МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ИГРОВОМУ ПОСОБИЮ «Занимательная математика» |
Математика детям | |||
Автор: Бежецкая Алёна Александровна | |||
06.12.2024 09:16 | |||
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ИГРОВОМУ ПОСОБИЮ «Занимательная математика» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №8» Автор: воспитатель Бежецкая А.А. высшая квалификационная категория г. Иваново, 2024 Пояснительная записка: По словам В.А. Сухомлинского: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них — серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. Однако если для воспитанника цель — в самой игре, то для взрослого, организующего игру, есть и другая цель — развитие детей, усвоение ими определенных знаний, формирование умений, выработка тех или иных качеств личности. В этом, между прочим, одно из основных противоречий игры как средства воспитания: с одной стороны — отсутствие цели в игре, а с другой — игра есть средство целенаправленного формирования личности. В наибольшей степени это проявляется в так называемых дидактических играх. Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем, ребенком и педагогом начинают носить более непринуждённый и эмоциональный характер. Методическое пособие могут использовать педагоги на занятиях с детьми дошкольного возраста (4-7 лет) по формированию элементарных математических представлении. Играя и выполняя упражнения, дети постепенно:
Пособие рассчитано на совместную работу взрослого и ребенка. Участие и помощь взрослого должны быть искренними, направленными на получение общего результата. Необходимо отметить, что регулярное использование на занятиях по математике дидактических игр, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет математический кругозор дошкольников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности к школе, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни. Каждая из игр по формированию элементарных математических представлений решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей. Дидактические игры включаются непосредственно в содержание занятий по ФЭМП как одно из средств реализации программных задач, а также для индивидуальной работы по закреплению знаний детей во второй половине дня. Дидактические игры в структуре занятия по ФЭМП определяются возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия. Актуальность Математическое развитие ребенка — это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, знаками, символами. Дидактическая игра одна из форм развития логического мышления. В процессе игры разнообразные умственные процессы активизируются и принимают произвольный характер. Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способны к развитию памяти, мышления, внимания, воображения у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка дошкольного возраста. Цель пособия: подбор и систематизация игровых упражнений и заданий, направленных на формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста (4-7 лет). Задачи:
Данный сборник подразумевает постоянное развитие и пополнение различными вариантами игр и заданий на формирование элементарных математических представлений у дошкольников. Игра «Числа – соседи» Игра представляет собой тематически оформленную коробку, которая наполнена карточками с заданиями. В состав игры входит 10 карточек с заданиями. На карточках изображены курицы, каждой из них присвоен номер от 1 до 10. Справа и слева – контур яйца, с липучкой. В дополнительной коробочке собраны яйца на липучках, на каждом из них изображена цифра. Цель: формирование представления об отношениях чисел, рядом стоящих в числовом ряду. Задачи:
Описание:
Воспитатель может придумать дополнительные варианты игр:
Игра «Больше, меньше, равно» Игра представляет собой тематически оформленную коробку, которая наполнена карточками с заданиями. В состав игры входит 24 карточки с заданиями. На карточках изображены по два пингвина, в животе у каждого рыбки, количество которых варьируется от 1 до 10. В середине квадрат с липучкой для размещения карточки с изображением знака. По периметру коробки на липучках прикреплены карточки со знаками: «больше», «меньше», «равно». Цель: формирование представления о знаках «больше», «меньше», «равно», тренировка в правильном использовании знаков при решении поставленной задачи. Задачи:
Описание: Правила игры: ребенок в индивидуальном порядке подбирает знаки «больше», «меньше» или «равно», посчитав количество картинок на карточке. Игровое действие: подбор знаков «больше», «меньше» или «равно». Усложнение: соревнование между детьми на время. Игра «Состав числа» Игра представляет собой конверт, который наполнен игровыми полями. В состав игры входит 10 игровых полей с заданиями. На карточках изображены дома с окнами для маленьких карточек, на крыше каждого дома указано число от 1 до 10, состав которого нужно определить. Дополнительно идет конверт с набором маленьких карточек с числами от 1 до 10. Цель: Совершенствование знаний о составе изученных чисел. Формирование умения представлять числа в виде суммы двух слагаемых (на основе наглядности). Задачи:
Описание: Игровая ситуация 1: Ведущий кладет перед ребенком карточки — домики с числами в пределах 10. Цифра на крыше обозначает количество жильцов на каждом этаже. Ребенок должен подобрать и поставить цифру на второе окошко. Игровая ситуация 2: Ведущий кладет перед ребенком большую карточку с домиком. В каждом из домиков живет определенная цифра. Ребенку предлагается подумать и сказать, из каких чисел она состоит. Пусть ребенок назовет все варианты. После этого он может показать все варианты состава числа.
|