«Музыкотерапия как метод регуляции эмоционального благополучия дошкольников» |
Занятия по Музыке | |||
Автор: Зуевич Елена Фаильевна | |||
28.10.2024 23:05 | |||
«Музыкотерапия как метод регуляции эмоционального благополучия дошкольников» АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ТОМСКА ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 г. ТОМСКА Автор: Зуевич Е.Ф. Музыкальный руководитель «Легкая мелодия – самый лучший утешитель для возбужденной фантазии и лекарство для мозга». В. Шекспир Термин "музыкотерапия" обозначает использование музыки в целях восстановления и укрепления здоровья. Иными словами музыкотерапия — это лечебное воздействие через восприятие музыки. Музыкотерапия — это метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях, а так же для лечения соматических и психосоматических заболеваний.
Музыкотерапия в работе с дошкольниками помогает справиться с недостатками эмоционально-волевой сферы детей (гиперактивностью, агрессивностью, вспыльчивостью, упрямством, замкнутостью и т.д.). Развивает сферу социальных эмоций, помогает детям адаптироваться в социуме и способствует созданию эмоционально — теплых отношений со сверстниками, педагогами и родителями. Музыкотерапия — это особая форма работы с детьми с использованием музыки в любом виде. Музыкотерапия дает возможность:
Достоинствами музыкотерапии являются:
Выделяют индивидуальную и групповую музыкальную терапию. Основные направления в музыкотерапии – это слушание музыки (пассивная) и исполнительство (активная). Пассивная музыкотерапия в детском саду – это:
Широко используется метод игротерапии в сочетании с музыкотерапией, который в большой мере способствует коррекции и регуляции агрессивности и других нарушений поведения у детей. Рекомендуется использование как контактных, объединяющих игр, так и познавательных игр, игр на развитие основных психических функций, и, само собой, терапевтических игр. Все эти игры способствуют мышечной релаксации, снятию физической агрессии, психологической разгрузке, снятию упрямства и негативизма, а также развивают эмоциональную и познавательную сферы Так же, пассивная музыкотерапия в детском саду, а в частности — слушание, может быть представлено следующими видами: Музыкопробуждение – включение записи классических произведений с мажорным, солнечным звучанием в момент приема детей в детский сад и тихой, нежной, легкой музыки в момент пробуждения после дневного сна, часто сопровождаемой гимнастикой-массажем или самогимнастикой. Музыкосон –прослушивание сдержанной, успокаивающей музыки при организации дневного сна детей. Музыконаслаждение – слушание релаксационных музыкальных произведений, включающих звуки природы, леса, воды, подбор классических произведений для физического и психологического оздоровления. Активная музыкотерапия (активное музицирование, исполнительская практика) в детском саду – это:
На занятиях музыкотерапией можно использовать психогимнастические этюды и упражнения, которые способствуют не только расслаблению детей и снятию психоэмоционального напряжения, учат управлять своим настроением и эмоциями, выражать свое эмоциональное состояние, дети учатся нормам и правилам поведения, а также у детей формируются и развиваются различные психические функции (внимание, память, моторика). Рассмотрим подробнее некоторые виды активной музыкальной терапии. Вокалотерапия у детей способствует:
Практически на каждом занятии, музыкальные руководители используют метод вокалотерапии, где дети исполняют песни, воспитывающие доброту, чувство товарищества, направленные на зарядку положительными эмоциями и психологическую разгрузку. Песни предпочтительно оптимистического характера, а также такие, которые побуждают к размышлению и глубоким переживаниям. Так, например, песни «Верьте в чудеса», «Будьте добры!», «С нами, друг!», «Если добрый ты…», которые выполняют все эти задачи. Вокалотерапия особенно показана депрессивным, заторможенным, эгоцентричным детям. Преимущество групповой вокалотерапии состоит в том, что каждый участник вовлекается в процесс. В тоже время здесь большое значение имеет и момент «укрытости» в общей массе, что создаёт предпосылку к утверждению собственных чувств и здоровому переживанию своих телесных ощущений. Хоровое пение является эффективнейшим средством воспитания не только эстетического вкуса, но и инициативы, фантазии, творческих способностей детей. Хоровое пение помогает детям понять роль коллектива в человеческой деятельности, воспитывает чувство коллективизма, дружбы, оказывает на детей организующее и дисциплинирующее воздействие. Педагог в своей работе может и должен использовать различные методы музыкальной терапии, варьируя их и удивляя детей день ото дня. Развивая чувственно-эмоциональный опыт, и закрепляя его в своей каждодневной практике. Одна из возможных схем, построения занятия с использованием элементов непосредственно музыкальной терапии, выглядит следующим образом:
Музыкотерапия будет благотворно влиять на общее эмоциональное состояние детей, повысит их эмоциональный статус, если:
Музыкотерапия и музыкальное воспитание, осуществляемые в различных формах музыкальной деятельности, это не только развитие музыкальных способностей человека, но и формирование духовных потребностей, его нравственных представлений, интеллекта, развитие идейно-эмоционального восприятия и эстетической оценки жизненных явлений. В первую очередь – это воспитание человека. Список используемой литературы
|