Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

Мастер-класс для родителей «Артикуляционная гимнастика в домашних условиях»
Логопедия, Моторика, Развитие речи
Автор: Фомкина Айман Исатаевна Сигаева Елена Викторовна   
02.10.2025 15:07

Мастер-класс для родителей «Артикуляционная гимнастика в домашних условиях»Мастер-класс для родителей «Артикуляционная гимнастика в домашних условиях»

Методическая разработка

Авторы:

  • Фомкина Айман Исатаевна
  • Сигаева Елена Викторовна

Красноярск, 2025

Цель: Пропагандирование среди родителей знания об артикуляционной гимнастике как основе правильного звукопроизношения.

Задачи:

  • продолжить информировать родителей о приемах работы учителя-логопеда по формированию подвижности органов речи (губ, языка, нижней челюсти)
  • показать важность роли артикуляционной гимнастики в развитии моторики артикуляционного аппарата
  • познакомить с правилами проведения артикуляционной гимнастики дома.

 

Оборудование: зеркала, салфетки, памятки для родителей, «Артикуляционная гимнастика».

Участники: родители, дети

План проведения мастер-класса

  1. Теоретическая часть. Проблемы развития речи детей дошкольного возраста.
  2. Артикуляционная гимнастика.
  3. Практическая часть. Выполнение упражнений для губ, щек, языка
  4. Советы учителя-логопеда родителям.

Ожидаемые результаты:

  1. Родители будут более информированы о содержании коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с детьми по коррекции дефектов звукопроизношения.
  2. Взаимодействие родителей, воспитателей и учителя-логопеда в коррекционной работе даст положительный и более быстрый результат.
  3. Родители получат навыки проведения артикуляционной гимнастики и смогут дома в совместной деятельности помогать детям.

Ход мастер-класса

Я рада приветствовать вас в городе «Весёлого язычка» на мастер-классе, тема которого «Артикуляционная гимнастика в домашних условиях».

Речевые нарушения у детей – серьёзная проблема нашего времени. Самое неприятное – это то, что нет тенденции к уменьшению количества таких детей, – напротив, с каждым годом все больше детей нуждаются в помощи логопеда. Естественно, ведущая роль в работе по исправлению дефектов речи принадлежит логопеду. Но только занятий с логопедом и воспитателями недостаточно для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения, необходимы дополнительные упражнения — с родителями. Основная трудность для родителей — нежелание ребенка заниматься. Чтобы преодолеть это, необходимо заинтересовать малыша. Важно помнить, что основная деятельность детей — игровая. Все занятия должны строиться по правилам игры! Можно «Отправиться в путешествие» в Сказочное Королевство или придумать сказку про веселый язычок. Не переживайте! Ваши старания не пройдут даром, и результат занятий обязательно проявится.

Очень важной в коррекции речевых нарушений является артикуляционная гимнастика.

Гимнастика для рук и ног – это привычное и знакомое нам дело. Ведь мы тренируем их, чтобы стать ловкими, сильными и подвижными. А зачем тренировать язык? Оказывается, язык – это главная мышца органов речи. И для него, как для всякой мышцы, гимнастика просто необходима.

Артикуляционная гимнастика – это совокупность упражнений, направленных на развитие и укрепление мышц речевого аппарата. К ним относятся – язык, губы, щеки, челюсти, неба.

В речи звуки произносятся не изолированно, а плавно один за другим, и органы артикуляционного аппарата должны быстро менять свое положение. Поэтому каждый участвующий в речевом процессе орган занимает определенное положение. Добиться четкого произношения звуков, слов, фраз можно только при условии достаточной подвижности органов артикуляционного аппарата, их способности перестраиваться и работать скоординировано.

Целью артикуляционной гимнастики является выработка полноценных движений и определенных положений органов речевого аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

Я предлагаю вам самостоятельно выполнить основные артикуляционные упражнения. Поставьте перед собой зеркало. Сейчас вы сможете познакомиться с артикуляционными упражнениями так, как это делают ваши дети.

Сказка про «Весёлый язычок»

Этот маленький дружок –

Твой весёлый Язычок.

Чтоб он ловким был, умелым,

Чтобы слушался тебя,

Каждый день зарядку делай

Перед зеркалом, шутя!

1. «Киска сердится»

Язык упирается в нижние зубы.

Вот проснулся Язычок

Выглянул в окошко.

Видит: спинку выгнула

Розовая кошка.

2. «Лопатка»

Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

Расстелил половичок

На крылечке Язычок.

Взял он клещи,

Взял топор.

3. «Заборчик»

Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.

И пошел чинить забор.

4. «Трубочка» (слоник, хоботок)

Вытягивание губ вперёд длинной трубочкой. Зубы сомкнуты.

Мои губы – трубочка

Превратились в дудочку.

5. «Часики». Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет взрослого к уголкам рта.

Влево — вправо мой язык скользит лукаво:

Словно маятник часов покачаться он готов.

6. «Качели». Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

На качелях я качаюсь: вверх, вниз, вверх, вниз.

Я до крыши поднимаюсь, а потом спускаюсь вниз.

7. «Чистим зубки». Рот открыт. Кончиком языка погладить внутри верхние и нижние зубы. Важно – подбородок не двигается.

Чищу зубы, чищу зубы и снаружи, и внутри.

Не болели, не темнели, не желтели чтоб они.

8. «Чашечка»

Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

Язык широкий положи, его края приподними.

9. «Вкусное варенье». Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

Ох и вкусное варенье!

Жаль осталось на губе.

Язычок я подниму

И остатки оближу.

10. «Лошадка». Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

На лошадке я скакал и грибочек увидал.

11. «Грибок». Улыбнуться открыть рот, присосать широкий язык к небу, кончик языка не должен подворачиваться, губы в улыбке. Если ребенку не удается присосать язык к небу, то предложите ребенку пощелкать языком как лошадка.

12. «Накажем непослушный язычок» (месим тесто).

Это упражнение является самомассажем для языка.

Ох, устал наш Язычок,

Лёг в кроватку на бочок;

Пя – пя – пя – пя – пя – пя

Отдыхаем все, друзья!

Основные артикуляционные упражнения:

«Улыбка» — улыбнуться, не обнажая зубы.

«Заборчик» — улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы.

«Трубочка» — вытянуть губы вперед, при этом челюсти сомкнуты.

«Бублик» — выполнить «трубочку» и приоткрыть рот.

«Лопатка» — широкий язык спокойно лежит на нижней губе.

«Чашечка» — широкий расслабленный язык поднят к верхней губе, средняя часть языка прогнута, а боковые края загнуты кверху.

«Часики» — отведение кончика языка к углам рта вправо-влево. Нижняя челюсть при этом неподвижна.

«Качели» — рот широко открыт, движения языка вверх-вниз, за верхние зубы – за нижние зубы.

«Вкусное варенье» — слизывание варенья с верхней и нижней губы попеременно. Круговое облизывание губ.

«Иголочка» — суживание и заострение языка – тянемся языком к зеркалу.

«Индюк» — улыбнуться, открыть рот, язык поднять к верхней губе и загнуть вверх. Двигать языком по верхней губе вперед-назад, произнося: бла-бла-бла.

«Горка» — улыбнуться, открыть рот, кончик языка упереть в нижние зубы, язык не должен выпячиваться вперед.

«Маляр» — улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх и кончиком языка водить вперед-назад по небу.

«Желобок» — язык лежит на нижней губе, кончик — узкий, а боковые края загнуты в желобок.

«Грибок» — улыбнуться, приоткрыть рот. Присосать широкий язык всей плоскостью к нёбу и открыть рот.

«Гармощка» — рот приоткрыть, язык присосать к нёбу. Не опуская языка вниз, открывать и закрывать рот, растягивая подъязычную уздечку.

«Конфета» — рот закрыть, напряженным языком упираться то в одну щеку, то в другую.

Все эти упражнения необходимы для того, чтобы развить подвижность, гибкость речевых мышц, повысить точность их движений. Ведь артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков, а так же, основой в коррекции нарушений звукопроизношения.,

Желаю Вам терпения и радости в общении с Вашими детками.

Спасибо за внимание!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 37 (399) выйдет
11 октября 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 36 (398) за 2025 год
Скачать Номер 35 (397) за 2025 год
Скачать Номер 34 (396) за 2025 год
Скачать Номер 33 (395) за 2025 год
Скачать Номер 32 (394) за 2025 год
Скачать Номер 31 (393) за 2025 год
Скачать Номер 30 (392) за 2025 год
Скачать Номер 29 (391) за 2025 год
Скачать Номер 28 (390) за 2025 год