Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Методическая разработка «Совместная работа учителя-логопеда и педагога психолога в проектной деятельности»
Логопедия
Автор: Максименко О.Л. Стародынова Т.В   
25.10.2021 13:44

Методическая разработка «Совместная работа учителя-логопеда и педагога психолога в проектной деятельности»Методическая разработка «Совместная работа учителя-логопеда и педагога психолога в проектной деятельности»

  • Учитель-логопед Максименко О.Л.
  • Педагог-психолог Стародынова Т.В

МАДОУ «Детский сад № 25 компенсирующего вида»

В последнее время уделяется большое внимание коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста, имеющими различные отклонения в познавательной и речевой сфере. Психические процессы (внимание, восприятие, память, воображение, мышление) являются составной частью любой человеческой, в том числе и речевой деятельности и обеспечивают необходимую для нее информацию.

Задача специальной педагогики и психологии состоит в систематической работе по коррекции отклонений в развитии познавательной, личностной, двигательной сферы детей, по охране и развитию зрения, слуха, осязания, т.е. всей компенсирующей системы.

 

При нарушении зрения у детей возникает ряд вторичных отклонений, связанных с ослаблением психических процессов (восприятия, воображения, наглядно-образного мышления) и ограничивается овладение социальным опытом.

По итогам психодиагностики, у большинства детей с нарушением зрения интеллектуальное развитие не соответствовало возрастным нормам. Также у некоторых воспитанников наблюдались трудности в эмоциональной сфере (повышенная тревожность, эмоциональная неустойчивость в поведении).

Мониторинг речевого развития выявил недостатки в понимании смысловой стороны речи и функционального назначения слова, в овладении грамматическим строем речи, развитии связной речи, в усвоении выразительных средств.

Кроме того, у детей наблюдались отклонения двигательной сферы: быстроты, точности, координации, темпа движений, соразмерность двигательных актов и др.

В поисках наиболее эффективных путей коррекции психоэмоциональных и речевых нарушений мы решили разработать проект на основе техники цветотерапии. Проект предусматривает взаимодействие педагога-психолога и учителя-логопеда в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личностное развитие ребёнка.

Вид проекта: познавательно-речевой, комплексный.

Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие.

Актуальность проекта:

Как известно, цветовосприятие стимулирует речевое развитие и влияет на психоэмоциональное состояние детей. Мы предположили, что при использовании элементов цветотерапии коррекционная работа поможет в становлении развития психических функций, повысит интерес детей к занятиям и будет способствовать их речевому развитию. Поскольку среди слабовидящих имеется большое число детей с нарушением цветоразличительных функций, то проявление нарушений цветового зрения предполагал учёт индивидуальных особенностей детей в восприятии цвета и создание условий, компенсирующих имеющиеся недостатки зрения.

Новизна

Система коррекционной работы по развитию и коррекции речи строится на основе психолого-педагогического подхода. Психолого-педагогический подход предполагает учёт соотношений нарушений в системе речевой деятельности и их взаимосвязи с другими сторонами психики ребёнка. Поэтому необходим поиск наиболее эффективных путей коррекции речевых нарушений.

Проект «Разноцветный мир» направлен на комплексное развитие ребенка: развитие и коррекция речи, гармонизация эмоционального состояния.

В ходе реализации проекта мы выделили две главные цели в работе:

  • Активизация и развитие познавательной, речевой, эмоционально-волевой сфер, направленные на личностное развитие ребенка в обучении, поведении, в отношениях с другими людьми.
  • Повышение эффективности коррекционно-развивающих занятий при организации совместной деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога.

Основными задачами цикла, которые мы ставили перед собой, работая с детьми, являлись:

  • Развивать познавательно-речевую активность
  • Использовать ресурсы сказкотерапии для решения целого ряда задач: обучение, воспитание, развития личности, коррекции речи, поведения
  • Использовать продуктивную деятельность
  • Расширять кругозор детей
  • Стимулировать креативность, оригинальность мышления
  • Развивать уверенность в себе
  • Гармонизировать эмоциональное состояние

- Способствовать сплочению детского коллектива.

Формы и методы реализации интегрированных коррекционно-развивающих занятий:

  1. Приветствие — создание положительного эмоционального настроя, мотивационной установки.
  2. Беседа, проблемная ситуация, поисковая деятельность, иллюстрации,

картины, презентации, художественное слово, музыкальное сопровождение.

3. Упражнения на развитие фонематической стороны речи.

4. Лексико-грамматические игры (практика развития познавательных

процессов).

5. Физкультминутка (пальчиковая и зрительная гимнастики, координация речи с движением).

6. Продуктивная деятельность (вырезание из бумаги, рисование с использованием шаблонов, выкладывание контура предметов при помощи разноцветной проволоки, использование конструктора, песка, применение техники монотипии и других видов работ).

7. Психогимнастика, релаксация (упражнения на снятие мышечного и эмоционального напряжений).

8. Упражнения на развитие эмоционально-волевой сферы, коррекцию тревожности, страхов, агрессивного поведения.

9. Рефлексия

План реализации проекта:

Подготовительный этап: информационно – организационный (накопительный)

- Подбор методической, справочной и практической литературы по выбранной тематике проекта с целью накопления знаний и поиска материала

- Выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта

- Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, систематизации воспитательно-образовательного процесса

- Разработка конспектов, игр и игровых обучающих ситуаций, интеграции различных видов деятельности по проекту

Содержательно-практический этап (основной) этап:

Совместная деятельность коррекционно-развивающих занятий учителя-логопеда и педагога-психолога с детьми:

  • расширение представлений детей о мире
  • игры и упражнения на развитие лексико-грамматического строя речи
  • задания, направленные на обучение умения ясно и четко излагать свои мысли, делать выводы и обобщать
  • задания на развитие фантазии и творческого воображения
  • игры и упражнения, направленные на развитие психических процессов (внимание, память, мышление, воображение)
  • игры и упражнения, направленные на коррекцию эмоционально-волевой сферы

- игры и упражнения, направленные на обучение навыкам релаксации и психогимнастики.

Заключительный этап:

- Итоговое занятие

- Презентация проекта

Ожидаемые результаты

Целенаправленное и системное развитие познавательно-речевой сферы посредством использования цветотерапии позволит не только оказывать положительное влияние на настроение и психоэмоциональное состояние детей, но и повысить эффективность исправления речевых нарушений, а также будет способствовать обеспечению высокого уровня формирования целевых ориентиров дошкольного образования.

Список литературы:

  1. Богомолова А. И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. СПб., 1994.
  2. Былино М.В., Томукевич О.Т. Разноцветный мир. Беларусь, 2019.
  3. Голубец О.Д., Жиличкина М.Ю. Проектная деятельность педагога-психолога и учителя-логопеда ДОО. Познавательное и эмоционально-волевое развитие детей 5-7 лет. Волгоград: Учитель, 2020
  4. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников (дети с ОНР). М., 1981.
  5. Калягин В.А. Логопсихология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений /В. А. Калягин, Т.С. Овчинникова. – М.: Академия, 2006 – 320с.
  6. Погосова Н.М. Цветовой игротренинг. СПб.: Речь, 2005г.
  7. Серов Н. В. Лечение цветом. СПб., 1997.
  8. Сидорова И.В. Развитие и коррекция с использованием цвета эмоционального мира детей старшего дошкольного возраста. СПб: Детство-Пресс, 2013.
  9. Харченко Т.А. Мой разноцветный мир. М.: Учитель, 2019.
  10. Шипилова Е.В. Особенности организации психокоррекционной работы с дошкольниками с речевыми нарушениями /Логопед в детском саду, 2008 — 8 33с.
  11. Модель взаимодействия психолога и логопеда по организации работы в специализированных группах. /Под ред. Н.Я. Большуновой; Сост.: Н.Ф. Балашова, Е.В. Соколова; МОУ-ЦО «Пеликан» – Бердск, 1998. – 8с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 4 (227) выйдет
22 января 2022

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 3 (226) за 2022 год
Скачать Номер 2 (225) за 2022 год
Скачать Номер 1 (224) за 2022 год
Скачать Номер 52 (223) за 2021 год
Скачать Номер 51 (222) за 2021 год
Скачать Номер 50 (221) за 2021 год
Скачать Номер 49 (220) за 2021 год
Скачать Номер 48 (219) за 2021 год
Скачать Номер 47 (218) за 2021 год
Скачать Номер 46 (217) за 2021 год
Скачать Номер 45 (216) за 2021 год
Скачать Номер 44 (215) за 2021 год
Скачать Номер 43 (214) за 2021 год
Скачать Номер 42 (213) за 2021 год