Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Формирование элементарных математических понятий у детей дошкольного возраста
Математика детям
Автор: Шомысова Надежда Кимовна   
23.12.2024 18:07

Формирование элементарных математических понятий у детей дошкольного возрастаФормирование элементарных математических понятий у детей дошкольного возраста

Шомысова Надежда Кимовна

Математика играет важную роль в жизни каждого человека. Она помогает нам считать, измерять, сравнивать и решать проблемы. Дети дошкольного возраста начинают знакомиться с математическими понятиями в игровой форме, что закладывает основу для их будущего развития.

Формирование элементарных математических понятий происходит постепенно через следующие этапы:

Конкретно-действенный этап (3-5 лет). Дети учатся считать и измерять предметы, манипулируя ими.

Наглядно-образный этап (5-7 лет). Дети начинают использовать наглядные модели (картинки, символы) для представления математических понятий.

Логический этап (с 7 лет). Дети развивают логическое мышление, учатся устанавливать отношения между числами и объектами.

 

Формирование элементарных математических понятий у детей дошкольного возраста имеет решающее значение для их будущего развития. Детей учат считать предметы по одному, до определенного числа, в прямом и обратном порядке. Они начинают понимать, что числа представляют собой количество предметов, и могут применять навыки счета в различных ситуациях, таких как сервировка стола или игра в игры.

Дошкольники знакомятся с понятиями длины, массы и объема. Они учатся сравнивать предметы по длине (длинный/короткий), массе (тяжелый/легкий) и количеству (много/мало). Это помогает им развивать пространственное восприятие и понимание относительных размеров и количеств.

В дошкольном возрасте дети знакомятся с основными геометрическими фигурами, такими как круг, квадрат и треугольник. Они учатся распознавать эти фигуры, называть их и описывать их свойства (например, количество углов и сторон). Дети также начинают понимать пространственные отношения между фигурами, такие как "внутри" и "снаружи".

Понимание числа является основополагающим математическим понятием. Дети начинают понимать количество предметов, связывая число с соответствующим набором предметов. Они учатся соотносить числа с конкретными количествами и понимать, что числа могут представлять различные множества предметов.

Развитие этих основных математических понятий закладывает прочную основу для будущего математического успеха детей. Родители и воспитатели могут поддерживать этот процесс, предоставляя детям возможности для исследования и изучения математических концепций через игры, практические занятия и увлекательные мероприятия.

Игра является естественным и эффективным способом для дошкольников усваивать математические понятия. Через игру дети могут исследовать математические концепции, практиковать навыки и развивать свое математическое мышление. Вот некоторые конкретные способы, которыми игра способствует формированию элементарных математических понятий: игры, такие как прятки и поиск сокровищ, помогают детям практиковать счет предметов. Игры на сортировку, такие как сортировка блоков по цвету или форме, развивают навыки классификации и сравнения. Игры с кубиками и фишками учат детей сравнивать количества и понимать отношения "больше/меньше".

Игры с использованием мерных ложек, весов и линейки помогают детям познакомиться с понятиями длины, массы и объема. Игры на сравнение размеров, такие как "кто выше?" или "кто тяжелее?", развивают у детей пространственное восприятие и понимание относительных размеров и количеств.

Игры с блоками и головоломками знакомят детей с различными геометрическими фигурами и их свойствами. Игры на поиск форм, такие как "найди все круги в комнате", развивают у детей способность распознавать и называть геометрические фигуры. Игры на составление фигур из частей, такие как танграм, помогают детям понять пространственные отношения и свойства геометрических фигур.

Включив игру в математическое обучение дошкольников, родители и воспитатели могут сделать математику интересной, увлекательной и значимой. Игра предоставляет детям возможность исследовать математические концепции в своем собственном темпе и развивать математические навыки в естественной и неформальной обстановке.

Родители и воспитатели играют важную роль в формировании элементарных математических понятий у дошкольников. Они могут использовать разнообразные методы, чтобы сделать математику интересной, увлекательной и значимой для детей.

Включение математики в повседневные действия предоставляет детям естественные и практические возможности для изучения математических понятий. Родители и воспитатели могут считать предметы во время сервировки стола, сравнивать размеры предметов во время прогулок и играть в игры с геометрическими фигурами. Такие простые занятия не только развивают математические навыки, но и помогают детям увидеть, что математика является частью их повседневной жизни.

Манипулятивные материалы — это физические объекты, которые дети могут использовать для исследования и изучения математических понятий через практический опыт. Они позволяют детям активно участвовать в процессе обучения, используя свои руки и другие органы чувств. Манипулятивные материалы, такие как строительные блоки, счетные палочки и мерные ложки, позволяют детям исследовать математические концепции на практике. Эти материалы помогают детям развивать мелкую моторику, пространственное мышление и понимание математических отношений. Предоставляя детям доступ к манипулятивным материалам, родители и воспитатели могут создать богатую математическую среду, которая поощряет активное обучение.

Книги о математике могут сделать математику интересной и увлекательной для дошкольников. Родители и воспитатели могут читать детям книги, которые знакомят их с основными математическими понятиями, такими как счет, измерение и геометрические фигуры. Эти книги могут помочь детям понять абстрактные математические концепции в конкретном контексте, что делает их более доступными и значимыми.

Задавание вопросов стимулирует любопытство детей и помогает им глубже понять математические концепции. Родители и воспитатели могут задавать детям вопросы о предметах, количествах и отношениях, чтобы побудить их думать критически и развивать свои математические навыки. Задавая такие вопросы, как "Сколько у тебя игрушек?" или "Какая из этих коробок больше?", взрослые могут помочь детям практиковать счет, сравнение и решение проблем.

Используя эти методы, родители и воспитатели могут создать среду, которая способствует развитию математических понятий у дошкольников. Включая математику в повседневные действия, используя манипулятивные материалы, читая книги о математике и поощряя детей задавать вопросы, взрослые могут помочь детям развить прочную основу в области математики и заложить основу для их будущего успеха.

Формирование элементарных математических понятий у детей дошкольного возраста имеет решающее значение для их будущего развития. Используя игру, манипулятивные материалы и увлекательные мероприятия, родители и воспитатели могут заложить прочную основу для математического успеха детей.

Список литературы:

  1. Темирова О.Л., Чориева Р.Л. Методика организации самостоятельной работы учащихся на уроках математики в начальной школе // ACADEMICIA: Международный междисциплинарный исследовательский журнал, 2020. С. 387-393.
  2. Ражабова Л.Ч., Очилова Л.Т. Методика использования мультимедийных образовательных технологий и средств в процессе обучения школьников младших классов // Academy, 2019. № 12. -51 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год