Мастер-класс для родителей «Артикуляционная гимнастика в домашних условиях» |
Логопедия, Моторика, Развитие речи | |||
Автор: Фомкина Айман Исатаевна Сигаева Елена Викторовна | |||
02.10.2025 15:07 | |||
Методическая разработка Авторы:
Красноярск, 2025 Цель: Пропагандирование среди родителей знания об артикуляционной гимнастике как основе правильного звукопроизношения. Задачи:
Оборудование: зеркала, салфетки, памятки для родителей, «Артикуляционная гимнастика». Участники: родители, дети План проведения мастер-класса
Ожидаемые результаты:
Ход мастер-класса Я рада приветствовать вас в городе «Весёлого язычка» на мастер-классе, тема которого «Артикуляционная гимнастика в домашних условиях». Речевые нарушения у детей – серьёзная проблема нашего времени. Самое неприятное – это то, что нет тенденции к уменьшению количества таких детей, – напротив, с каждым годом все больше детей нуждаются в помощи логопеда. Естественно, ведущая роль в работе по исправлению дефектов речи принадлежит логопеду. Но только занятий с логопедом и воспитателями недостаточно для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения, необходимы дополнительные упражнения — с родителями. Основная трудность для родителей — нежелание ребенка заниматься. Чтобы преодолеть это, необходимо заинтересовать малыша. Важно помнить, что основная деятельность детей — игровая. Все занятия должны строиться по правилам игры! Можно «Отправиться в путешествие» в Сказочное Королевство или придумать сказку про веселый язычок. Не переживайте! Ваши старания не пройдут даром, и результат занятий обязательно проявится. Очень важной в коррекции речевых нарушений является артикуляционная гимнастика. Гимнастика для рук и ног – это привычное и знакомое нам дело. Ведь мы тренируем их, чтобы стать ловкими, сильными и подвижными. А зачем тренировать язык? Оказывается, язык – это главная мышца органов речи. И для него, как для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Артикуляционная гимнастика – это совокупность упражнений, направленных на развитие и укрепление мышц речевого аппарата. К ним относятся – язык, губы, щеки, челюсти, неба. В речи звуки произносятся не изолированно, а плавно один за другим, и органы артикуляционного аппарата должны быстро менять свое положение. Поэтому каждый участвующий в речевом процессе орган занимает определенное положение. Добиться четкого произношения звуков, слов, фраз можно только при условии достаточной подвижности органов артикуляционного аппарата, их способности перестраиваться и работать скоординировано. Целью артикуляционной гимнастики является выработка полноценных движений и определенных положений органов речевого аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков. Я предлагаю вам самостоятельно выполнить основные артикуляционные упражнения. Поставьте перед собой зеркало. Сейчас вы сможете познакомиться с артикуляционными упражнениями так, как это делают ваши дети. Сказка про «Весёлый язычок» Этот маленький дружок – Твой весёлый Язычок. Чтоб он ловким был, умелым, Чтобы слушался тебя, Каждый день зарядку делай Перед зеркалом, шутя! 1. «Киска сердится» Язык упирается в нижние зубы. Вот проснулся Язычок Выглянул в окошко. Видит: спинку выгнула Розовая кошка. 2. «Лопатка» Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Расстелил половичок На крылечке Язычок. Взял он клещи, Взял топор. 3. «Заборчик» Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны. И пошел чинить забор. 4. «Трубочка» (слоник, хоботок) Вытягивание губ вперёд длинной трубочкой. Зубы сомкнуты. Мои губы – трубочка Превратились в дудочку. 5. «Часики». Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет взрослого к уголкам рта. Влево — вправо мой язык скользит лукаво: Словно маятник часов покачаться он готов. 6. «Качели». Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам. На качелях я качаюсь: вверх, вниз, вверх, вниз. Я до крыши поднимаюсь, а потом спускаюсь вниз. 7. «Чистим зубки». Рот открыт. Кончиком языка погладить внутри верхние и нижние зубы. Важно – подбородок не двигается. Чищу зубы, чищу зубы и снаружи, и внутри. Не болели, не темнели, не желтели чтоб они. 8. «Чашечка» Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов. Язык широкий положи, его края приподними. 9. «Вкусное варенье». Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта. Ох и вкусное варенье! Жаль осталось на губе. Язычок я подниму И остатки оближу. 10. «Лошадка». Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку. На лошадке я скакал и грибочек увидал. 11. «Грибок». Улыбнуться открыть рот, присосать широкий язык к небу, кончик языка не должен подворачиваться, губы в улыбке. Если ребенку не удается присосать язык к небу, то предложите ребенку пощелкать языком как лошадка. 12. «Накажем непослушный язычок» (месим тесто). Это упражнение является самомассажем для языка. Ох, устал наш Язычок, Лёг в кроватку на бочок; Пя – пя – пя – пя – пя – пя Отдыхаем все, друзья! Основные артикуляционные упражнения: «Улыбка» — улыбнуться, не обнажая зубы. «Заборчик» — улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы. «Трубочка» — вытянуть губы вперед, при этом челюсти сомкнуты. «Бублик» — выполнить «трубочку» и приоткрыть рот. «Лопатка» — широкий язык спокойно лежит на нижней губе. «Чашечка» — широкий расслабленный язык поднят к верхней губе, средняя часть языка прогнута, а боковые края загнуты кверху. «Часики» — отведение кончика языка к углам рта вправо-влево. Нижняя челюсть при этом неподвижна. «Качели» — рот широко открыт, движения языка вверх-вниз, за верхние зубы – за нижние зубы. «Вкусное варенье» — слизывание варенья с верхней и нижней губы попеременно. Круговое облизывание губ. «Иголочка» — суживание и заострение языка – тянемся языком к зеркалу. «Индюк» — улыбнуться, открыть рот, язык поднять к верхней губе и загнуть вверх. Двигать языком по верхней губе вперед-назад, произнося: бла-бла-бла. «Горка» — улыбнуться, открыть рот, кончик языка упереть в нижние зубы, язык не должен выпячиваться вперед. «Маляр» — улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх и кончиком языка водить вперед-назад по небу. «Желобок» — язык лежит на нижней губе, кончик — узкий, а боковые края загнуты в желобок. «Грибок» — улыбнуться, приоткрыть рот. Присосать широкий язык всей плоскостью к нёбу и открыть рот. «Гармощка» — рот приоткрыть, язык присосать к нёбу. Не опуская языка вниз, открывать и закрывать рот, растягивая подъязычную уздечку. «Конфета» — рот закрыть, напряженным языком упираться то в одну щеку, то в другую. Все эти упражнения необходимы для того, чтобы развить подвижность, гибкость речевых мышц, повысить точность их движений. Ведь артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков, а так же, основой в коррекции нарушений звукопроизношения., Желаю Вам терпения и радости в общении с Вашими детками. Спасибо за внимание!
|