Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Формирование предпосылок математической грамотности у детей дошкольного возраста
Математика детям
Автор: Иванова Анна Вячеславовна   
18.10.2024 17:59

Формирование предпосылок математической грамотности у детей дошкольного возрастаФормирование предпосылок математической грамотности у детей дошкольного возраста

«От того, как заложены элементарные математические представления, в значительной мере зависит дальнейший путь математического развития, успешность продвижения ребенка в этой области знаний» Л.А. Венгер

В наш динамично развивающейся век, в век компьютерных технологий математика стала частью для людей всех профессий. Научно доказано, что особая роль математики состоит в умственном воспитании и в развитии интеллекта. Исходя из вышесказанного уделяется большое внимание к уровню образованности человека и формированию функционально грамотной личности уже с дошкольного возраста.

 

Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение. Многие полагают, что главное при подготовке к школе – это познакомить ребенка с цифрами и научить его считать, складывать и вычитать (на деле это обычно выливается в попытку выучить наизусть результаты сложения и вычитания в пределах 10). Однако при обучении математики по учебникам современных развивающих систем (система Л.В. Занкова, система В.В. Давыдова, система «Гармония», «Школа 2100» и др.) эти умения не очень долго выручают ребенка на уроках математики. Запас заученных знаний кончается очень быстро (через 2-3 месяца) и несформированность собственного умения продуктивно мыслить (то есть самостоятельно выполнять указанные выше мыслительные действия на математическом содержании) очень быстро приводит к появлению «проблем с математикой».

Не случайно в последние годы во многих школах, работающих по развивающим программам, проводится собеседование с детьми, поступающими в первый класс, основным содержанием которого являются вопросы и задания логического, а не только арифметического характера, поскольку учебники математики этих систем построены таким образом, что уже на первых уроках ребенок должен использовать умения сравнивать, классифицировать, анализировать и обобщать результаты своей деятельности.

Перед педагогами детского сада возникает вопрос: Как же «разбудить» познавательный интерес ребенка к математике?

На начальном этапе обучения главной задачей педагога будет – развитие умения у каждого ребенка, мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация. Особое внимание нужно уделить формированию логической грамотности. На занятиях по формированию элементарных математических представлений необходимо развивать словесно-логическое мышление.

Опыт показал, что познавательный интерес ребенка к математике можно «разбудить», если сделать обучение занимательным. При занимательном обучении обостряются эмоционально-мыслительные процессы, заставляющие наблюдать, сравнивать, рассуждать, аргументировать, доказывать правильность выполненных действий.

Занятие будет познавательным и занимательным, если дети в ходе его:

  • Думают (анализируют, сравнивают, обобщают, доказывают);
  • Удивляются (радуются успехам и достижениям, новизне);
  • Фантазируют (предвосхищают, создают самостоятельные новые образы).
  • Достигают (целеустремленны, настойчивы, проявляют волю в достижении результата).

Формирование элементарных математических представлений – это целенаправленный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями. Основная его цель – не только подготовка к успешному овладению математикой в школе, но и всестороннее развитие детей.

Введение нетрадиционных форм работы по формированию элементарных математических представлений в дошкольных учреждениях помогает воспитывать и обучать дошкольников в духе времени. Помогает подготовить ребят к дальнейшим трудностям связанных в их образовательным уровнем, каждый педагог должен идти в ногу со временем, чтобы не отстать от своих воспитанников. Именно поэтому он должен находиться в постоянном поиске новых и интересных способов обучения.

Овладение математическими представлениями будет эффективным и результативным только тогда, когда дети не видят, что их чему-то учат. Им кажется, что они только играют. Не заметно для себя в процессе игровых действий с игровым материалом считают, складывают, вычитают, решают логические задачи. Так, например, во время прогулки дошкольникам будет интересно измерить расстояние между деревьями, определить форму листьев, высоту кустов и деревьев. Считалки, которые они используют для подвижных игр, тоже математика.

Для развития познавательных способностей и познавательных интересов у дошкольников необходимо использовать следующие методы:

  • элементарный анализ (установление причинно-следственных связей);
  • сравнение;
  • метод моделирования и конструирования;
  • метод вопросов;
  • метод повторения;
  • решение логических задач;
  • ментальная арифметика;
  • экспериментирование и опыты и др.

Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является – игра. Руководствуясь одним из принципов Федерального государственного образовательного стандарта — реализация программы происходит, используя различные формы, специфичные для детей данной возрастной группы и прежде всего в форме игры.

Как сказал В. А. Сухомлинский «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

В дошкольном учреждении можно использовать математические игры:

  • словесные;
  • игры с наглядным материалом;
  • игры с палочками;
  • математические квадраты;
  • игры с кубиками;
  • шашки, шахматы.

Отдельно стоит упомянуть «Логические блоки Дьенеша». С помощью различных материалов дошкольники будут кодировать и декодировать информацию о различных предметах (то есть знакомиться с языком символов). Например, «Кто быстрее», «Цепочки», «Не свойство», «Угадай-ка» и др.

Словесные логические игры, используются при разминках, на занятиях, в различных режимных моментах, в индивидуальной работе. Например:

Жили-были три девочки,

Таня, Лена и Даша.

Таня выше Лены, Лена выше Даши.

Кто из девочек самая высокая, а кто самая низкая?

Большой интерес вызывают у детей игры с палочками, когда нужно преобразовать одни фигуры в другие или находить в одной фигуре несколько. Например, убрать 4 палочки, чтобы осталось 4 квадрата.

Игры на классификацию и обобщение, можно использовать в качестве «умственной гимнастики» в разные режимные моменты. В этих играх дети группируют предметы, ищут лишнее, обобщают, называя предмет, фигуры одним словом. Игры: «Чем отличаются картинки», «Какая фигура лишняя и почему?», «Продолжи ряд изображений» и др.

В задачах-загадках математического содержания анализируется предмет с количественной пространственной, временной точки зрения, подмечаются простейшие математические отношения. Для решения этих задач надо в большей мере проявить находчивость, смекалку, понимание юмора. Например: 1. На столе стояло 4 стакана с ягодами. Вова съел 1 стакан ягод и поставил его на стол. Сколько стаканов стоит на столе? (4 стакана)

2. В комнате зажгли 3 свечи. Потом одну из них погасили. Сколько свечей осталось? (Одна, так две другие сгорели).

Головоломка «Танграм», учит детей анализировать простые изображения, выделять в них геометрические фигуры, визуально разбивать целый объект на части и наоборот составлять из элементов заданную модель.

В основе технологии «Ментальной арифметики» лежит обучение ребёнка правильному и быстрому устному счету и смена типа нагрузок с логических на творческие. Стоит отметить, что быстрый счет «в уме» является в ментальной арифметике не самоцелью, а лишь инструментом, который позволяет ребенку задействовать свой интеллект с большей эффективностью, чем в других методах подсчета.

ЛЕГО — конструирование формирует в детях активное стремление к созидательной деятельности, воображение, желание изобретать, развивает пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление и тренирует память. Все вышеуказанное составляет основу интеллектуального развития ребенка и выступает показателем готовности к школе.

Палочки Кюизенера как дидактическое средство в полной мере соответствуют специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируемых у дошкольников, а также их возрастным возможностям, уровню развития детского мышления, в основном наглядно-действенного и наглядно-образного.

Систематическое использование игровых ситуаций математического содержания, направленное на развитие логического мышления и интеллектуальное развитие дошкольников, способствует развитию мыслительной деятельности у детей, повышает качество математической подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни. Использование игр и игровых приемов, аналогичного типа построенном на самом различном материале, позволяют детям подготовиться к усвоению более сложных математических задач, на следующей ступени развития.

Таким образом, широкое применение нетрадиционных форм работы и разнообразного занимательного материала позволяют развивать математические способности у воспитанников в течение всего дня и делают занятия математикой увлекательными и любимыми. А введение инновационных технологий помогает воспитывать и обучать дошкольников в духе времени. Помогает подготовить ребят к дальнейшим трудностям связанныхс их образовательным уровнем, каждый педагог должен идти в ногу со временем, чтобы не отстать от своих воспитанников. Именно поэтому он должен находиться в постоянном поиске новых и интересных способов обучения.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год