| Формирование звуко-слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР |
| Логопедия, Моторика, Развитие речи | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Автор: Котарева Елена Вячеславовна | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 30.10.2025 20:41 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Котарева Елена Вячеславовна, учитель-логопед МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 127», г. Курск Аннотация: В статье рассматриваются особенности формирования звуко-слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи, различные типы слоговой структуры с постепенным нарастанием степени сложности. Характеризуются особенности работы по устранению трудностей произношения слов различной слоговой структуры детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями, анализируется эффективность представленной методики по формированию звуко-слоговой структуры при своевременном и грамотном её использовании. Ключевые слова: общее недоразвитие речи, звуко-слоговая структура слова, речевые нарушения, типы слоговой структуры слов. Проблема воспитания и образования дошкольников с нарушениями речи, является в данное время весьма острой и актуальной. Тем более, что в последние годы наблюдается увеличение количества таких детей и наиболее распространённым среди всех речевых нарушений является общее недоразвитие речи. Дети с ОНР имеют сохранный слух и интеллект, но у них наблюдаются характерные расстройства всех сторон речевой системы: фонетической, лексической, грамматической. Изучением общего недоразвития речи занимались ведущие учёные в логопедии, и впервые данный термин был введён коллективом научных сотрудников под руководством Р.Е. Левиной, являющейся выдающимся исследователем детской речи, основоположником логопедии [1]. Данное понятие сохранило свою своевременность и в наше время. Дети дошкольного возраста, имеющие заключение общее недоразвитие речи, отличаются недостаточно активным речевым общением. Их фонетическое оформление речи скудно, словарь недостаточно развит и в речи нередко встречаются аграмматизмы. Для людей, окружающих ребёнка, такая речь недостаточно понятна. Очень часто у таких детей встречается дефектное произношение слоговой структуры слова, что в итоге может повлечь за собой проблемы при обучении в школе и привести к дисграфии – нарушению письменной речи. Поэтому данной проблемой очень важно заниматься в дошкольном возрасте. Дефекты слоговой структуры могут быть различны: от лёгких нарушений произнесения слов до тяжёлых, что в то же время мешает своевременному развитию речи ребёнка. Так же хотелось подчеркнуть, что данный дефект достаточно устойчив, задерживает процесс своевременного развития устной речи, и следовательно, требует долгой, высококвалифицированной, регулярной коррекционной работы. Повреждения строения слов могут быть различны. Это может быть опускание слогов в слове (сакат-самокат), их увеличение за счёт присоединения гласной в стечение согласных для образования нового слога (палатака-палатка) или наоборот опускание этой гласной (патина-паутина), и тогда слоговая структура уменьшается. Так же у дошкольников с речевым нарушением может наблюдаться перемещение слогов в слове (коваро-корова) и звуков в соседних слогах (мосалёт-самолёт). Ещё одним характерным нарушением значится изменение структуры изолированного слога: ограничение слияния согласных звуков (тол-стол, булака — булавка) и добавление новых согласных звуков в слог (банант-банан). Кроме этого может встречаться повторное произношение подобного слога в слове несколько раз (па-нанама -панама); отождествление одного слога другому (пипитан-капитан); слияние частей из нескольких слов в единое целое (белток – белок и желток) или же полные структурные изменение слова до неясного, с трудом узнаваемого (умаво-самолёт). Разнообразные технологии и пути коррекции дефектов звуко-слоговой структуры слова в своих исследованиях рассматривало множество авторов. Так А.К. Маркова систематизировала слова различной структуры и выделила 14 их типов с постепенным нарастанием степени сложности: по увеличению числа слогов и использованию разнообразных их типов от двухсложных слов из открытых слогов (тина, лиса) до четырёхсложных слов из открытых слогов (пуговица, витамины) [2]. Кроме того, что А.К. Маркова выделила и описала данные типы нарушения слоговой структуры, она предложила свою методику по коррекции и преодолению подобных нарушений. С целью изучения произношения слоговой структуры слов у детей с дефектами речи была осуществлена экспериментальная работа, которая осуществлялась на базе МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 127» города Курска. В эксперименте приняли участие 6 детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи, они составили экспериментальную группу (ЭГ) и 6 детей такого же возраста без речевого дефекта, которые вошли в состав контрольной группы (КГ). При разработке методики комплексного обследования детей использовались элементы методик Г.В. Чиркиной, классификация типов слоговой структуры по А.К. Марковой, а так же материалы, изложенные в работе О.Б. Иншаковой [3]. Задания представлены в виде словесного материала: слова разнообразные по строению (от односложных до многосложных) и слова различные по составу (слова с открытыми и закрытыми слогами; слова со слияниями согласных в начале, середине, конце слова, а также с несколькими слияниями согласных в одном слове). В исследовании были использованы задания нацеленные на изучение особенностей образования и произношения односложных, двусложных, трехсложных и многосложных слов. Показатели оценки слоговой структуры слова дошкольников показаны в таблице 1. Система оценки выполнения была одинаковой для всех видов заданий, в баллах: Таблица 1 Система оценки слов различных по слоговой структуре
В процессе экспериментальной работы были выявлены особенности, определённые закономерности в воспроизведении детьми слов различной слоговой структуры. Итогом эксперимента являлась оценка степени развития звуко-слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с речевым дефектом, представленная в сводной таблице 2. Таблица 2 Обобщённые результаты исследования слов различных по слоговой структуре у детей дошкольного возраста в %
Обследование показало, что дети, имеющие дефект речи испытывают затруднения при произношении сложных слов в отличие от детей такого же возраста без речевого дефекта. В ЭГ основной процент приходится на недостаточный уровень и составляет 67 % (4 ребёнка), а близкий к достаточному уровень составляет 33 % (2 ребёнка). Достаточный уровень развития у детей с дефектом речи не выявлен. В это время в КГ достаточный уровень имеют 67 % (4 ребёнка) и 33 % (2 ребёнка) приходится на уровень близкий к достаточному. Недостаточный уровень в КГ не наблюдается вовсе. Дошкольникам с недостатками в речи оказалось нелегко воспроизводить слова сложные по структуре. Нередко встречались замещения звуков, перемещения слогов и сокращения слияния согласных звуков. Проведённое исследование позволило выявить группу детей, имеющих сложности в речевом развитии, а также нуждающихся в исправлении этих трудностей. У детей с речевыми нарушениями развитие звуко-слоговой структуры слова отстаёт от её развития у сверстников не имеющих речевые нарушения. Поэтому дошкольникам с общим недоразвитием речи нужна особая система помощи, которая будет способствовать развитию всех компонентов речи, начиная с более раннего возраста. Ведь грубые нарушения слоговой структуры слов требуют длительной и систематичной работы по коррекции. Следовательно, необходима грамотно построенная логопедическая работа по устранению трудностей произношения звуко-слоговой структуры слова. Целью этой работы является разработка и использование методики коррекционной работы в действительности и проверка её эффективности. На первом этапе была проведена работа по совершенствованию ритмико-интонационной структуры слова, развитию у детей чувства ритма и пониманию данной структуры слова. Здесь рекомендуется проводить задания по отстукиванию и отхлопыванию разнообразных ритмов, возможно совмещение с музыкальным оформлением. На следующем этапе проводилась работа по преодолению дефектов произношения, совершенствованию фонематических процессов. Детям были предложены различные игры и задания на закрепление звуков. После этого перешли к следующему этапу - коррекция слоговой структуры. Здесь дети проговаривали слоги и слова разной степени сложности. Работа на данном этапе проводилась последовательно в соответствии с классификацией слоговой структуры и включала в себя игровые моменты. По завершению коррекционной работы на развитие звуко-слоговой структуры слова, было проведено повторное обследование детей. Результаты показали положительную динамику. Из полученных данных стало очевидно, что у детей с общим недоразвитием речи значительно улучшилось качество выполнения заданий. Итоги исследования представлены в таблице 3. Таблица 3 Обобщённые результаты исследования слов различных по слоговой структуре у детей дошкольного возраста в %
Обследование детей с недостатками речи после проведения коррекционной работы показало, что у детей ЭГ уровень развития ритмико-интонационных структур, звукопроизношения и произношения слов сложной слоговой структуры ниже, чем у детей КГ. Однако из полученных данных стало очевидно, что у детей с нарушениями речи значительно улучшилось качество выполнения заданий. В ЭГ появился достаточный уровень развития у одного ребёнка (17 %). Уровень близкий к достаточному увеличился с 33 % (2 ребёнка) до 50 % (3 ребёнка), а недостаточный уровень снизился с 67 % (4 ребёнка) до 33 % (2 ребёнка). В КГ отмечается увеличение достаточного уровня с 67 % (4 ребёнка) до 83 % (5 детей), уровень близкий к достаточному уменьшился с 33 % (2 ребёнка) до 17 % (1 ребёнок). По результатам обследования стало заметно, что до проведения коррекционной работы и после неё, отмечается увеличение качества выполнения заданий как у детей с речевыми расстройствами, так и без них. Однако большая динамика наблюдается у дошкольников с речевыми недостатками. Из вышеизложенного можно сделать вывод, что представленная методика по формированию звуко-слоговой структуры эффективна при своевременном и грамотном её использовании. Библиографический список
|



Формирование звуко-слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР








