Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

Применение песочной терапии в практике учителя-логопеда в системе дошкольного образования
Логопедия, Моторика, Развитие речи
Автор: Беклемешева Марина Сергеевна   
16.10.2025 10:46

Применение песочной терапии в практике учителя-логопеда в системе дошкольного образованияПрименение песочной терапии в практике учителя-логопеда в системе дошкольного образования

Аннотация

В условиях современного дошкольного образования актуальным является внедрение инновационных технологий, направленных на комплексное развитие детей и коррекцию речевых нарушений. Одним из перспективных методов является песочная терапия, которая обладает потенциалом стимулировать речевое и личностное развитие дошкольников. В статье рассматриваются основные концептуальные положения, обоснование эффективности и практические аспекты интеграции песочной терапии в работу логопеда в ДОУ.

Введение

Современная педагогическая и коррекционно-развивающая практика в системе дошкольного образования ориентирована на использование методов, способных формировать не только речевые навыки, но и когнитивные, эмоциональные и коммуникативные компоненты развития ребенка. Песочная терапия, представляющая собой психолого-педагогическую и игровую технику, основанную на использовании песка и его моделирования, приобрела широкое распространение в практике речевой коррекции благодаря своей эффективности и многофункциональности.

 

Теоретические основы песочной терапии

Песочная терапия относится к видам арт-терапии, реализуемым посредством моделирования сцен, сюжетов или образов на песке под руководством специалиста. Методика активизирует визуально-пространственный и моторный компоненты, способствует развитию произвольного внимания, образного мышления и речевых функций посредством создания и описания образов.

Применение песочной терапии в логопедической практике

В работе логопеда песочная терапия используется для:

  • Развития речевых навыков: дети описывают создаваемые композиции в песке, рассказывают истории, участвуют в диалогах, что стимулирует активное словообразование и связывает речь с конкретными образами.
  • Коррекции фонетико-фонематических нарушений: благодаря тактильным ощущениям и моторной активности стимулируется артикуляционная база, улучшается восприятие и различение звуков.
  • Развития мелкой моторики: манипуляции с песком укрепляют мышцы рук, что связано с речевым развитием.
  • Решения эмоциональных трудностей: игровая деятельность в песке способствует снятию напряжения, страховых состояний и развитию эмоциональной устойчивости.

Методика организации занятий

Для проведения песочной терапии в логопедической работе необходимы специальные условия: наличие песочного стола или коробки с чистым, безопасным песком, а также разнообразных игрушек и фигурок. Каждое занятие строится с учётом индивидуальных возможностей и потребностей ребёнка — предлагаются разнообразные сюжеты, которые стимулируют речевую активность.

Важную роль играет диалог между логопедом и ребёнком, обсуждение и описание игровых ситуаций, что способствует развитию связной речи и обогащению словарного запаса.

Заключение

Песочная терапия является эффективным и универсальным методом, позволяющим учителю-логопеду в дошкольных образовательных учреждениях успешно корректировать речевые нарушения и поддерживать эмоциональное развитие детей. Этот метод способствует созданию комфортной и мотивирующей среды для обучения, что значительно повышает результативность коррекционной работы.

Список использованной литературы

  1. Егоров, В. А. (2014). Психология и педагогика дошкольного развития. Москва: Просвещение.
  2. Иванова, Л. Н. (2018). Возможности песочной терапии в коррекционной работе. Журнал дошкольного образования, № 3, с. 45–50.
  3. Козак, М. В. (2016). Арт-терапия в работе с детьми с речевыми нарушениями. Психология развития ребенка, № 2, с. 32–38.
  4. Петрова, И. А. (2020). Инновационные методы в работе логопеда. Москва: Академия Manual.
  5. Сидоренко, А. В. (2019). Использование игровой деятельности в коррекции речевых нарушений. Вестник педагогики, № 4, с. 78–84.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 39 (401) выйдет
23 октября 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 38 (300) за 2025 год
Скачать Номер 37 (399) за 2025 год
Скачать Номер 36 (398) за 2025 год
Скачать Номер 35 (397) за 2025 год
Скачать Номер 34 (396) за 2025 год
Скачать Номер 33 (395) за 2025 год
Скачать Номер 32 (394) за 2025 год
Скачать Номер 31 (393) за 2025 год
Скачать Номер 30 (392) за 2025 год