| Методическая разработка образовательной деятельности по речевому развитию для детей 6-7 лет с нарушениями речи. |
| Логопедия, Моторика, Развитие речи | |||
| Автор: Ахмадеева Зульфира Рашитовна | |||
| 18.12.2025 19:47 | |||
|
Ахмадеева Зульфира Рашитовна, учитель – логопед МКДОУ детского сада № 1 «Светлячок» г.Малмыжа Кировской области Актуальность. Одним из важнейших этапов в коррекции нарушений звукопроизношения является процесс автоматизации звуков в самостоятельной речи. Речевой навык формируется многократным повторением, что утомляет дошкольников и удлиняет сроки выработки самоконтроля за произносимыми звуками. Поэтому, игровые виды деятельности (в частности квест – игра) значительно оптимизируют коррекционный процесс на этапе автоматизации вызванных звуков в самостоятельной речи. Квест — игра позволяет превратить скучное занятие в увлекательное дело, поддерживает интерес детей на протяжении длительного времени, удовлетворяет двигательную потребность дошкольников, дает возможность педагогу наполнить содержание необходимым для успешной коррекции речевым материалом. Дидактическое обоснование НОД. Группа: подготовительная Тема: «В поисках подарков» Организационная форма НОД игра — занятие с элементами квест – игры. Цель: создание условий для автоматизации вызванных звуков в самостоятельной речи. Детская цель: найти спрятанные подарки, выполнив задания. Задачи: Коррекционно-образовательные:
Коррекционно-развивающие:
Коррекционно-воспитательные:
Интеграция образовательных областей: речевое развитие (приоритетное), познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие. Средства деятельности: красивая коробочка, записки с заданиями, опорные схемы для составления описательного рассказа, предметные картинки. Формы организации детей: индивидуальная, в парах, малыми группами, фронтальная. Описание хода НОД: 1 этап – организационно – мотивационный. Педагог приветствует детей. Обращает внимание на красивую коробочку, в которой находятся подарки. Предлагает одному из воспитанников заглянуть в коробочку и принести подарки детям. Ребенок обнаруживает в коробке вместо подарков записку (приложение №1). Педагог предлагает детям найти пропавшие подарки, выполнив задания. 2 этап – основной. Дети ищут первое задание среди игрушек. 1 задание. Построить звуковой мостик для Колобка. Задание выполняется в малых группах по 3-4 человека (дети сами делятся на малые группы по желанию). «Мостики» строятся из предметных картинок (приложение №2). Название предмета каждой последующая картинки начинается на последний звук предыдущей. Выполнив первое задание, дети получают подсказку, где искать второе задание (находится под предметом, за которым можно сидеть). 2 задание. Составить описательный рассказ по опорной схеме. Примеры опорных схем (приложение № 3). Описательный рассказ составляется в парах, по предметной картинке и опорной схеме по выбору детей. В пары дети делятся по желанию. Выполнив второе задание, дети получают подсказку, где искать третье задание (находится в раздевалке в шкафчике того, чье имя начинается на звук «Н»). 3 задание. «Сломанные» предложения. Педагог предлагает отремонтировать «сломанные» предложения - Диван прыгнул на кошку (Кошка прыгнула на диван). - Стол укатился под клубок (Клубок укатился под стол). - Лошадь лаяла на собаку (Собака лаяла на лошадь). - Кастрюлю сварили в борще (Борщ сварили в кастрюле). - Школа идет в мальчика (Мальчик идет в школу). - Береза села на ворону (Ворона села на березу). - Оладьи съели Милу - Сыр держит в клюве ворону. Выполнив третье задание, дети получают подсказку, где искать четвертое задание (нужно отгадать загадку) Тихо носом он пыхтит, Кипяток внутри хранит, Если гости вдруг придут — То он будет тут, как тут! (Чайник) 4 задание. Викторина (педагог акцентирует внимание детей на том, что на вопросы нужно отвечать полным предложением. Вопросы могут быть на любую тему).
Выполнив четвертое задание, дети получают подсказку, где искать пятое задание (находится под предметом, на котором мы сидим). 5 задание. Выберите из предложенных картинки, про которые можно сказать «Мой», «Моя», «Мое», «Мои» (дети выполняют задание в парах). Выполнив пятое задание, дети получают подсказку, где находятсяподарки. ( «Молодцы! Все задания выполнены! Чтобы найти подарки, нужно отгадать загадку.) Ночью дети сладко спят. Нужен отдых для ребят. Ночью лучшая подружка. Мягкая моя… (подушка) Дети ищут подарки в спальне под подушками. 3 этап –рефлексивный. Педагог мотивирует детей на высказывание мнения о результатах совместной деятельности. Проводит совместный анализ трудностей, ошибок, удачных моментов деятельности. Интересуется эмоциональным состоянием детей, благодарит за активную работу. В ходе всей совместной деятельности педагог обращает внимание на качество произносимых детьми звуков, стимулирует отработку навыков самоконтроля. Литература:
Приложение № 1 Ну что, детишки? А подарочки — то ваши мною надежно спрятаны. Ха, ха, ха! Если вы хотите их получить, то сначала выполните мои задания. Тогда, может быть, и найдете свои подарки. С горячим приветом С.В. P.S. Кстати, первое задание вы найдете среди игрушек круглой формы. Приложение № 2 Приложение № 3
|



Методическая разработка образовательной деятельности по речевому развитию для детей 6-7 лет с нарушениями речи.








