| Развитие профориентационных навыков у детей с ОВЗ и инвалидностью: логопедический аспект в дошкольном образовании |
| Логопедия, Моторика, Развитие речи | |
| Автор: Исмайлова Елена Сергеевна Шишкова Светлана Александровна | |
| 19.12.2025 08:42 | |
|
В современном обществе все больше внимания уделяется инклюзивному образованию и созданию равных возможностей для всех детей, независимо от их особенностей развития. Особое место в этом процессе занимает ранняя профориентация, которая помогает детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью осознать свои сильные стороны, найти свое призвание и подготовиться к будущей самостоятельной жизни. Хочется поделиться опытом работы, как логопедическая помощь может стать ключевым инструментом в выборе профессий, связанных с речью. Ведь для данной категории детей профориентация выходит за рамки простого знакомства с профессиями. Это комплексный подход, направленный на развитие ключевых компетенций: речи, социализации, коммуникации и высших психических функций.
Актуальность ранней профориентации дошкольников с ОВЗ и инвалидностью обусловлена рядом факторов:
Основная цель ранней профориентации дошкольников с ОВЗ и инвалидностью – это создание условий для формирования у ребенка позитивного отношения к труду, осознанного выбора будущей профессии, соответствующей его индивидуальным возможностям и интересам, и успешной социальной адаптации. Для достижения этой цели ставятся следующие задачи:
Всвоей работе мы активно используем игровые формы, обеспечиваем доступность материалов и применяем индивидуальный подход к каждому ребенку. Неоценимую роль играет тесное сотрудничество с родителями, которые являются нашими надежными соратниками. Однако, помимо этих проверенных временем приемов, мы внедряем и уникальные, творческие формы работы, которые помогают детям раскрыться и почувствовать себя увереннее. Помимо базовых, мы активно внедряем инновационные и интересные формы работы, способствующие всестороннему развитию детей. Инновационные формы работы по профориентации: 1. Детская телестудия «Северное сияние»: Это настоящее поле для экспериментов и самовыражения! Ребята с удовольствием примеряют на себя роли ведущих, корреспондентов, сценаристов, журналистов и других профессий связанных с телевидением. Примеряя новые образы работников телевидения, дети учатся не только составлять интересные рассказы, но и доносить их до зрителя, задавать вопросы и внимательно слушать ответы. Разнообразие тем для сюжетов обогащает их словарный запас, делает речь более живой и менее скованной. Самое главное – у детей появляется сильное желание говорить правильно и красиво. В нашем дошкольной организации успешно реализуются такие проекты, как "Детские новости", "Прогноз природы", "По дорогам сказок с Бабой Ягой", «Фин-Блог», «Без паники». Эти передачи разного направления: "Детские новости» — информируют о событиях, мероприятиях детского сада, "Прогноз природы"- рассказывает о народных приметах, погодных изменениях, жизни животного и растительного мира, "По дорогам сказок с Бабой Ягой"- это блок обучающих программ для семей дошколят, «Фин-Блог- нацелен на обучение финансовой грамотности детей и их родителей», «Без паники» — важные передачи о правилах безопасности в городе, на воде, на льду. 2. Библиотека: Это не просто место для хранения книг, а настоящее развивающее пространство. Дети самостоятельно выбирают понравившиеся произведения, учатся слышать и слушать, а затем пересказывают прочитанное. Они могут попробовать себя в роли библиотекаря, который не только выдает книги, но и дает мудрые рекомендации, заполняет Карточку читателя. Этот процесс развивает внимание, память, умение коммуникатироватьс ровесниками, с совсем маленькими детьми и со взрослыми, используя грамотную речь и формирует интерес к чтению. 3. Музейное пространство: Здесь дети погружаются в мир различных тематических выставок: «Память бережно храним», «Всяк мастер на свой лад», «Новый год в прошлом веке», «Играли наши мамы, играли наши папы», «Бюро исчезнувших вещей», примеряя на себя роли экскурсоводов и посетителей. В зависимости от возможности ребенка, объем экскурсии может быть разным. Кто- то в состоянии запомнить, рассказать и продемонстрировать только 2 головных убора (шлем и пилотку, например), А кто-то с легкостью может рассказать про весь процесс изготовления кожлянской игрушки. Но для каждого ребенка это значительный прогресс. Это отличная возможность обогатить словарный запас, научиться высказывать свое мнение и развивать такую важную форму речи, как монолог. Дети учатся структурировать свои мысли и делиться ими с другими. Наши родители – это наши главные партнеры. На днях открытых дверей взрослые рассказывают о своих профессиях, их важности в обществе. Ребята могут задать вопросы и получить ответ об особенностях профессии. Вместе мы организуем увлекательные экскурсии такие как: на местный телеканал "Сейм", в музей "Юные защитники Родины", пожарную часть, школьную библиотеку и другие интересные места. Эти совместные мероприятия не только расширяют кругозор детей, но и укрепляют семейные связи, создавая атмосферу поддержки и взаимопонимания. В работе учителя-логопеда профориентация в детском саду для детей с ОВЗ и инвалидностью в столь раннем возрасте – это не столько о выборе конкретной профессии, сколько о создании благоприятной среды для всестороннего развития речи и гармоничной личности. Это формирование позитивного отношения к труду, понимание его ценности и значимости. Каждый ребенок уникален, и наша задача, как взрослых, – помочь ему найти свой путь, раскрыть свой потенциал и поверить в свои силы. Через эти игровые и коррекционно-развивающие формы работы мы закладываем фундамент для успешного будущего каждого ребенка, помогая ему стать уверенным, социально адаптированным и счастливым человеком. Библиографический список:
|



Развитие профориентационных навыков у детей с ОВЗ и инвалидностью: логопедический аспект в дошкольном образовании








