Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Статья «Развитие музыкально-творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности»
Занятия по Музыке
Автор: Кусторкина Екатерина Александровна   
27.12.2017 10:38

Статья «Развитие музыкально-творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности»Статья «Развитие музыкально-творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности»

Нижегородская обл., г. Нижний Новгород МБДОУ "Детский сад №76" Музыкальный руководитель: Кусторкина Екатерина Александровна

В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. Это связано со стремлением дать детям знания, научить их читать, писать, считать, а не способность чувствовать, думать и творить. Педагогическая установка на развитие мышления превращает эмоционально-духовную сущность ребенка во вторичную ценность. Преобразования, происходящие в обществе, порождают в образовании новые требования к подготовке детей к школе. Одним их главных требований является развитие музыкально-творческих способностей у детей дошкольного возраста.

В соответствии с Концепцией дошкольного образовательного учреждения, реализация специфических возрастных возможностей психического развития происходит с участием детей в соответствующих возрасту видах деятельности, речевом общении, рисовании, конструировании, музыкальной деятельности и др. Организация этих видов деятельности должна постоянно находиться в центре внимания педагогов.

 

Изучение психолого-педагогической и методической литературы показывает, что в настоящее время накоплен большой теоретический и практический опыт по организации театрально-игровой деятельности в детском саду. Вопросы, связанные с организацией и методикой театрализованной деятельности, широко представлены в работах отечественных педагогов, ученых, методистов – Н.Карпинской, А.Николаичевой, Л.Фурминой, Р.Сигуткиной, И.Реуцкой, Л.Бочкаревой, И.Медведевой и Т.Шишовой и др.

Как говорила Е.Трусова: «театрализованные игры отличаются от сюжетно-ролевых игр не только сюжетом, но и характером игровой деятельности». Театрализованные игры имеют фиксированное содержание в виде литературного произведения, разыгрываемое детьми в лицах. В них, как и в настоящем театральном искусстве, с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, создаются конкретные образы.

Сейчас в дошкольных учреждениях недостаточно используется развивающий потенциал театрализованной игры, что можно объяснить наличием двух противоречащих друг другу тенденций в способах её организации. Первая тенденция: театрализованные игры применяются главным образом в качестве некоего «зрелища» на праздниках. И чтобы добиться хороших результатов, педагогу приходиться заучивать с детьми не только тексты, но и интонации, движения.

Вывод один — освоенные таким образом умения не переносятся детьми в свободную игровую деятельность. Вторая тенденция: в организацию театрализованной игры можно назвать невмешательством взрослого. На практике оно часто перерастает в полное отсутствие внимания с его стороны к театрализованной игре: дети предоставлены самим себе, а педагог только готовит атрибуты для «театра».

Вывод — почти полное отсутствие театрализации в игровом опыте детей 5-7 лет при наличии у них интереса к деятельности и потребности в ней. Это противоречие может быть исключены при условии разработки системы работы с детьми по театрализованной деятельности.

Совсем маленькие дети, которые совсем не умеют говорить, с легкостью заменяют слова мимикой и жестами. Развитие ребенка идет от движений и эмоций к слову. И вполне естественно, что детям дошкольного возраста намного легче выражать свои чувства и эмоции через пластику своего тела. Часто пластические образы возникают под влиянием музыки. Множество музыкальных произведений по характеру и настроениям стимулируют фантазии ребенка, помогают ему творчески использовать пластическую выразительность. Помочь ребенку раскрепоститься можно с помощью разнообразных ритмопластических упражнений и игр.

Игры

Свои занятия мы начинаем с пальчиковой или дыхательной гимнастики, проводимых в игровой форме. Такое начало помогает детям сконцентрировать свое внимание. После начинаем активизировать мышцы языка, губ, подготавливать артикуляционный аппарат детей, выполняя такие упражнения, как «Пятачок», «Зевание пантеры», «Грибок» и др. Большое внимание уделяем формированию навыков общения и умению правильно вести диалог. Подходят такие упражнения, как «Киска, как тебя зовут?», «Лапки мыли?», и др. Потешки, небольшие стихи, скороговорки помогают сделать обучение увлекательным, разнообразным.

Такой материал используется мной на каждом занятии. В основную часть занятия включаем игры на развитие способности строить позитивные взаимоотношения с окружающим миром, умение понимать других людей, их чувства, настроения, собственные переживания и управлять ими. Большая роль отводится развитию выразительных движений, пластики, мимики, пантомимики, с помощью которых люди выражают свои эмоции.

Игры-инсценировки проводим в форме дословного пересказа (по ролям) художественного произведения, прочитанного взрослым, или же свободного пересказа текста детьми – сюжетно-ролевой игры детей.

Дословный пересказ текста выполняем вместе с детьми. При этом берем на себя роль ведущего, а детям поручаем другие роли. Текст, который должен произносить каждый персонаж, сначала произносим сами, дети повторяют. Инсценировка художественного произведения в свободном пересказе происходит как сюжетно-ролевая игра. Это могут быть сказки очень хорошо известные детям.

Театральные постановки

Работу над постановкой театрализованного представления мы проводим в несколько этапов:

  • Подготовку начинаем с выразительного чтения произведения и беседы о прочитанном. Выясняем и содержание, и отдельные средства выразительности. Чем лучше воспримут произведение дети, тем легче им будет потом театрализовывать прочитанное. Для этого при чтении, мы используем весь комплекс средств интонационной, лексической и синтаксической выразительности. При рассматривании иллюстраций мы обращаем особое внимание на эмоциональное состояние персонажей.
  • Организационный. Даем детям право выбора роли и добровольного участия в спектакле. Обсуждаем количество ролей, выбираем актеров, придумываем декорации, озвучивание. Здесь дети учатся решать вопросы на основе диалога, правильно оценивать свои возможности, возможности товарищей. Пытаемся сделать так, чтобы каждый ребенок чувствовал себя нужным и значимым в работе.
  • Работа над ролью. Заучивание роли прекрасно тренирует произвольную память. Тренировка произвольной памяти тесно связано с постановкой перед ними специальных задач на запоминание, сохранение и воспроизведение материала. Эти задачи возникают в игровой деятельности. Особенно если ребенку интересно то, что необходимо запомнить
  • В работе над ролью предлагаем детям инсценировать, изобразить отдельные эпизоды прочитанного произведения. Предлагаем выбрать по желанию любой понравившийся эпизод и разыграть его молча, зрители должны догадаться, о чем идет речь. Предлагаем детям меняться ролями, чтобы каждый мог прочувствовать других персонажей. На этом этапе идет работа над сценической выразительностью: определение движений, жестов персонажа, места на сценической площадке, мимики, интонации. На мой взгляд, именно процесс репетиций является важнейшим в детском творчестве. Ведь в процессе работы над образом у детей происходит развитие, творческое становление личности, усвоение социальных норм поведения, формируются высшие произвольные психические функции.
  • Организуем «Творческую мастерскую». Создаём необходимые костюмы или элементы костюмов, делаем декорации, украшаем помещение, готовим подарки гостям. Обсуждаем с детьми проект будущей афиши, воплощаем свой замысел в коллективной работе. Работа в мастерской развивает мелкую моторику рук, фантазию, образное мышление.
  • Во время спектакля мы разыгрываем настоящую праздничную театральную атмосферу – раздаем билеты, разносим на подносах угощение гостям. Постоянными гостями наших представлений являются дети младших групп, родители, сотрудники детского сада. После спектакля проводим обсуждение, где дети оценивают свои успехи и неудачи. Во время обсуждения, беседы можно выяснить насколько они критически относятся к себе и своей игре.

Работа с родителями

Безусловно, творчеству детей способствует общение педагогов с родителями наших воспитанников. Мы стремимся достичь таких отношений, когда родители небезразличны к творчеству детей. Они становятся активными союзниками и помощниками воспитателя в организации их художественно речевой деятельности.

Многие родители участвуют в создании декораций спектаклям, изготавливают вместе с ребятами костюмы, помогают в заучивании текстов ролей. Для меня интересной формой работы с родителями является привлечение их в качестве актеров, а не зрителе.

Для проведения эффективной работы по театрализованной деятельности в домашних условиях родители получают рекомендации в виде консультаций. Все это способствует улучшению взаимопонимания между родителями и детьми. Со слов детей я узнаю, что во многих семьях стали практиковаться развлечения. Проявление такого общего интереса сплачивает семью, родителей и педагогов.

 

Журнал

Дошкольник.РФ

Как попасть в журнал

Предлагаем педагогам, психологам, воспитателям, методистам, учителям и др. размещение творческого материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер выходит 1 октября

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 8 (105) за 2018 год
Скачать Номер 7 (104) за 2018 год
Скачать Номер 6 (103) за 2018 год
Скачать Номер 5 (102) за 2018 год
Скачать Номер 4 (101) за 2018 год
Скачать Номер 3 (100) за 2018 год
Скачать Номер 2 (99) за 2018 год
Скачать Номер 1 (98) за 2018 год
Скачать Номер 12 (97) за 2017 год
Скачать Номер 11 (96) за 2017 год
Скачать Номер 10 (95) за 2017 год