Логопедическое занятие для детей подготовительной к школе группы «Путешествие домовенка Кузи» |
Логопедия, Моторика, Развитие речи | |||
Автор: Кошелева Любовь Александровна | |||
03.08.2025 15:26 | |||
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад с. Новосысоевка» Яковлевского муниципального округа Подготовила: учитель-логопед Кошелева Любовь Александровна Цель: Дифференциация звуков «Р» — «Л». Задачи:
Материал: сундучок с маленькими картинками (лапти, рубашки) на крышке – по 5 штук каждых, самодельная книга – лэпбук «Путешествие домовенка Кузи» с заданиями, карточки – следы – 10 штук, картинки – рубаха и лапти (большие) – по 1 штуке каждой, запись голоса домовенка Кузи, 4 ключа, две маленькие самодельные книжечки, зеркала — 2 штуки, музыкальные инструменты (барабан, маракас, ложки). Ход образовательной деятельности: Дети входят вмузыкальный зал под музыку. I. Вводная часть. Логопед: Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас! Меня зовут Любовь Александровна, я пришла к вам в гости чтобы поиграть. «Психогимнастика» (Создание эмоционального положительного фона) Учитель-логопед предлагает встать детям в круг: Логопед: Давайте с вами встанем в круг – (дети становятся в круг) Сколько радости вокруг – (дети поднимают вверх руки и машут ими) Мы все за руки возьмёмся — (дети берутся з а руки) И друг другу улыбнемся. – (дети улыбаются) Вы готовы поиграть? Дети: Да! Логопед: Можно встречу начинать? Дети: Да! Логопед: День сегодня необычный – удивить хочу я вас. Ребята, а вы любите сказки? Сегодня вас ждет волшебная сказка, увлекательные игры и еще много интересного. Я хочу, чтобы у вас было хорошее настроение и все сегодня получилось! Ребята, вы ничего не заметили необычного? Да, это следы, но чьи интересно? Никого не видно. Давайте по следам пойдем, может что-то увидим, что-то найдем. Дети идут по следам. На столе лежит рубашка, записка, под столом стоят лапти. Логопед: Что это? (лапти, рубашка). Ой, ребята, а тут лежит записка для нас: «На вещи посмотри, первый звук в словах скажи. Правильно эти звуки всегда произноси, задания с ними ждут тебя впереди!» (л, р). Дети: ЛЛапти, РРубашка. Логопед: Ребята! А тут ещё и письмо лежит. Давайте его прочитаем. Учитель-логопед берёт письмо и читает. Логопед: Ой, беда, беда, огорчение! Ребята! Моего друга, рыжего кота похитили! Кощей Бессмертный за четырьмя замками взаперти держит! Помогите! Дети! Я по-моему догадалась от кого нам это письмо. Учитель-логопед достаёт из письмо фотографию домовёнка Кузи. Логопед: Ребята! Это письмо нам от домовёнка Кузи и он зовет нас на помощь. Вы готовы помочь домовёнку Кузе и его рыжему коту? Дети: Да! Логопед: Прежде чем мы начнём помогать домовёнку Кузе и его рыжему коту, нам нужно подготовить наши язычки для выполнения заданий. Сделаем артикуляционную гимнастику. Присели на стульчики. Учитель-логопед берёт зеркала и раздаёт детям. «Артикуляционная гимнастика» Логопед: Язычок наш загорает Эй, веселые ребятки, Самолет летит, самолет гудит: л — л – л. Физминутка «Самолёт» Смотрите в небе самолёт (стоят качаются руки в стороны) А в самолёте том пилот ( «надевают очки») Штурвалом ловко управляет (крутят руль) И между облаков летает (летят руки в стороны) Под самолётом то гора (руки вверху домиком (гора)) То лес дремучий, то нора (руки скрещены перед собой/ руки вверху круг (нора)) То в небо дивится народ (козырёк влево и вправо) То зайцы водят хоровод (твист, руки в стороны) II. Основная часть. Логопед: Ребята! Ну, вот мы с вами и попали в сказку. Смотрите ребята, а это волшебный сундучок. Чтобы он открылся, надо глубоко вдохнуть и на сундучок подуть (дуют). Давайте мы с вами вдохнем через нос и выдохнемчерез рот, губки сделаем трубочкой. Щёчки при этом не надуваем, плечи не поднимаем. «Дыхательная гимнастика» (звучит волшебная музыка – открывается сундучок) II. Основная часть. Логопед: Дети! Тут, лежит нам подсказка. Учитель-логопед достаёт записку и читает. Логопед: Вы на карту посмотрите и домовёнку Кузе помогите. Ребята, посмотрите, а вот и сказочная карта. И домовенок Кузя нас уже дожидается, чтобы вместе отправиться в путь. Будем с Кузей по карте шагать, задания героев все выполнять. Три ключа нам надо найти, чтобы кота нам рыжего спасти. II. Основная часть. Логопед: А вот и первое задание. Кто же встретился нам на пути? (старичок–лесовичок). По стрелкам смело шагай, упражненья выполняй, Язычок свой разминай. Все слова дополняй, Ничего не пропусти – Ключ в конце пути возьми! Дидактическая игра «Договори слово» с мячом. Дифференциация изолированных звуков [р] и [л]. (Учитель-логопед называет начало слова и бросает мяч ребенку, а дети договаривают звук и бросают мяч обратно) (берут 1 ключ) Логопед: Я начну слово, а вы должны его закончить, добавив последний звук [р] или [л]. (ша-Р, вете-Р, сту-Л, дяте-Л, кома-Р, сы-Р, узе-Л, пена-Л, топо-Р, мото-Р, футбо-Л, сто-Л). Логопед: Молодцы! С заданием мы справились. Чтоб в пути не заскучать, предлагаю поиграть, зрительную гимнастику за мною повторять. Дети выполняют зрительную гимнастику «Будь здоров» выполняют движения глазами по тексту стихотворения Логопед: Чтобы глазки зорче были, И в очках чтоб не ходили. Эти нужные движенья. Предлагаю повторить. Вдаль посмотрим и под ножки, Вправо, влево по быстрей. Удивимся — что такое? И закроем их скорей. А теперь по кругу быстро, Словно стрелочки часов, Проведем глазами дружно, Ну, а дальше – будь здоров! Логопед: А, вот следующее задание, кто здесь живет? (баба Яга). Ты, дружочек, не зевай! Зелье волшебное мне варить помогай. Все, что со звуком «Р» выбирай И в котел скорее бросай. Как только зелье я сварю – Ключ тебе я подарю. Дидактическая игра «Найди картинку». (На мольберте дети располагают картинки в названии которых есть звук Р) (берут 2 ключ) Логопед: Путь нас сложный ждет впереди – без разминки его не пройти. Дети становятся в круг. Массаж ладоней и пальцев рук с помощью шариков "Су-Джок". (Массажировать и закреплять название пальцев. Шарик на ладони катать каждым пальчиком). Логопед: Мы колечки надеваем, Пальцы наши украшаем. Надеваем и снимаем, Пальцы наши упражняем. Будь здоров ты, пальчик мой, И дружи всегда со мной. Шарик пальчиком катаю. Ловкость пальцев проверяю. Ты колючий шарик мой. Подружись сейчас со мной. Логопед: Дальше надо нам идти – горы ждут нас впереди. Кто же за горами живет? (Змей Горыныч). Я живу в большой норе на кудыкиной горе. Я совсем не страшный змей, Только скучно и одиноко мне, нет у меня совсем друзей. Вы меня повеселите и немножко развлеките. Коль доволен буду я, ключ отдам я вам, друзья! Дидактическая игра «Найди слова-друзья». (Дети берут картинки и к каждой картинке находят пару: лак-рак, лама-рама, ложки-рожки, коробок-колобок, игла-игра). (берут 3 ключ) Логопед: А вот и замокКащея бессмертного перед нами. Чтобы кота освободить, Нужно дверь скорей открыть. Поторопись и не зевай - Ключ к замочкам подбирай! Задание «Подбери ключики» (освобождают кота) (Дети берутключики на которых картинки и выбирают ключик с картинкой со звуком Л). III. Заключительная часть. Логопед: Ну вот, рыжий кот домовёнка Кузи на свободе, и, конечное же, большая заслуга в этом ваша, ребята. - Скажите, вам понравилось путешествие? - Какие звуки мы отрабатывали в речи? - Какое задание было для вас самым интересным? - Какое сложным? Но вы со всеми заданиями справились. Молодцы! Домовенок Кузя, вас благодарит, ребята, и дарит вам на память вот такие маленькие медальки, они вам будут напоминать про сказочное путешествие, и вы сможете рассказать о нем своим друзьям. Может быть, в следующий раз сундучок нас пригласит в новое путешествие. А пока мы с ним прощаемся. Вам, ребята, пора отправляться в группу, где вас ждут друзья.
|