Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

РОЛЬ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В РАЗВИТИИ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВНОСТИ.
Занятия по Музыке
Автор: Евдокимова Анастасия Николаевна   
25.05.2023 06:43

РОЛЬ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В РАЗВИТИИ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВНОСТИ.РОЛЬ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В РАЗВИТИИ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВНОСТИ.

Евдокимова А.Н., музыкальный руководитель МБДОУ №151

Поддержка детской инициативы в условиях дошкольного образовательного учреждения – достаточно актуальная тема. Стандарты дошкольного образования ставят перед педагогами задачу развития социально — активной творческой личности ребенка.

Дошкольный возраст — это время, когда закладываются основы личностного, физического, психического развития человека. В исследовательском поиске детская потребность обусловлена биологически, исследователем ребёнок не рождается. Любознательность, жажда новых впечатлений, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать — важнейшие черты детского поведения.

 

Поэтому одним из целевых ориентиров в дошкольном образовании является проявление ребенком инициативности в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др. Инициатива детей дошкольного возраста в естественной форме происходит в виде вербального исследования (вопрос взрослому — почему?) и в виде детского экспериментирования с предметами.

Дошкольное образование нацелено на поддержку возрастающей инициативы ребенка (В. И. Слободчиков, Е.И. Исаев). [3]Инициативность является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребенка, но особенно творческой. Музыкальная деятельность в детском саду тесно связана с творческой инициативностью. Для творчества нужна основа, поэтому первая задача музыкального руководителя и воспитателя, создать эту основу, развивая при этом у ребенка нужные умения и навыки.

Немаловажную роль играют при этом все виды музыкальной деятельности дошкольников.

Слушание музыки обогащает музыкальное представление ребенка, учит простейшему анализу произведения, а также в дальнейшем поможет ребенку самостоятельно выражать характер музыки в танцах, песнях, музыкальных играх.

Упражнения, танцы, музыкальные игры, игра на детских музыкальных инструментах, дают толчок детям к творческому воображению, их инициативе. Со временем у детей начнет проявляться оценочное отношение к музыке и движениям. Это говорит о формировании задатков музыкального вкуса. Дети учатся самостоятельно оценивать свои возможности, стараются проявить активность. Инициативная личность развивается в деятельности. А так как ведущей деятельностью дошкольного возраста является игра, то, чем выше уровень развития творческой инициативы, тем разнообразнее игровая деятельность, а, следовательно, и динамичнее развитие личности.

На музыкальных занятиях мы предлагаем детям проявлять инициативу во всех видах музыкальной деятельности. В распевках, дети с удовольствием «рисуют» голосом то, что предлагают сами (круг, солнце, елку и т.п.) Самостоятельный и совместный коллективный выбор рисунка для распевания приносит большую пользу в развитии творческой инициативности детей и их вокальных способностей. В самостоятельной деятельности, дети сами выбирают песни для исполнения. Очень часто используем на занятиях с дошколятами игры с импровизацией в танце. Это такие музыкальные игры, как «Игра с остановками», где дети импровизируют под музыку разного характера, проявляя творческую инициативу. Нами составлена картотека различных музыкальных игр для развития музыкальных способностей детей и творческой инициативности дошкольников. Нельзя не сказать о бесконечной любви детей к импровизации в игре на детских музыкальных инструментах. Вот где инициативность проявляется во всем, начиная от выбора музыкального инструмента, заканчивая собственным сочинением маленьких дарований! Музыкально – дидактические игры такие, как игра –импровизация «Веселый паровозик», «Щенок и бабочки» и т.п., основанные на методе игровой импровизации, дают детям ощущение радости соавторства с музыкой и формируют у них способность максимальной выразительности своих движений и умение оценивать их качество. Игры-представления по мотивам народных сказок широко используются педагогами в разных возрастных группах дошколят ( «Теремок», «Курочка Ряба» и т.д.) Их сюжеты, без нарушения художественного замысла, позволяют создавать дополнительные роли для всех желающих, и использовать в хороводах эпизодические роли (бабочки, листочки, снежинки и т.п.). Любая из музыкальных игр, развивает определенные навыки у детей: музыкально-ритмические движения, правильное исполнение произведения и, конечно же, творческую инициативу и самостоятельную деятельность.

Не принуждать ребенка — вот главная задача педагога, а побуждать его к самостоятельным действиям, к проявлению инициативы. Педагог должен постараться помочь ребенку, если он не уверен, начать вместе с ним, предложить детям поддержать его аплодисментами, любыми действиями, которые подвигнут ребенка на выполнение задания.

Использование социокультурного пространства ДОУ (театр, библиотека, музыкальная школа и т.д.) рождает у детей новые, яркие впечатления и, соответственно, побуждает к придумыванию новых образов в самостоятельной деятельности детей. Например, поход в театр на премьерный спектакль, побудил ребят подготовительной группы попробовать себя в разных образах, проявляя при этом свою инициативность.

Необходимым условием развитием инициативного поведения является воспитание его в условиях развивающего, не авторитарного общения.

Для инициативной личности характерно:

  1. Произвольность поведения;
  2. Самостоятельность;
  3. Развитая эмоционально волевая сфера;
  4. Инициатива в различных видах деятельности;
  5. Стремление к самореализации;
  6. Общительность;
  7. Творческий подход к деятельности;
  8. Высокий уровень умственных способностей;
  9. Познавательная активность. [5]

Главная задача педагога не заставить и приучить, а помочь ребенку научится быть активней и смелей в познавательной деятельности и в повседневном общении со сверстниками.

Один восточный мудрец сказал: «Ребёнок – это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь». Этой мудростью и следует руководствоваться при воспитании ребенка. Нужно помнить, что у каждого ребенка свои задатки и свой предельный уровень способностей. Для одного ребенка максимальным будет нарисовать радугу, а для другого – целую картину вокруг нее.

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества» (Василий Сухомлинский).

Источники:

  1. Истоки: примерная основная образовательная программа дошкольного образования. 5‐е изд. М.: Сфера, 2015.
  2. Короткова Н.А., Нежнов П.Г. Наблюдение за развитием детей в дошкольных группах. М.: Лин‐ ка‐Пресс, 2002.
  3. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе. М.: Школьная Пресса, 2000.
  4. ФГОС ДО
  5. http: //nsportal. ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2014/04/22/tvorcheskaya-initsiativa-detey-v-igre
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год