Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Дистанционные формы работы с детьми.
Логопедия
Автор: Сенькина Алена Викторовна   
22.10.2021 21:09

Дистанционные формы работы с детьми.Дистанционные формы работы с детьми.

Сенькина Алена Викторовна МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №20 «Теремок», г. Балашиха учитель – логопед

В настоящее время благодаря развитию информационно — коммуникативных технологий (ИКТ) в области образования появился новый тип образовательной деятельности — дистанционное образование. Возможности использования ИКТ в логопедии:

  • повышение мотивации к логопедическим и любым другим занятиям;
  • организация объективного контроля развития и деятельности детей;
  • расширение сюжетного наполнения традиционной игровой деятельности;
  • возможность быстрого создания собственного дидактического материала;
  • визуализация акустических компонентов речи;
  • расширение спектра невебральных заданий;
  • обеспечивают незаметный для ребёнка переход от игровой деятельности к учебной;
  • значительные возможности в развитии ВПФ: схематизация, символизация мышления; формирование планирующей функции мышления и речи;
  • за счёт повышенного эмоционального тонуса осуществляется более быстрый перевод изучаемого материала в долговременную память.

Чтобы заинтересовать детей, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые инновационные технологии.

 

Проведение дистанционных логопедических занятий

  • творческий процесс, когда каждый логопед создает свою собственную методическо-дидактическую и информационно — коммуникационную базу на основе ИКТ.
  • при правильной организации системы занятий, адаптации существующих программ к данному формату проведения занятий, учета индивидуальных образовательных потребностей ребенка, достигаются хорошие результаты коррекционно — развивающего обучения дошкольников с речевыми нарушениями.

Дистанционное коррекционно — развивающее обучение – взаимодействие между собой логопеда и дошкольников, детей между собой, а также родителей, отражающее все присущие процессу специального обучения и воспитания компоненты (цели, содержание, организационные формы, средства обучения) специфичными средствами интернет-технологий.

Дидактические принципы организации дистанционного образования в основе своей, также должны быть теми же, но реализуются они специфичными способами, обусловленными спецификой новой формы коррекционно-развивающего обучения, возможностями информационной среды, сети Интернет.

Таким образом, в условиях использования современного оборудования и доступных дистанционных технологий, стало возможно не только ознакомление ребенка с содержательной стороной образовательной программы, но и оказание профессиональной психолого – педагогической, логопедической консультативной помощи родителям, самостоятельно занимающимся образованием детей.

Дистанционное обучение позволяет:

  • Организовать непрерывное обучение (болезнь, самоизоляция);
  • Проводить обучение большого количества человек;
  • Разнообразить формы современных занятий;
  • Осуществлять индивидуальный подход в обучении;
  • Удобный рабочий график.

Для достижения этих целей применяются следующие информационные технологии:

  • предоставление пособий (электронный учебник) и другого печатного материала;
  • пересылка изучаемых материалов по компьютерным телекоммуникациям;
  • занятия, проводимые через компьютерные телекоммуникации, проводимые в режиме двусторонней видеоконференции (online);
  • мультимедийные вставки;
  • односторонняя видеотрансляция с обратной связью по телефону;
  • электронная почта, голосовая почта (off — line);
  • доступ к базам данных;
  • теле — видеоконференции (родительское собрание);
  • чат-технологии Whats Аpp (консультирование родителей).

Skype — платформа

  • Бесплатное программное обеспечение, обеспечивающее текстовую, голосовую и видеосвязь через Интернет между компьютерами
  • Программа позволяет совершать конференц-звонки, видеозвонки (до 50 абонентов, включая инициатора), а также обеспечивает передачу текстовых сообщений (чат) и передачу файлов.
  • Есть возможность вместе с изображением с веб-камеры передавать изображение с экрана монитора, а также создавать и отправлять видео сообщения пользователям настольных версий программы.

Zoom — платформа для проведения онлайн занятий

  • Сервис для проведения видеоконференций, онлайн-встреч и дистанционного обучения дошкольников.
  • Программа подходит как для индивидуальных, так и для групповых занятий.
  • Участники могут заходить как с компьютера, так и с планшета с телефоном. • К видеоконференции может подключиться любой, имеющий ссылку, или идентификатор конференции.
  • Мероприятие можно запланировать заранее, а также сделать повторяющуюся ссылку, то есть для постоянного занятия в определенное время можно сделать одну и ту же ссылку для входа.

Направления коррекционной работы с использованием ИКТ

  1. Работа над звукопроизношением: артикуляционная гимнастика, автоматизация звуков, дифференциация звуков.
  2. Обучение грамоте: формирование навыков фонематического анализа и синтеза.
  3. Формирование лексико-грамматических категорий: наращивание словарного запаса, словоизменение, словообразование.
  4. Развитие связной речи: пересказ (составление) текста с опорой на наглядность.
  5. Формирование зрительно-пространственных координаций: умение следить взглядом за перемещением объектов.
  6. Коррекционно-оздоровительное: использование манипулятора «мышь» и клавиатуру как тренажёра для развития мелкой моторики рук.

Задачи дистанционного логопедического занятия

Задачи ознакомительно-адаптационного цикла:

  • ознакомление детей с компьютером и правилами поведения при работе с ним.
  • знакомство детей с компьютерными программами.
  • преодоление психологического барьера между ребёнком и компьютером.
  • формирование у детей начальных навыков работы на компьютере.

Задачи коррекционно-образовательного цикла:

  • формирование и развитие у детей речевых и языковых средств: звукопроизношения, просодических компонентов речи, фонематического анализа и синтеза, лексико-грамматического строя речи, связной речи.
  • формирование и развитие навыков учебной деятельности: о сознание цели, самостоятельное решение поставленных задач, достижение поставленной цели, оценка результатов деятельности.
  • развитие психических функций.

Организация дистанционных логопедических занятий

  1. Подготовительный этап направлен на эмоциональную и физическую подготовку ребёнка к использованию компьютерных упражнений в процессе занятия в соответствии с поставленными коррекционно-образовательными задачами. Ребёнок вводится в проблемную ситуацию.
  2. Основной этап предусматривает решение поставленных коррекционно-образовательных задач, отвечающих целям занятия.
  3. Заключительный этап необходим для совместной, а затем и самостоятельной оценки ребёнком результатов деятельности, снятия эмоционального, зрительного и мышечного напряжения.

Формы дистанционной работы с детьми

1. Групповое, подгрупповое, открытое логопедическое – интернет занятие.

Эта форма больше приближена к традиционной, особенно, если участники учебного процесса визуализированы (например, используют Skype, Zoom). В этом случае можно видеть живые реакции собеседника, слышать интонацию и пр., что способствует более полному взаимопониманию.

Предполагает высокий уровень развития ВПФ: речи, мышления, внимания, высокую скорость реакции учащихся, т. е. качества, которыми чаще всего не обладают дети с речевыми нарушениями.

Виды проведения занятий включают в себя:

  • n-line способ взаимодействия:
  • чат – позволяет организовать дискуссию педагога и родителя с помощью текстовых сообщений, передаваемых в реальном времени, независимо от местонахождения пользователей;
  • аудиоконференция – позволяет общаться нескольким участникам с помощью устной речи в реальном времени. Эта форма не задействует зрительный анализатор и требует хорошего состояния слуха и речи пользователей;
  • видеоконференция – дает возможность нескольким пользователям взаимодействовать в реальном времени. Такая форма очень приближена к традиционной форме обучения;
  • off-line способ взаимодействия логопеда и ребенка представляет детям (родителям) возможность самим определять время занятий. К технологиям этого рода относятся:
  • электронная почта,
  • списки рассылки,
  • телеконференция и др.

Так же, есть возможность обращаться к материалам многократно, в индивидуальном темпе, возникающие вопросы можно задать по телефону (устно) или по электронной почте (письменно).

2. Мультимедийное логопедическое занятие в программе Power Point.

На таких занятиях детям с нарушениями речи предъявлялся речевой материал компьютерной программы в виде презентаций, адаптированный к целям и задачам коррекционного занятия.

Преимущества занятий-презентаций заключается:

  • в экономии времени при подготовке к занятиям;
  • в отсутствии необходимости подбора наглядного и дидактического материала;
  • в повышении активности детей, поддержании внимания на всех этапах занятия;
  • в возможности использования элементов программирования, когда за операцией следует проверка.

Создание занятия-презентации включает три этапа:

  • разработка сюжета с учётом методических требований к логопедическому занятию;
  • отбор речевого и наглядного материала;
  • техническое исполнение презентации.

3. Анкетирование, диагностика.

Для определения индивидуально типологических особенностей детей, позволяющих определить уровень развития психических процессов, интеллектуальных способностей, найти индивидуальный маршрут сопровождения ребёнка, опираясь на зону ближайшего развития.

Диагностика включает в себя следующие разделы:

1. Диагностика личностных характеристик ребёнка

Умение сохранять цель в условиях затруднения успеха, уровень развития самоконтроля и т.д.; умение подчинять свои действия определённому правилу и точно выполнять указания взрослых, изучение целенаправленности деятельности и т.д.

2. Диагностика уровня сформированности познавательной сферы

Оценка уровня общего психического развития, оценка уровня общей способности к обучению и т. д.

3. Диагностика уровня речевого развития ребёнка

Оценка коммуникативных умений и навыков.

4. Диагностика уровня физического развития

Оценка скорости движения и уровня развития координации кисти, зрительно – моторной координации и т.д.

Уровни развития проявления интереса к компьютеру

  1. Поверхностный интерес к особенностям внешнего вида объекта, его наиболее впечатляющим действиям ( «реакция на новизну»);
  2. Ситуативный интерес, проявляющийся кратковременно, эпизодически при непосредственном контакте и угасающий с его прекращением;
  3. Интерес, проявляющийся в положительном, достаточно устойчивом отношении к компьютеру и действиям с ним и существующий наравне с интересом к другим объектам и явлениям окружающего мира;
  4. Элементарный познавательный интерес, в котором, в отличие от предыдущего, определяющую роль играет познавательный мотив – настойчивое желание больше узнать о компьютере, освоить новые способы действия с ним; интерес, проявляющийся как выраженное предпочтение деятельности с компьютером другим видам деятельности.
  5. Индивидуальное занятие.

Основная задача индивидуальных занятий заключается в первоначальном формировании звуковой стороны речи, что включает в себя комплекс подготовительных артикуляционных упражнений, коррекцию произношения дефектных звуков, слоговой структуры слова, развитие фонематического слуха и формирование фонематического восприятия.

  • С помощью простых действий во время занятия на компьютере можно изменить меру трудности, характер задания, адекватные возможностям самого “сложного” ребенка.
  • Делать “видимым” проблемы в развитии ребенка, трудно обнаруживаемые в традиционном обучении. Показать, как трансформировать выявленные проблемы в специальные задачи обучения.
  • Формировать у ребенка процесс осмысливания собственных произносительных навыков.
  • Сложное программное обеспечение имеет чрезвычайно простое управление.
  • Многие методики, успешно использовавшиеся ранее, теперь положены на компьютерную основу и получили как бы второе развитие.

С точки зрения специалиста, это возможность посмотреть на свою работу с новых позиций, переосмыслить методические приемы, обогатить знания и умения, которыми он владеет.

Как правило, каждое занятие включает:

  • артикуляционную гимнастику
  • дыхательную гимнастику
  • пальчиковую гимнастику
  • постановку правильного звукопроизношения
  • логоритмику
  • закрепление достигнутых навыков (автоматизация).

Дополнительно применяются упражнения по развитию мелкой моторики рук, своеобразная пальчиковая гимнастика:

  • сборка картинок и пазлов
  • построение цветовой композиции с помощью мозаики
  • игра с конструктором
  • игры с игрушками — тренажерами: матрешки, резиновые ежики и пр.

5. Мастер –классы, семинары -практикумы.

Это особая форма учебного занятия, которая основана на «практических» действиях показа и демонстрации творческого решения определенной познавательной и проблемной педагогической задачи. Позитивным результатом мастер-класса можно считать результат, выражающийся в овладении участниками новыми творческими способами решения педагогической проблемы, в формировании мотивации к самообучению, самосовершенствованию, саморазвитию.

Развивающие игры, методики и задания для детей:

1. Картинки – раскраски по лексическим темам

которые отрабатываются на логопедических занятиях как в детских садах, так и в школа. Могут быть использованы в качестве домашних заданий — родители вместе с детьми распечатывают и раскрашивают эти картинки, а затем вклеивают их в тетрадь по заданию логопеда, закрепляя тем самым словарь заданной теме. • Щелкнув по картинке или названию темы, вы переходите на страницу со списком картинок этой темы.

  • Темы: НАСЕКОМЫЕ, ПРОФЕССИИ, СПОРТСМЕНЫ, ТРАНСПОРТ, ОДЕЖДА, ПОСУДА, МЕБЕЛЬ, МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ, СКАЗОЧНЫЕ СУЩЕСТВА, ИГРУШКИ, ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ

https: //logoprog. ru/paintpict/

2. Онлайн-игра «Раскраска — алфавит»

3. • Правила игры: Щелкните по выбранной букве, прослушайте ее название, после чего на экране появится картинка, название которой начинается на эту букву. Раскрасьте картинку кисточкой, щелкая на отдельные части картинки. Чтобы сменить цвет, щелкните кисточкой по нужному цвету в палитре справа. Можно перейти к другой картинке на ту же букву или выбрать другую букву.

4. • Дополнительные задания

5. Выберите букву согласного звука и попросите ребенка определить мягкость или твердость соответствующего звука в слове.

https: //www. logoprog. ru/games/paint-pict. html

6. Онлайн-игра «Фонетическая раскраска» Игра по раскрашиванию картинок, в названиях которых содержится выбранный звук.

7. • Правила игры: Щелкните по букве выбранного звука, прослушайте его название, после чего на экране появится четыре картинки. Названия некоторых картинок содержат выбранный звук, их можно раскрашивать, щелкая на отдельные части картинки кисточкой. Названия других картинок не содержат выбранный звук, при попытке их раскрасить будет раздаваться звуковой сигнал. Можно сменить цвет кисточки, щелкая по нужному цвету в палитре справа. Если нажать мышью на слово «Подсказка» поверх картинок появятся их названия. Можно также выбрать другой звук. Сопоставление букв и звуков производится по правилам фонетической транскрипции русского языка (например, верблюд — [в"ирбл"ут]). https: //www. logoprog. ru/games/paint-sounds. html

8. Логопедическая игра «Похожие слова»

9. Игра может проводиться на индивидуальных или подгрупповых (2–4 человека) занятиях. Она предназначена для автоматизации звуков, развития фонематического восприятия, чувства рифмы.

10. Правила игры: На игровом поле слова, звучащие похоже, с картинками. У каждого ребёнка фишка. Дети по очереди кидают кубик и делают нужное количество ходов своей фишкой. Попав на определённую картинку, ребёнок старается отыскать картинку со словом, которое звучит похоже, и переставляет на неё свою фишку. Таким образом? он может или отдалиться от финиша или, наоборот, к нему приблизиться. Если ребёнок не может найти парную картинку, то возвращается в начало игры. Выигрывает тот, кто первым достигнет финиша. https: //www. logoprog. ru/games/matchwords. html

11. Логопедические игры по обучению грамоте https: //www. looped-sunshine. ucoz. net/index/onlajn_igry_po_obucheniju_gramote/0-11

12. Развитие чувства ритма, слухового внимания, памяти и мелкой моторики являются аудиопрограммы:

  • «Веселая Логоритмика» серия «Развивалочка от 1 до 5» Екатерины Железновой.
  • «Абсолютный слух» серия «Развивалочка от 1 до 5» Екатерины Железновой.
  • «10 мышек — пальчиковые игры с музыкой» серия «Развивалочка от 1 до 5» Екатерины Железновой
  • «Пять поросят. Пальчиковые игры от 2 до 6» Екатерины Железновой.
  • «Новые логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика, подвижные игры» Н. В. Нищева, Л. Б. Гавришева
  • «Логопедические распевки» Т. С. Овчинникова

Список литературы:

  1. Волкова Л.С., Шаховская С.Н. Логопедия. Учеб. для студентов дефектолог. фак-тов пед. высш. уч. завед. М.: ВЛАДОС, 2002. – 680с.
  2. Елецкая О. В., Матвеева М. В., Тараканова А. А. Информационные технологии в специальном образовании. Учеб. п. с практикумом для вузов. М.: ВЛАДОС, 2019. -319с.
  3. Комарова Т.С., Комарова И.И., Туликов А.В. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.
  4. Косенко Ю.А. Учусь грамоте, пособие и рабочая тетрадь по развитию фонематических процессов и подготовке к обучению грамоте, 2014.
  5. Лизунова Л. Р. Компьютерная технология коррекции недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. — Пермь, 2009. — 260 с.
  6. Филичева Т.Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим нарушением речи. Программно – методические рекомендации / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина. – 2-е изд.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 14 (330) выйдет
19 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год