Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

«Логопедическая помощь детям с расстройствами аутистического спектра»
Логопедия, Моторика, Развитие речи
Автор: Журавлева Ольга Петровна Федотова Любовь Васильевна   
25.12.2025 20:13

«Логопедическая помощь детям с расстройствами аутистического спектра»«Логопедическая помощь детям с расстройствами аутистического спектра»

РАС — группа нарушений, характеризующихся проблемами в общении, социальном взаимодействии и стереотипными формами поведения. Многие дети с РАС сталкиваются с задержкой в освоении речи или её отсутствием, а иногда их речь носит необычный, стереотипный характер. Логопедическая помощь таким детям строится с учётом их уникальных особенностей и потребностей.

В своей работе учитель логопед опирается на использование таких методов и приемов как:

-Игровая деятельность — через игровые ситуации ребёнок учится использовать речь в контексте интересующих его сюжетов: «покупка», «магазин», «семья», «путешествие».

 

-Использование визуальных средств — карточки, схемы, картинки помогают ребёнку понять смысл сказанного и выразить свои мысли. Особенно эффективны системы альтернативной коммуникации Модельное обучение — подача образцов правильного произношения или поведения для последующего повторения ребёнком. Использование демонстрационных игр или ролей помогает закрепить навыки.

-Сенсорная интеграция — работа с сенсорными материалами способствует развитию восприятия и внимания — важнейших компонентов коммуникации у детей с РАС.

-Работа над артикуляцией — использование специальных упражнений для развития моторики речевого аппарата: дыхательных упражнений, артикуляционной гимнастики.

В речи детей с РАС часто отсутствуют глаголы, а пиктограммы с подписью помогают научиться употреблять глаголы сначала с помощью картинки, а потом и самостоятельно.

Введение в речь глаголов помогает ребенку сообщить о своих желаниях и намерениях, позволяет в дальнейшем быстрее освоить фразовую речь.

Отдельным пунктом идет работа над пониманием и употреблением местоимений, т.к. у детей с РАС имеются трудности в понимании и освоении местоимений. На помощь приходят различные игры-ходилки, лото. Такие игры позволяют закрепить местоимения я, ты.

- Кто ходит?

-я.

- Кто ходит?

-ты.

Аутичный ребенок как бы «застревает» на этапе пассивного приобретения слов от окружающих его людей, не стремится активно расширять свой словарь с помощью вопросов типа «Что это?», «Как это называется?». Расширять значения слов в лексике ребенка с РАС приходится через искусственный «перевод» его с одного этапа речевого развития на другой путем усложнения заданий на занятиях. Так, от конкретных действий людей мы переходим к формированию понимания того, что данные глаголы могут обозначать движения других живых существ или неодушевленных предметов. (ОНА идет, ОН идет; ОНА бежит, стоит))

Очень хорошо с детьми с РАС работают нетрадиционные способы проведения занятия, например использование пескотерапии и арт-терапии, пластилинографии.

При работе с песком можно не только развивать мелкую моторику, но закапывать в песок карточки, чтобы отрабатывать названия предметов, фраз. Подключая дыхательную гимнастику можно сдувать песок с карточек и так же их называть.

Совместное рисование и пластилинография так же способствует развитию речевых навыков – называние цвета, закрашивание картинок краской, отрабатывать падежные окончания «Чего не стало», «Что ты спрятал?»

Сказкотерапия способствует отработке диалогической речи. Перед ребенком можно разложить фигурки героев сказки, назвать их, смоделировать сказку:

-Тук-тук!

- Кто там?

- Я муха-горюха!

Систематичность и частое повторение на занятиях способствует закреплению навыков. Любимые игры ребенок начинает просить чаще, т.е. самостоятельно инициирует общение. Привыкает к требованиям и правилам, которые нужно соблюдать на занятии.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (408) выйдет
22 декабря 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (407) за 2025 год
Скачать Номер 44 (406) за 2025 год
Скачать Номер 43 (405) за 2025 год
Скачать Номер 42 (404) за 2025 год
Скачать Номер 41 (403) за 2025 год
Скачать Номер 40 (402) за 2025 год
Скачать Номер 39 (401) за 2025 год
Скачать Номер 38 (300) за 2025 год
Скачать Номер 37 (399) за 2025 год