Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Развитие музыкального восприятия в певческой деятельности средствами визуализации музыки
Занятия по Музыке
Автор: Кирьянова Татьяна Николаевна   
11.06.2022 22:29

Развитие музыкального восприятия в певческой деятельности средствами визуализации музыкиРазвитие музыкального восприятия в певческой деятельности средствами визуализации музыки

«Пение как бы открывает человеку глаза
на красоту родной земли, воздействуя
на его чувства, сопровождая с раннего детства» …
В.Сухомлинский

Музыка поистине творит чудеса! Еще в древности такие известные личности как, Пифагор, Аристотель, Платон, Демокрит верили, что звуки музыки способны помочь излечить различные болезни, уравновесить психическое и эмоциональное состояние человека, помочь обрести чувство гармонии и слияния с миром природы и внешнего мира. Пожалуй, не для кого не секрет, что музыка-это то искусство, с которым малыш сталкивается еще задолго до рождения, в утробе матери. Рождаясь, ребенок слышит успокаивающие звуки колыбельной, легкие мелодии. Музыка сопровождает ребенка на протяжении всей жизни. Поэтому очень важно научить ребенка правильно слышать, чувствовать и понимать музыку.

 

Скачтаь конспект

В современной психолого-педагогической науке теоретически доказано и практически подтверждено, что дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития художественно-эстетического развития и воспитания детей. Этот возраст, по мнению психологов (Б. М. Теплов, А. В. Запорожец), обладает типичным для детства особенностями: эмоциональной отзывчивостью, интересом к увлекательно-творческим заданиям, интенсивностью мышления. И наша задача помочь ребенку осознать, услышать богатство и разнообразие музыкальных звуков, красок и образов, познать себя в музыке, чтобы она стала частью его души и навсегда поселилась в его сердце.

В соответствии с ФГОС ДО и образовательной программой ДОУ Художественно-эстетическое направление область «Музыка» является одним из приоритетных направлений для развития и становления эстетического отношения к окружающему миру, создания условий для формирования предпосылок к ценностно-смысловому восприятию и пониманию произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), развития мышления, творческого воображения и эмоциональной сферы детей.

Для реализации ФГОС ДО, в рамках образовательного процесса, ставятся следующие задачи: развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания музыкального искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру, формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализация самостоятельной творческой деятельности детей. Для формирования полноценной, гармоничной личности ребенка в своей работе я руководствуюсь следующими принципами:

Принцип гуманизма – уважение личности ребенка, построение взаимных отношений на основе общечеловеческих цивилизованных норм и правил;

Принцип психологической комфортности заключается в снятии по возможности всех стрессовых факторов воспитательно-образовательного процесса, и создание в организованной деятельности такой атмосферы, которая помогает ребенку чувствовать себя «как дома»;

Принцип природосообразности – образование в соответствии с природой ребенка, его здоровьем, психической конституцией, его способностями и склонностями, индивидуальными особенностями восприятия. Сравнение ребенка допускается только с ним самим. Воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития человека сообразно его полу и возрасту;

Принцип кулътуросообразности — воспитание должно строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры приобщение ребенка к национальному и мировому культурному наследию;

Принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребенка требует создания условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, которые сосредотачивают внимание ребенка на объекте познания, собственных действиях и поступках, что достигается через сопереживание и прогнозирование развития ситуации.

Кроме ключевых принципов соблюдается:

Принцип творчества – максимальная ориентация на творческое начало в игровой и продуктивной деятельности; развитие в ребенке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей, позволяющих ему самореализовываться в различных формах и видах художественно-творческой деятельности.

Принцип педагогики сотрудничества. Ребенок учится познанию мира, педагог учится постигать ребенка, от обоих требуется терпимость, чуткость, отзывчивость, коммуникабельность.

Принципы организации организованной деятельности. Наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, научность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, прочность усвоения знаний, вариативный подход.

Все вышеперечисленные принципы ориентированы:

  • на личность ребенка и создание условий для развития его способностей, внутреннего и духовного мира, художественно-эстетического развития
  • на свободное сотрудничество воспитателей и детей, а также детей друг с другом
  • на единство и взаимосвязь содержания образования по всем направлениям.

В Художественно-эстетическом направлении область «Музыка» существуют различные направления развития дошкольников, но певческая деятельность занимает ведущую роль в дошкольном музыкальном образовании. Пение наиболее близко и понятно для детей, поэтому является, наверное самым любимым видом деятельности.. Сухомлинский утверждал, что пение открывает человеку глаза на красоту родной природы. Оно воздействует на его чувства, занимает его досуг, в яркой, образной форме. Исполняя песни, дети познают окружающий мир, у ребенка формируется правильное дыхание, что способствует развитию и укреплению органов дыхания и голосового аппарата, формируется речь, при помощи художественно-осмысленного текста дети глубже воспринимают музыку, приучаются к совместным слаженным действиям во время пения. В певческой деятельности формируется не только весь комплекс музыкальных способностей (эмоциональная отзывчивость, ладовое чувство, чувство ритма, музыкально-слуховые представления), но и активизируются умственные способности, развиваются нравственные качества, креативные способности, такие как способность к самовыражению, самореализации, самоактуализации, что и требуют от нас поставленные задачи для реализации ФГОС ДО: формирование гармоничной личности, воспитание человека, способного ценить, творчески усваивать и приумножать ценности родной и мировой культуры.

(СЛАЙД: Цель-формирование у детей основ музыкальной и певческой культуры, гармоничное развитие личности ребенка)

Исходя их поставленной цели и руководствуясь обозначенными принципами в певческой деятельности выделяются следующие задачи: (Слайд)

1. развивать музыкальные способности;

  • эмоциональное развитие ребенка;
  • развитие способностей самовыражения через исполнение песен;
  • организация индивидуальной работы с детьми; • развитие чувство ритма.

2. Формировать основы певческой и общественной культуры:

  • развивать эстетические эмоции;
  • формировать интересы и оценки музыкальных произведений;
  • расширять вокально-певческие умения и навыки.

3. Способствовать всестороннему развитию духовному детей.

Поставленные задачи решаются на основе подобранного с учетом индивидуальных возможностей детей, применения различных методов и форм организации музыкальной деятельности. (СЛАЙД) «Лаборатория звуков», «Музыкальный вернисаж», «Цветные праздники», «Семейные мастерские».

(СЛАЙД) Метод контрастных сопоставлений музыкальных произведений;

Метод уподобления характеру звучания (моторно-двигательное, тактильное, вокальное, мимическое, темброво-инструментальное, интонационное, цветовое, полихудожественное);

Метод моделирования музыкального языка;

«Хор рук»;

Поэтическое музицирование;

Коордиционно — подвижные игры;

«Звучащие жесты»

Для ушной реализации поставленных задач необходимо в первую очередь научить ребенка понимать язык музыки, помочь услышать богатство и разнообразие музыкальных звуков, сформировать умение слышать те интонации, созвучия, переживания, которые возникают в процессе восприятия музыкальных произведений..

Восприятие и понимание музыки-это очень сложный эмоциональный, психологический и интеллектуальный процесс. Для того, чтобы научить ребенка понимать музыку и тем более выразить в пении, движении, нужно помочь ребенку «почувствовать» и «увидеть» музыку.

Современная педагогическая практика предполагает активизацию процесса восприятия продуктивной деятельностью, и это прекрасный комплексный и интегративный подход для создания условий развития творческих способностей. Но для того, чтобы дети могли полнее описать свои состояния и переживания, передать их в пении, движении, чтобы их состояние души не сводилось к оценке «нравится- не нравится» необходимо искать новые активные методы и игровые приемы для оптимального раскрытия музыкальных образов. Одним их таких методов является метод визуалиции

Визуализация — (в широком понимании) — это процесс представления данных в виде изображения с целью максимального удобства их понимания.

В практике дошкольного образования весь образовательный процесс построен на визуалиции, т.е. на передаче информации путем наглядности. Существует несколько способов для передачи информации: иллюстративный (наглядные изображения), элементарный (ритмические карточки, МДИ на развитие тембрового слуха, карты-схемы и т.д.) и структурный (слайд-шоу, мультимедийные презентации, мнемотаблицы). Все эти способы нашли широкое применение в музыкально-образовательной деятельности и способствуют лучшему запоминанию информации и осмыслению нового материала. Однако в своей педагогической практике, я столкнулась с недостаточностью такой информации для полноценного восприятия музыки. Использование привычных наглядных изображений по восприятию музыкальных произведений для детей младшего дошкольного возраста, не приносили желаемого результата, дети быстро забывали, какое прозвучало музыкальное произведение по характеру. О чем пелось в песне? Для того, чтобы дети могли с легкостью запомнить музыкальное произведение и назвать характер музыки, в своей работе я использовала не только наглядные изображения, но и подобрала картотеку для определения характера музыки и назвала ее «Я чувствую». Для первоначального ознакомления детям предлагалось прослушать музыкальное произведение и рассмотреть картинку «О чем эта музыка!», а затем выбрать подходящую по характеру музыкального произведения картинку (самолет-быстрая, черепаха-медленная, змейка-плавная, лошадка-отрывистая). На последующих занятиях, при прослушивании музыкальных произведений, дети уже сами с удовольствием называли не только музыкальное произведение, но и характер музыки, выбирая соответствующую картинку.

Старший дошкольный возраст отличается неотъемлемостью восприятия от деятельностного осмысления. Поэтому активная совместная деятельность в старшем дошкольном возрасте организуется по принципу: «чувствую – вижу – делаю – понимаю – творю». Для этого как нельзя лучше подходят средства визуализации музыки, которые позволяют увидеть и даже ощутить абстрактные представления, позволяющие перевести восприятие музыки из созерцательной плоскости в практическую. Современное понимание этой проблемы предполагает интеграцию различных областей (музыкальной, художественной и т.д.) и вовлечение детей в процесс общения с музыкой на основе продуктивной деятельности и музыкально-творческой игры. Наряду с общепринятыми методами визуализации музыки (МДИ, наглядные пособия, игры с пиктограммами, эвритмия (сочетание танца и пантомимы), ритмопластика, танцы-импровизации с предметами и т.д.)) существует своеобразный метод продуктивной деятельности — музыкальная графика, в основе которой лежит принцип наглядности. Особенность этой метода состоит в передаче своих впечатлений на основе имеющего опыта любыми живописно-изобразительными средствами не только графическими, но и красочными. Эта методика впервые была предложена и использована О.Райнером в 1925 г. и с тех пор завоевала достойное место среди основных методов визуализации. Известными учеными и психологами теоретически доказано и практически подтверждено, что влияние цвета на психику человека колосально! В.М. Бехтерев утверждал: «Умело подобранная гамма цветов способна благотворнее воздействовать на нервную систему, чем иные микстуры». Аристотель писал: «Все живое стремится к цвету… Цвета по приятности их соответствий могут относиться между собой подобно музыкальным созвучиям и быть взаимно пропорциональными». Результаты исследований российских педагогов выявили наличие «цветного слуха» и «цветного мышления», а также способности у детей старшего дошкольного возраста к музыкальной графике. Проведенные исследования показали, что в сравнении с обычным прослушиванием музыкальных произведений выявляется большая заинтересованность и сосредоточенность для понимания структуры и понимания содержания произведения

Использование в своей работе элементов музыкальной графики (линеограмма-рисование линий, пластилинография) при восприятии музыкальных произведений (мажорная и минорная) позволило детям по новому воспринимать и ощущать музыкальные образы. Так в процессе восприятия песни «Кончается зима» муз. Т. Попатенко, дети учились сопоставлять настроение музыки с определенным цветом, путем своих умозаключений они определили, что светлое, радостное настроение музыки присуще желтому и оранжевому цвету, поскольку этот цвет напоминает яркое солнце, а зеленый, голубой – это цвет спокойствия и умиротворения, потому, что напоминает голубое небо, первые цветы подснежника и нежную зелень листвы. К синему цвету в песне «Бравые солдаты» муз. А. Филиппенко у разной категории детей были разные ощущения-одни считали, что это цвет грусти и печали, у других этот цвет ассоциировался с торжественными интонациями, а для третья группа детей сопоставляла этот цвет с грубыми интонациями. Сравнивая звуки музыки с красками, у всех детей отмечалось особое оживление и интерес к воспроизведению своих фантазий на бумаге, будь это краски и кисточка или пластин и доска. Широкое применение этот метод нашел и цвето-тембровом соотношении, когда дети вслушивались в песню «Я умею рисовать» муз. Абелян, они сравнивали цвета красок с большим разнообразием цветов на лугу и в саду, курочку-пеструшку — с красным гребешком (дети выявили, что курочки бывают разных расцветок, а гребешок у всех красный), небо – голубое. Проводя работу по выражению своих музыкальных ассоциаций через подбор цвета, смешивание красок (в зависимости от развития музыкального образа) в песне «Зимняя песенка» муз. В. Витлина, дополняя различными бросовыми, природными материалами или предметами декорирования (бисеры, бусины, фантики, палочки, трубочки) мы не только развиваем художественно-эстетическое и образное восприятие окружающего мира детей, но и решаем целый комплекс задач по развитию творческих способностей дошкольников. В своей педагогической практике в развитии восприятия в певческой деятельности не оставляю без внимания и давно известные методы и приемы визуализации:

  • живое моделирование (передача музыкального образа и содержания песни при помощи движений). У дошкольников младшего и старшего дошкольного возраста очень хорошо развита фантазия, необходимо только создать условия для ее развития. Так при помощи различных костюмов, масок дети перевоплощаются в героев знакомых песен и с удовольствием инсценируют и передают содержание песен. Для детей младшего дошкольного возраста характерно воспроизведение одного музыкального образа, они легко превращаются в цыплят ( «Цыплята» муз. А. Филиппенко), котят ( «Кот Васька» муз. Г. Лобачева) и т.д. В старшем дошкольном возрасте характерно воспроизведение нескольких, контрастных образов. Так в «Песенке про козлика» муз. Струве дети с большим желанием перевоплощались в озорного козлика, важную корову, добрую овечку, грозную собачку. В процессе передачи содержания песни и характера музыкальных героев у детей не только развивалось образное мышление, но и формировались творческие навыки и способности.
  • метод рисования по воздуху (для отображения звуковысотного восприятия, характера звуковедения). Применение и использование этого метода актуально, как с детьми младшего, так и старшего дошкольного возраста. Так в песне «Осень» муз. И Кишко дети совместно с педагогом изображали при помощи движений рук, как падают, кружатся и летят листочки. Дети старшего дошкольного возраста в песне «Не грусти» муз. Г. Капля при помощи плавности движений рук отмечали начало и окончание музыкальных фраз, соотнося произнесение текста с правильным дыханием, отмечая и выделяя изменение характера припева легким стряхиванием капелек с рук.
  • графический метод моделирования мелодии (отображение звуковысотного соотношения, направление движения мелодии, ритмические соотношения). Широкое использование этого метода позволяет добиться подвижности голосового аппарата и чистоты интонирования мелодии не только в старшем возрасте, но и с младшими дошкольниками. Применение наглядного пособия «Самолет» в песне «Самолет» муз. Е Тиличеевой, позволяет детям младшего возраста визуально определить куда летит самолет– вверх или вниз и воспроизвести мелодию при помощи голоса на звук «у-у». Наглядное пособие «Паровоз» в песне «Паровоз» муз. А. Филиппенко, основанное на перемещении паровозика по рельсам, помогает развить подвижность голосового аппарата, на слог «чох-чох», «чу-чу» дети, передвигая паровозик по рельсам воспроизводят мелодию песни. Наглядное пособие «Поющая гусеница» для детей старшего дошкольного возраста позволяет не только определить направление движения мелодии, но и добиться четкой артикуляции гласных и согласных звуков. Глядя на изображение гусеницы двигающейся по бревнышку, дети визуально запоминают, как лежит бревнышко – горизонтально, наклонно вверх, наклонно вниз, мостиком и пропевают в соответствии с положением бревнышка определенный звук «и-и», «а-а», «е-е», «м-м». В последующем изображение бревнышка легко заменить на движение руки, по которой ползет знакомая героиня.

В основе любого танца, песни, игры лежит ритм, поэтому развитие метроритмического слуха является одной из первоочередной задач музыкального воспитания. Для детей младшего возраста применительно визуальные изображения больших и маленьких: солнышка, цветочки, листочки, снежинки, капельки, божьи коровки. В процессе проговаривания текста песни «Дождик» муз. Киреевой, дети выкладывают большие и маленькие капельки соотнося их с услышанной мелодией (капельки быстро капают – маленькие капельки, редко капают – большие капельки). В старшем дошкольном возрасте ритмические формулы приобретают расширенные возможности и знакомые бабочки, цветочки превращаются в общепринятые обозначение долгих и коротких звуков «ти» и «та». Однако для современных детей эти обозначения быстро наскучивают и тогда на помощь нам приходят звучащие жесты, в основе которых лежат ритмические соотношения состоящие из хлопков, щелчков, притопов, т.е. это своего рода ритмичная игра со звуками своего тела. Так в песне «Дождик» муз. Е. Сульдиной дети ритмично проговаривая слова сопровождали текст определенными жестами (хмурится тучка – потирание ладошек, сверкнет молния – щелчки пальцами, прогреми гром – хлопки в ладоши, сильный дождь – притоп пяткой, кап-кап по дорожке – постукивание носиком пр. ноги, кап-кап на стекле – щелчки пальчиками, кап-кап на ладошке – постукивание пальчиков по ладошке, кап-кап по щеке – постукивание по щечке). Таким образом, использование звучащих жестов не только позволяет установить координацию между словом и жестом, но и при создании условий творческого игрового подхода побуждает к самостоятельному музицированию.

  • метод моделирования формы (пространственнографическое – условное обозначение разделов формы геометрическими фигурами). В певческой деятельности этот метод довольно популярен и широко используется для облегчения восприятия и осознания строения песни. Как показывает практика осознание формы песни для многих детей является затруднительным моментом, поэтому использование метода моделирования позволяет облегчить процесс понимания закономерности строения песни. Четкого определения формы песни не существует, поэтому каждый педагог выбирает наиболее подходящую для восприятия детей условно-схематическое изображение. В своей практике я использую геометрические фигуры для условного обозначения каждой части песни (красный треугольник – вступление: нацеливает детей, указывает на сосредоточенность, внимание на совместное или индивидуальное пение; квадрат – куплет или запев: он самый важный, со всех сторон одинаковый, потому, что в куплете рассказывается о чем-то самом главном; и наконец припев – круг: он кругленький, потому, что очень часто повторяются одни и те же слова);
  • рисование орнаментов с использованием подручных средств (бусы, ленты). Использование подручных материалов при восприятии песен, позволяет расширить границы для творческого мышления и воображения. В процессе создания своего «шедевра» у старших дошкольников происходит развитие пространственной ориентации, развивается мелкая моторика. Содержание и характер песен позволяют выкладывать из бус различные образы, придумывать свои сказочные истории. Такая технология была недавно опробована мною при восприятии песни «Песенка Весны» муз. Л. Быкадоровой. При первом прослушивании дети рассказали о содержании и характере песни, а при повторном прослушивании им предлагалось выбрать различные цвета бус, для отображения характера (предлагалось голубые, черные, красные, желтые цвета). Дети прекрасно справились с поставленной задачей и выбрали только цвета соответствующие характеру: желтый, голубой, синий, красный. Затем на ковре была изображена поляна (ткань), но которой предлагалось изобразить все, о чем пелось в песне используя подручные материалы. Дети с интересом принялись за работу и даже самые застенчивые и конфликтные дети с увлечением создавали сказочный сюжет, в котором были изображены: ручеек, птицы, солнышко, подснежники и веселое солнышко. Так в процессе творческой игры дети быстрее запомнили содержание песни и с удовольствием отвечали на вопросы о характере песни, подбирая новые неожиданные слова: журчащая, приветливая.

В настоящее время в образовательном процессе широко используются различные технологии для образного восприятия: символы, знаки, модели, но особую популярность завоевала мнемотаблица – это своего рода схема, графическое изображение персонажей, явлений природы, в которых заложена информация в определенной последовательности для облегчения запоминания. Эту технологию легко внедрить используя средства ИКТ. Мнемотаблица составляется на любой программе Power Point в форме презентации или с использованием мультимедийных программ и основывается на представлении картин на каждое слово или словосочетание в определенной последовательности. Схемы составляются в понятной для детьми форме (в соответствии с возрастными возможностями), не отвлекая внимание лишними деталями. Таким образом, визуально воспринимая картинки и проговаривая текст, дети с легкостью запоминают и воспроизводят по памяти нужную информацию. Использование мнемотаблиц актуально не только в старшем дошкольном возрасте, но и в младшем. Так рассматривая мнемотаблицы и проговаривая текст песен «Машина» муз. Т. Попатенко, «Спи, мой Мишка» муз. Е. Тиличеевой, «Зайчик» муз. Скарокодомскова, «Кап-кап» муз. Финкельштейна и т.д. дети лучше запоминали информацию и с удовольствием пели знакомые и любимые песни. Для детей старшего дошкольного возраста возможно использование мультимедийных презентаций с использованием элементов анимации:

«Осень, милая шурши» И.Грушина

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru Журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 43 (359) выйдет
26 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год