Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

Создание организованной речевой среды.
Логопедия, Моторика, Развитие речи
Автор: Пуреева Олеся Александровна   
01.11.2025 18:39

Создание организованной речевой среды.Создание организованной речевой среды.

Создание специально организованной речевой среды — это ключевой элемент успешной коррекции и развития для детей с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР).

Это система условий, создаваемых вокруг ребенка (в семье, детском саду, школе, на занятиях с логопедом), которые стимулируют речевую деятельность, поддерживают коммуникацию и способствуют преодолению речевого дефекта.

Цель — не просто говорить при ребенке, а говорить для и вместе с ребенком, вовлекая его в общение.

Ключевые принципы организации речевой среды

1. Коммуникативная направленность:

Среда должна побуждать к общению. Речь должна быть не фоном, аинструментом для решения практических задач (попросить, объяснить, предупредить, выразить чувства).

2. Эмоциональный комфорт и поддержка:

Любая попытка ребенка коммуницировать (жестом, звуком, словом) должнапоощряться. Страх ошибки и насмешек должен быть сведен к нулю.

3. «Зона ближайшего развития»:

Речевые требования и модели должны быть немного сложнее текущихвозможностей ребенка, но доступны для понимания и подражания припомощи взрослого.

4. Наглядность и предметная среда:

 

Окружающая среда должна быть насыщена визуальными опорами: картинками, схемами, пиктограммами, реальными предметами. Речь всегдасвязывается с действием.

5. Единство требований всех участников:

Родители, педагоги, логопед должны действовать согласованно, использовать похожие стратегии и единый словарь.

Практические рекомендации по созданию среды в разных условиях

1. В Домашних Условиях (Работа с Родителями)

  • Комментируйте все действия:"Мама печет пироги. Чайник горячий. Папа надевает куртку. Мы поедем на машине".
  • Создайте "речевые ситуации": Намеренно дайте ребенку неполный набор фломастеров для рисования, чтобы ему пришлось попросить недостающий.

"Забудьте" положить вилку, дать компот. Стимулируйте просьбу. Спрячьте любимую игрушку и предложите найти ее, задавая наводящиевопросы.

  • Используйте альтернативные и дополнительные средства коммуникации (АДК): Жесты: Показывайте жесты "дай", "на", "привет", "пока", "спасибо".

Карточки PECS (PictureExchangeCommunicationSystem): Создайте альбом с картинками основных потребностей (еда, питье, туалет, игрушки). Ребенок может давать карточку, чтобы сообщить о своем желании.

  • Глобальное чтение: Подписывайте предметы в доме табличками "СТОЛ", "ШКАФ". Произносите слово, показывая на табличку и на сам предмет.
  • Организуйте режим дня и ритуалы: Предсказуемость снижает тревожность. Используйте речевые формулы: "Просыпаемся — умываемся", "Садимся за стол — кушаем". Ритуалы приветствия и прощания.
  • Читайте и пойте каждый день: Выбирайте книги с яркими, простыми картинками и короткими, ритмичными текстами. Пойте простые детские песенки, сопровождая их движениями.
  • Слушайте ребенка и давайте время на ответ: После вопроса или реплики выдерживайте паузу (5-10 секунд). Не торопите, не договаривайте за него.

2. В Учреждении (Детский сад, Школа, Логопедический центр)

  • Обогащение пространства: Логопедический уголок: Место с зеркалом, предметными картинками, дидактическими играми на развитие дыхания, моторики, фонематического слуха.
  • Сюжетно-ролевые зоны: "Магазин", "Больница", "Кухня" — идеальная среда для развития диалогической речи.
  • Книжный уголок: Книги с "окошками", тактильными вставками, звуковыми кнопками.
  • Уголок с АДК: Доступные для всех детей пиктограммы, коммуникативные кнопки, записывающие фразы, коммуникативные доски.
  • Речевой режим педагога:
  • Говорите четко, в умеренном темпе, простыми, но грамматически правильными фразами.
  • Используйте прием "сопряженной" и "отраженной" речи.
  • Активно используйте вопросы. Сначала простые ("Гто?" "Где?"), затем более сложные ("Что делает?" "Какой?").
  • Многократно повторяйте новый речевой материал в разных ситуациях.
  • Интеграция деятельности: Развитие речи на всех занятиях: физкультуре (считалки, команды), музыке (пение, логоритмика), рисовании (комментирование рисунка).

3. На Индивидуальных Занятиях с Логопедом/Дефектологом

Здесь среда создается точечно, под конкретного ребенка, но на основе тех же принципов.

  • Мотивирующая ситуация: Занятие строится как игра, путешествие, выполнение миссии.
  • Максимальная наглядность: Используются игрушки, куклы-бибабо, сенсорные коробки, интерактивные доски.
  • Работа по подражанию: Логопед выступает как речевой образец для прямого подражания.
  • Создание "ситуации успеха": Задания подбираются так, чтобы ребенок гарантированно справился и получил положительное подкрепление.
  • Дозирование нагрузки: Чередование речевых и неречевых (двигательных, сенсорных) заданий для предотвращения утомления.

Что важно избегать?

  1. Исправлять каждую ошибку. Это убивает желание говорить. Лучше тактично дать правильный образец: Ребенок: "Мама, тись!" Взрослый: "Да, верно, это киса. Киса мяукает".
  2. Требовать говорить "полным предложением" сразу. Сначала важно любое проявление коммуникации.
  3. Сравнивать ребенка с другими детьми.
  4. Говорить при ребенке о его проблеме с посторонними, особенно в негативном ключе.

Вывод: Организация речевой среды — это непрерывный, целенаправленный процесс, требующий терпения и согласованных действий всех взрослых, окружающих ребенка. Это не набор упражнений, а образ жизни и общения, который становится главным помощником в преодолении тяжелых речевых нарушений.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 40 (402) выйдет
29 октября 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (401) за 2025 год
Скачать Номер 38 (300) за 2025 год
Скачать Номер 37 (399) за 2025 год
Скачать Номер 36 (398) за 2025 год
Скачать Номер 35 (397) за 2025 год
Скачать Номер 34 (396) за 2025 год
Скачать Номер 33 (395) за 2025 год
Скачать Номер 32 (394) за 2025 год
Скачать Номер 31 (393) за 2025 год