Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры
Логопедия, Моторика, Развитие речи
Автор: Рахимова Ольга Сергеевна   
25.12.2025 01:45

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игрыРазвитие речи у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры

Рахимова Ольга Сергеевна, воспитатель МКДОУ ДС №3, г.Анжеро-Судженск, Кузбасс

Актуальность проблемы

Младший дошкольный возраст (3–4 года) — ключевой период для развития речи. В это время:

  • активно растёт запас активного словаря (до 2 000 слов);
  • совершенствуется произносительная сторона речи;
  • формируется фразовая речь, появляются первые связные высказывания;
  • расширяется использование прилагательных, наречий, предлогов.

Однако у многих детей наблюдаются типичные трудности:

  • нечёткое произношение отдельных звуков;
  • пропуск или замена звуков и слогов;
  • нарушение слоговой структуры слов;
  • однотипность предложений (подлежащее + сказуемое + дополнение, глаголы только в настоящем времени).

 

Дидактические игры — эффективное средство преодоления этих трудностей, поскольку соответствуют ведущей деятельности дошкольников (игровой) и позволяют органично сочетать обучение с развлечением.

Цели и задачи

Основная цель: всестороннее развитие речи детей 3–4 лет в игровой форме.

Задачи:

  1. Обогащать и активизировать словарный запас.
  2. Формировать правильное звукопроизношение.
  3. Развивать фонематический слух.
  4. Совершенствовать грамматический строй речи.
  5. Развивать связную (монологическую и диалогическую) речь.
  6. Воспитывать интерес к речевому общению.

Виды дидактических игр для развития речи

1. Игры на расширение словарного запаса

Примеры: «Что это такое?», «Угадай по описанию», «Чьи это детки?», «Кто больше увидит и назовёт».

Задача: пополнение словаря существительными, прилагательными, глаголами.

2. Игры на развитие звуковой культуры речи

Примеры: «Петушок», «Угадай, что звучит», «Отгадай и назови», «Кто топает».

Задача: формирование чёткого произношения, правильного темпа и громкости речи.

3. Игры на развитие фонематического слуха

Примеры: «Узнай по голосу», «Кто как кричит», «Шумовые баночки», «Громко — тихо».

Задача: обучение различению и воспроизведению звуков, развитие слухового внимания.

4. Игры на развитие грамматического строя речи

Примеры: «Назови предметы», «Какого это цвета», «Один — много», «Договори предложение».

Задача: освоение согласования слов, способов словообразования, правильных грамматических форм.

5. Игры на развитие связной речи

Примеры: «Ответь на вопрос», «Лото», «Что делает мишка?», «Купание куклы».

Задача: обучение составлению предложений, рассказов, диалогов; развитие интонационной выразительности.

Методика проведения дидактических игр

1. Ознакомление с содержанием игры:

  • показ дидактического материала (картинки, предметы, игрушки);
  • краткая беседа для актуализации знаний детей.

2. Объяснение правил и хода игры:

  • чёткое изложение задач;
  • демонстрация игровых действий;
  • акцентирование внимания на правилах поведения.

3. Участие воспитателя:

  • роль ведущего, участника или арбитра;
  • корректировка речевых ошибок;
  • подача образцов правильного произношения.

4. Подведение итогов:

  • анализ достижений детей;
  • поощрение активности;
  • обсуждение впечатлений.

Практические рекомендации

  • Систематичность: регулярно включать дидактические игры в образовательный процесс.
  • Наглядность: использовать яркие, эстетически оформленные материалы.
  • Доступность: подбирать игры в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей.
  • Эмоциональность: создавать позитивный настрой, использовать элементы сюрприза.
  • Постепенное усложнение: варьировать правила и задания, увеличивая сложность.
  • Интеграция: сочетать речевые игры с двигательной активностью, рисованием, конструированием.
  • Обратная связь: хвалить детей за усилия, деликатно корректировать ошибки.

Ожидаемые результаты

При систематическом использовании дидактических игр у детей 3–4 лет наблюдается:

  • увеличение активного словарного запаса;
  • улучшение звукопроизношения и интонационной выразительности;
  • освоение базовых грамматических конструкций;
  • развитие умения строить связные высказывания;
  • повышение речевой активности и коммуникативной инициативы.

Дидактические игры — мощный инструмент развития речи младших дошкольников. Их эффективность обусловлена:

  • соответствием возрастным особенностям детей;
  • сочетанием обучающей и развлекательной функций;
  • возможностью индивидуализировать подход;
  • формированием положительной мотивации к речевому общению.

Грамотно подобранные и организованные игры не только решают конкретные речевые задачи, но и способствуют всестороннему развитию личности ребёнка, закладывая фундамент для успешного обучения в дальнейшем.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (408) выйдет
22 декабря 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (407) за 2025 год
Скачать Номер 44 (406) за 2025 год
Скачать Номер 43 (405) за 2025 год
Скачать Номер 42 (404) за 2025 год
Скачать Номер 41 (403) за 2025 год
Скачать Номер 40 (402) за 2025 год
Скачать Номер 39 (401) за 2025 год
Скачать Номер 38 (300) за 2025 год
Скачать Номер 37 (399) за 2025 год