Проект «Развитие связной речи посредством мнемотехники» для детей подготовительной группы с ОНР |
Логопедия, Моторика, Развитие речи | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Автор: Кошелева Татьяна Владимировна | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
17.10.2025 19:46 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Новосибирска Детский сад № 196 «Подснежник» Выполнила: учитель-логопед Кошелева Т.В. Актуальность темы: Одной из задач Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования образовательной области «Речевое развитие» является – развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи. По мере развития любознательности, познавательных интересов, мышления детей, освоения ими окружающего мира мы все чаще прибегаем к использованию моделей, схем, мнемотаблиц и т.д. Ребенок ставит перед собой познавательные задачи, ищет объяснения замеченным явлениям, рассуждает о них и делает выводы. К сожалению, на сегодняшний день образная синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.
При работе с детьми мы замечаем, что речь у них односложная, с недостаточно развитым словарным запасом, множественными аграмматизмами. Навык ведения диалога практически отсутствует. Нередко наблюдается отсутствие логического обоснования своих утверждений, навыков культуры речи. Дети часто употребляют нелитературные слова и выражения. Дикция не развита, дети плохо воспринимают материал на слух, у них снижены внимание и работоспособность. Нам часто приходится слышать от родителей, особенно при подготовке к празднику, что ребенок плохо запоминает стихи, путается в строчках. Но в то же время он великолепно запоминает рекламу или может легко пересказать серию мультфильма, с достаточно сложно произносимыми словами. В чем же причина? Дошкольный возраст — возраст образных форм сознания. Наукой давно доказано, что в первом случае, при разучивании, например, стихотворения требуется произвольное запоминание, а во втором — действует непроизвольное, освоенное на эмоциях и интересе ребенка. И наш педагогический опыт это подтверждает, ведь в дошкольном возрасте преобладает наглядно – образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. И почему бы не воспользоваться для реализации и повышения эффективности работы: обучать детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли. В этом нам помогает мнемотехника. Цель: Выявить эффективность использования приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей. В соответствии с целью были определены основные задачи исследования.
Объект исследования: связная речь в старшем дошкольном возрасте. Предмет исследования: развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста при использовании приемов мнемотехники. В качестве рабочей гипотезы было выдвинуто предположение о том, что при использовании приемов мнемотехники будет повышаться уровень развития связной речи в старшем дошкольном возрасте. Для решения поставленных цели и задач исследования, проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы: анализ педагогической литературы, наблюдение, беседы, количественный анализ результатов. Вид проекта: познавательно-творческий. Продолжительность — долгосрочный (с сентября по май). Этапы реализации:
Ресурсы: Мнемотаблицы Тексты для пересказа, стихи, скороговорки Ростовые куклы Картины для составления описательных рассказов. Участники проекта: Логопед: Кошелева Т.В. Воспитатели: Данилова Е.В. Фоменко С.И. Дети подготовительной группы комбинированной направленности. Родители. Предполагаемые результаты:
1. Изучение литературы по данной теме. Мнемотехника – это система искусственных приемов и методов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развития речи. Мнемотехника (в переводе с греческого – «искусство запоминания») получила свое название от богини памяти Мнемозины. Обратимся к истории, искусство запоминания было особенно важным в дописьменные времена человеческой истории. Так жрецы, шаманы, сказители должны были запоминать огромные объемы информации. И даже после появления письменности, искусство запоминания не утратило своей актуальности, так как основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своем воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединенные образы. В дошкольном возрасте запоминание чаще всего происходит непроизвольно и непоследовательно. Специально что-то заучить без наглядных примеров малышам достаточно трудно. Поэтому все приемы мнемоники (искусства запоминания) предназначены для облегчения усвоения детьми любой информации при помощи связывания ее со зрительными образами. Всем привычная азбука, где рядом с буквой нарисована соответствующая картинка, это так же один из приемов мнемотехники. При работе с ассоциативными карточками у ребенка упрощается процесс запоминания, развивается мышление, воображение, повышается внимательность и усидчивость. С другой стороны процесс работы с таблицами и рисунками всегда проходит в форме игры, благодаря чему обогащается словарный запас, развивается речь, дети получают навыки коммуникации и общения. В ДОУ мнемоника применяется в качестве результативного метода запоминания смысловой, буквенной и числовой информации. Все конспекты занятий должны содержать тему, цели, план, дидактический материал и ход занятия. Начиная со среднего возраста применяют мнемотаблицы. Чаще всего это последовательные графические зарисовки стихов, рассказов или действий, которые необходимо выполнить. Все техники мнемоники для детей должны подаваться в виде игры. Очень важно правильно и точно подбирать рисунки и символы для таблиц, а изображения должны быть понятны и не вызывать у ребенка отрицательных ассоциаций. Сначала дети учатся узнавать и запоминать информацию при помощи готовых таблиц. Со временем, когда нужно выучить стихотворение или рассказать сказку, они сами начинают создавать простые мнемодорожки. Для ребенка это увлекательная игра, а не просто скучное заучивание. Единственное предостережение — не следует перегружать малышей наплывом новой информации, не нужно заставлять запомнить как можно больше образов. В дальнейшем это приводит к отказу работать с карточками. Мнемотаблицы для составления рассказов В начале занятия с мнемотаблицами педагог предлагает детям внимательно рассмотреть все рисунки и рассказать об увиденном. Затем подробно расшифровывает таблицу — составляет интересный рассказ для ребят. Например: «Наступила осень. Солнышко стало греть слабее, все звери в лесу начали готовиться к зиме. Белочка заготовила много орешков, которые она прячет в своем домике на елочке. Зайчик поменял свою серенькую шубку на белую, чтобы его не было видно на снегу. А большой бурый мишка готовит себе берлогу, в которой он будет спать до весны. Мишка не замерзнет, ведь выпавший снег укроет домик медведя как покрывалам. Так мишка и проспит до самой весны». Далее педагог предлагает детям воспроизвести весь рассказ, глядя на картинки. Этот прием с успехом используется в логопедии для развития речи, исправления неправильного произношения у дошкольников. Легкий метод разучивания стихотворений Методы мнемоники — это прекрасный способ быстро запоминать стихи. Каждому слову или действию, описанному в стихотворении, соответствует своя картинка. Дети в детском саду повторяют за педагогом фразы и показывают соответствующие картинки. Эта методика представляет собой простой ребус, в котором зашифровано все стихотворение. Естественно стихи запоминаются гораздо быстрее, ведь их можно увидеть! Основные правила при проведении занятий
Очень важно чтобы родители так же познакомились с данной методикой и принимали активное участие в развитии ребенка. 2. Диагностический этап. Методика обследования Для изучения состояния связной речи детей дошкольного возраста с ОНР использовались следующие методы:
В целях комплексного исследования связной речи детей использовалась серия заданий, которая включает: составление предложений по отдельным ситуационным картинкам ( «картинки-действия» по терминологии Л.С.. Цветковой, 1985);
По результатам мониторингаразвития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи выявлен низкий уровень развития. 3. Формирующий этап Мнемотехника помогает развивать:
С помощью мнемотехники можно решить следующие задачи:
Для начала я создала предметно-пространственную развивающую среду по речевому развитию: пополнила центры грамотности, театрализованной деятельности, картотеку речевых игр, разработала перспективный план по развитию связной речи, в который включила игры, упражнения, способствующие постепенному переходу к использованию методов и приемов мнемотехники. Мнемотаблица – это схема в которую заложена определенная информация. В мнемотаблице можно изобразить практически все – графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, т. е. нарисовать то, что посчитаете нужным. Но изобразить надо так, чтобы нарисованное было понятно детям. Детям старшего дошкольного возраста – таблицы черно-белые, чтобы они не отвлекались на цветные изображения. Количество ячеек в таблице зависит от сложности и размера текста, а также от возраста ребенка. В процессе использования приемов мнемотехники, я изменяла и совершенствовала схемы и модели. Мне хотелось придумать что-то новое, свое, учитывая проблему уровня развития речи именно тех детей, с которыми я работаю. Опираясь на опыт работы педагогов, я разрабатываю мнемотаблицы для заучивания стихотворений наизусть, составления описательных рассказов об игрушках, животных, посуде, одежде и др., а также при пересказе рассказов и сказок. Мои воспитанники очень пластичны и легко обучаемы, но порой во время образовательной деятельности бывает трудно удержать их внимание, а составление мнемотаблиц и их перекодировка вызывают живой интерес у детей, и помогает решить эту задачу. Схемы помогают детям выстраивать:
- лексико-грамматическую наполняемость. Мнемотаблицы, которые я использую в своей работе по развитию связной речи детей:
- при заучивании стихов ( «Ты мне, я тебе», «Эхо») и другие. Также осуществляю взаимодействие со специалистами ДОУ:
Работая над повышением уровня речевой активности детей, установила тесное сотрудничество с родителями:
План мероприятий
Таким образом, систематическая работа по формированию связной речи у детей с использованием приемов и методов мнемотехники дала свои положительные результаты. У детей повысился уровень внимания, памяти, логического и образного мышления, дети научились составлять рассказы, что позволит моим воспитанникам быть успешными в процессе обучения, и будет способствовать их дальнейшему интеллектуальному и личностному росту. Литература: 1.Акимов Г.Е. память – на пять! – Екатеринбург: У-Фактор,2006-272 с. 2.Козаренко В.А. Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джордано». М.: Самиздат, 2007. 350 с. 3.Сафронова Е.Д. Интеллектуальное развитие дошкольников. Обучение на основе интеллектуального тренинга. Выпуск 1. 4.Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. Учебно- методическое пособие. Санкт-Петербург. Детство – Пресс. 2009. ББК 74.102. П 54. 5.Большова Т.В. Учимся по сказке: Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники: Учебно-методическое пособие. СПб: Детство – Пресс, 2001. 6.Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов/ Дошкольное воспитание. 1990, №10.
|