Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

Игровые технологии в работе учителя — логопеда.
Логопедия, Моторика, Развитие речи
Автор: Горнакова Наталья Петровна   
02.10.2025 14:45

Игровые технологии в работе учителя — логопеда.Игровые технологии в работе учителя — логопеда.

Горнакова Наталья Петровна учитель – логопед МАДОУ № 300 г. Красноярск

«Игры детей – вовсе не игры, а правильнее смотреть на них как на самое значительное и глубокомысленное занятие этого возраста». М.Монтель

Речь является самой сложной высшей психической функцией человека. Речь не является врожденной, ее нужно развивать.

Развитие речи ребенка – это сложный, многообразный и достаточно длительный процесс. Дети не сразу овладевают лексико – грамматическим строем, звукопроизношением, связной речью.

Многие исследователи, отмечают, что освоение языка нормально развивающимся ребенком происходит спонтанно и без видимых усилий с его стороны.

 

К сожалению детей, которым не требуется помощь специалистов в развитии их речи, становится все меньше и меньше. Количество детей с тяжелыми речевыми нарушениями с каждым годом увеличивается. Очень часто встречаются дети с сочетанными диагнозами, что усложняет работу логопеда, так как такие дети нуждаются в лечении у невролога, психиатра, многим требуется ортодонтическое вмешательство, занятия с дефектологом и психологом. Дети как правило мало заинтересованы в правильном звукопроизношении и в развитии своей речи. Самым трудным и длительным является этап автоматизации поставленного звука. Введение нового звука в речь ребенка процесс длительный и утомительный, требующий от логопеда терпения, а от ребенка усердия. Порой проходит много месяцев упорных кропотливых занятий, прежде чем ребенок привыкает к новым звукам с правильной артикуляцией. Для того чтобы привлечь внимание и вызвать интерес у детей я в своей работе использую игровые технологии. Они помогают усвоению, закреплению знаний, повышают интерес детей к правильному произношению, развивают сосредоточенность, обеспечивают лучшее усвоение речевого материала. В качестве примера использования игровых технологий, хочу поделиться разработанной мною дидактической игрой, для автоматизации звуков «Речевой будильник».

Цель: Автоматизация звуков речи в словах, словосочетаниях, предложениях и развитие всех компонентов речи, через выполнения упражнений дидактической игры.

Задачи:

  • развитие артикуляционного праксиса
  • автоматизация поставленных звуков в словах, словосочетаниях и предложениях
  • развитие фонематического восприятия
  • формирование лексико-грамматических категорий
  • развитие просодической стороны речи
  • развитие связной речи
  • обогащение словарного запаса словами-признаками и действиями
  • развитие коммуникативности, успешности в общении детей.

Дидактическая игра предназначена для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми речевыми нарушениями.

В комплект игры входит:

  • плоскостной будильник изготовленный из пластика
  • набор сменных 11 стрелок с условными обозначениями
  • деревянные фигурки, наклейки, магниты для автоматизации звуков.

Варианты игровых заданий:

  1. «Назови слово» Ребенок выкладывает фигурки (фишки, магниты, наклеивает наклейки) на заданный звук. Затем начинает крутить стрелку и называть выпавшее слово.
  2. Игра «Назови ласково» (образовать уменьшительно – ласкательную форму). Ребенок крутит стрелку и называет ласково выпавшие слова с заданным звуком.
  3. Игра «Жадина» (назвать своим каждый предмет: мой, моя, мое, мои).
  4. Игра «Прятки» (закрывать предмет и говорить, чего нет).
  5. «Составь предложение».
  6. Игра «Угадай, где звук?» ребенок определяет место заданного звука в выпавшем слове.
  7. Игра «Посчитай» согласование числительных с существительными. Ребенок выпавшее слово считает от 1 до 5.
  8. Игра «Хлопки» (деление слов на слоги хлопками).
  9. «Назови признак предмета».
  10. «Назови действие».
  11. Игра «Один — много» ребенок образовывает множественное число выпавшего слова в И.п. или Р.п. в зависимости от инструкции педагога.

Литература

  1. Глухов В.П. Психолингвистика. Учебник для факультетов специальной педагогики и психологии и гуманитарных вузов и коррекционных педагогов — практиков. — М.: В.Секачев, 2014.
  2. Киселева Г.А. Книжка – учишка: альбом игровых упражнений для развития речи и графических навыков у детей 4 – 6 лет. Выпуск 2. – М.: Книголюб, 2006.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 37 (399) выйдет
11 октября 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 36 (398) за 2025 год
Скачать Номер 35 (397) за 2025 год
Скачать Номер 34 (396) за 2025 год
Скачать Номер 33 (395) за 2025 год
Скачать Номер 32 (394) за 2025 год
Скачать Номер 31 (393) за 2025 год
Скачать Номер 30 (392) за 2025 год
Скачать Номер 29 (391) за 2025 год
Скачать Номер 28 (390) за 2025 год