляция, развитие чувства равновесия, чувства ритма;
  • Развитие межполушарных связей;
  • Развитие чувства схемы тела и представления схемы тела.

Кроме того, используя в коррекционно-логопедической работе балансировочную доску Бильгоу, кинезиологические мешочки, кинезиологический мячик, параллельно и одновременно мы развиваем речь ребенка (лексико-грамматический строй или произносительную сторону речи).

Основная суть методики заключается в том, что в процессе выполнения речевых упражнений ребенок одновременно должен удерживать равновесие на балансире и выполнять игровые действия с кинезиологическим мешочком/ кинезиологическим мячом. При этом положение тела на балансировочной доске должно быть симметрично относительно центральной оси; стопы должны стоять параллельно друг другу, не смещать корпус тела вперед при броске мяча или мешочка педагогу. На начальном этапе это довольно трудно, у детей проявляются синкинезии, сложно удерживать равновесие. Но в процессе коррекционной работы по данной методике движения детей, участвущих в речевых играх с использованием балансировочной доски Бильгоу, кинезиологических мешочков и мяча, становятся более ловкими, координированными, точными.

Особая ценность коррекционно-развивающей работы с использованием методики заключается в решении комплекса задач (с учётом положений ФГОС):

  • создание условий для формирования и практического усвоения лексико-грамматических средств языка;
  • развитие межполушарных связей;
  • осуществление мозжечковой стимуляции;
  • закрепление и развитие у детей навыка речевой коммуникации;
  • практическое овладение воспитанниками нормами речи;
  • развитие слухового внимания;
  • развитие навыка контроля и самоконтроля при выполнении заданий;
  • обогащение активного словаря;
  • развитие умения использовать в речи словоформы (падежные, уменьшительно-ласкательные и другие);
  • развитие умения понимать на слух и использовать в собственной речи различные формы словообразования и словоизменения;
  • развитие зрительно-моторной координации, моторной ловкости, тонких дифференцированных пальцев рук;
  • развитие качества произвольных движений;
  • развитие точности движений мелкой моторики пальцев рук;
  • развитие умения удерживать равновесие на балансировочной доске.

С помощью мозжечковой стимуляции мы эффективно реализуем поставленные коррекционно-развивающие задачи, вовлекая в работу различные анализаторные системы и успешно формируем лексико-грамматический строй речи дошкольников в более короткие сроки.

В итоге логопедической работы с применением методики у ребенка отмечается повышение уровня использования лексико-грамматических конструкций:

  • повышение уровня умения использовать в речи словоформы (падежные, уменьшительно-ласкательные и другие);
  • повышение уровняумения понимать на слух и использовать в собственной речи различные формы словообразования и словоизменения;
  • повышение уровня зрительно-моторной координации, моторной ловкости, тонких дифференцированных пальцев рук;
  • повышение качества произвольных движений;
  • повышение точности движений мелкой моторики пальцев рук.

Особенно стоит отметить, что детям очень нравятся такие задания. Для них это увлекательная игра, которая дает им чувство успешности, с каждым разом помогая становиться все более ловкими и внимательными.

Упражнения:

«Раз, два, три – ну-ка повтори!»: повторять отдельные звуки, слоги, звукоподражания, слова (односложные, двухсложные и т.д.)

«Делай как я»: стоя на балансире повторить упражнения за педагогом:

Упражнение «Огурец прячется»

Вот зелёный огурец!

Он большой-большой хитрец.

Сидит себе на грядке,

Со мной играет в прятки.

Чередовать: то правая рука накрывает левый кулачок, то левая рука накрывает правый кулачок

Упражнение «Сорви яблочко»

Поочерёдно тянуться то правой, то левой рукой вверх, имитируя срывание яблока. Свободная рука убирается за спину.

Одно яблочко беру,

На другое смотрю,

Третье подмечаю,

Скорее собираю.

«Осень»

Упражнение «Осенние листья»

Листья осенние тихо кружатся

Листья нам под ноги плавно ложатся

И под ногами шуршат, шелестят,

Словно опять закружиться хотят

Рисовать в воздухе горизонтальные восьмёрки: в одном направлении, в противоположных направлениях.

«Обувь»

Всюду, всюду

Мы вдвоём

Неразлучные идём!

Валенки, сапожки,

Туфельки, калошки.

Указательный и средний палец «шагают» (поочерёдно: то правая вперёд, левая назад, то левая вперёд, а правая назад)

Упражнение «Скворчата»

Из скворечника торчат

Клювы маленьких скворчат

Клювик раз, клювик два,

Лапки, лапки, голова.

Левая ладонь вертикально вверх. К ней приставляется «птичка» (все пальцы собраны вместе). Затем поменять позы рук.

Упражнение «Коза и корова»

Идёт коза рогатая

За малыми ребятами.

Коровушка идёт,

Молоко даёт

Корова: внутренняя сторона ладони опущена вниз, указательный палец и мизинец выставлены вперёд, средний и безымянный пальцы обхвачены большим.

Коза: внутренняя сторона ладони опущена вниз, указательный палец и средний выставлены вперёд, мизинец и безымянный пальцы обхвачены большим.

Чередовать руки.

Упражнение «Заяц и волк»

Скачет заяц по полянке

А за ним бежит волчок.

Волк зайчонка не догонит,

Не ухватит за бочок!

Заяц: пальчики в кулачок, выставить вверх указательный и средний пальцы.

Волк: рука ладонью к телу, большой пальчик выставлен вверх, мизинец опущен вниз.

Чередовать позы рук.

Упражнение «Самолет»

Самолёт, самолёт,

Собирайся в перелёт!

Чередовать движения: правая рука тянется наверх влево, а левая тянется вниз вправо, затем левая рука тянется наверх вправо, а правая тянется вниз влево.

Упражнение «Полицейский». Одна рука прикладывается ко лбу, как козырёк, другая рука показывает «класс». Чередовать движения рук.

Полицейский-постовой, -

На дороге он – герой!

За порядком всё следит,

Ехать всем скорей велит!

Упражнение «Звезда и метеорит». Одна рука показывает звезду (раскрытая ладонь), другая рука показывает метеорит (пальцы собраны в кулак).

Я – весёлый звездочёт.

Звёзды все – наперечёт.

Игра "Путешественник".

Цель: активизация и расширение словаря по лексической теме «Игрушки», развитие вербальной памяти.

Ребенок залазает и слазает с балансировочной доски Бильгоу спереди, сзади, с обеих сторон, выполняет логопедические задания: «Вспомни, назови игрушки», «Как я играю?» (мяч катаю, кидаю, подкидываю, пинаю, ловлю и т.д. На начальных этапах можно использовать звукоподражания: опа, бам, пам; «Из чего – какой?» (автобус из металла – металлический, мишка из плюша -…, мячик из резины — …, пирамидка из дерева — … и т.д.

Игра «Всё моё».

Цель: закрепление в речи ребёнка притяжательных местоимений.

Ребенок сидит «по-турецки» на балансировочной доске, учитель-логопед раскачивает доску, предлагает ребенку речевую игру «Всё моё».

(Мишка чей? – мой, кукла чья? — … и т.д.)

Игра «Стойкий оловянный солдатик».

Цель: актуализация номинативного, адъективного словаря по теме «Фрукты», практическое согласование существительных с прилагательными, существительных с местоимениями, формирование умения употреблять существительные в форме множественного числа Р.п.

Ребенок стоит на балансире, большой мяч держит перед собой на вытянутых руках, поднимает мяч вверх-вниз. Логопед показывает предметные картинки, организует дидактические игры: «Назови цвет фрукта» (яблоко красное, груша желтая, абрикос оранжевый и т.д.).

Игра «Веселый мяч».

Цель: закрепить умение произносить слоги (слова).

Ребенок стоит на балансире, подбрасывает мяч вверх, ловит мяч двумя руками и повторяет за логопедом слоги, слова.

Игра "Перекати поле».

Цель: закрепить умение произносить слоги, звукоподражания, слова.

Ребенок стоит на балансире, перебрасывает большой мяч через пол, повторяет за логопедом речевой материал.

Игра "Задания выполняй и повторяй".

Ребенок стоит на балансировочной доске, логопед предлагает задания с одновременным выполнением движений (поймать и кинуть логопеду мешочек обеими руками, только правой рукой, только левой рукой; поймать правой, а кинуть левой; поймать левой, а кинуть правой; самостоятельно подкидывать и ловить мешочек обеими руками, только правой, только левой, перекидывать из правой руки в левую и обратно).

Список литературы

  • Выготский Л. С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. — Издательство «Лабиринт», М., 1999. — 352 с.
  • Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. — М., 1961.
  • Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Е. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. — М., 1998.
  • Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. — Ярославль, 1997.
  • Краузе Е. Логопедия. СПб.: “Корона”, 2002. – 208 с.
  • Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. — М., 2002.
  • Логинова В.И. Формирование словаря /Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. — М., 1984.
  • Логопедия. / Под ред. Волковой Л. С., Шаховской С. Н. М. Владос, 1999.
  • Лурия А.Р. Язык и сознание// Под ред. Е.Д. Хомской. — М., 2001.
  • Основы логопедической работы с детьми. / Под ред. Чиркиной Г. В. М.: “Аркти” — 2002.
  • Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи 6-го года жизни// Сост. Т.Б. Филичева и Г.В. Чиркина. —М., 1989.
  • Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. — М.: Академия, 2002. — 232 с.
  • Филичева Т.Е. Особенности формирования речи детей дошкольного возраста. — М., 1999.
  • Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. — М., 1999.
  • Филичева Т.Е., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. — М., 1993. -Ч. I, II.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 37 (399) выйдет
11 октября 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 36 (398) за 2025 год
Скачать Номер 35 (397) за 2025 год
Скачать Номер 34 (396) за 2025 год
Скачать Номер 33 (395) за 2025 год
Скачать Номер 32 (394) за 2025 год
Скачать Номер 31 (393) за 2025 год
Скачать Номер 30 (392) за 2025 год
Скачать Номер 29 (391) за 2025 год
Скачать Номер 28 (390) за 2025 год