«Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в решении задач музыкального развития в соответствии с ФГОС ДО» |
Занятия по Музыке | |||
Автор: Новикова Татьяна Сергеевна | |||
06.11.2024 06:32 | |||
«Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в решении задач музыкального развития в соответствии с ФГОС ДО» Новикова Татьяна Сергеевна Музыкальный руководитель ГБДОУ ЛНР «ЯСЛИ-САД №68» «Если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребенок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, то он поднимется на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами». В.А. Сухомлинский Проблема педагогического взаимодействия специалистов и музыкального руководителя в ДОУ – одна из важных: от ее решения зависит успешность процессамузыкального развития дошкольников. Только в совместной согласованной деятельностивсех педагогов (воспитателя, психолога, логопеда, инструктора по физкультуре) можнодостигнуть цели, поставленной в программе. Практика работы современного детского сада показывает, что основные вопросымузыкально-эстетического развития дошкольников решает музыкальный руководитель, аего первый помощник – это воспитатель.
Существует 2 формы работы музыкального руководителя с воспитателемИндивидуальные консультации:-Знакомство с задачами предстоящих занятий-Усвоение репертуара (проверяется как воспитатель исполняет детские песни, пляски)-Продумывание форм индивидуальной работы с детьми-Продумывание внесения музыки в быт Групповые консультации:-Знакомство с новыми методическими вопросами (песенное творчество, двигательное творчество, обучение игре на инструментах)-Составление сцен праздника-Обдумывание сюрпризных моментов-Обсуждение различных вопросов Существуют традиционные способы взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя: Музыкальное занятие — это основная организационная форма по осуществлению задач музыкального воспитания и развития детей. На музыкальных занятиях осуществляется разностороннее воспитание детей. Умственное: дети получают знания о различных сторонах и явлениях окружающей действительности, т. е знания о временах года, о праздниках и трудовых буднях людей. Систематизируется жизненный опыт. Духовно-нравственное: воспитывается чувство любви к матери, Родине, формируются навыки культурного поведения (в организационных моментах, воспитывается умение слушать, петь, плясать в коллективе. Целеустремленно заниматься, умение доводить начатое дело до конца, преодолевать трудности Физическое: в танцах и играх формируются определенные двигательные навыки, развивающие определенные группы мышц. Эстетическое: чтобы уметь слушать и понимать музыку, нужно, её чувствовать, понимать прекрасное. Музыкальное занятие состоит из нескольких разделов: 1. Вводная часть: движения в различных построениях (колонны, шеренги, звенья, пары, по кругу, ходьба, бег, танцевальные шаги (поскок, прямой, боковой галоп, дробный, хороводный шаг и пр.). Движения под музыку создают бодрое, веселое настроение, способствуют улучшению осанки, координации рук и ног. 2. Слушание музыки. 3. Пение и песенное творчество. 4. Обучение игре на детских музыкальных инструментах (знакомство со звучанием инструментов в исполнении взрослого, подбор знакомых мелодий на различных инструментах. 5. Танец. 6. Игра. 1. В 1-ой части занятия воспитатель участвует в показе всех видов упражнений. Это позволяет детям одновременно развивать своё зрительное и слуховое восприятие. Во 2-ой части занятия при слушании музыки воспитатель личным примером воспитывает у детей умение слушать музыку, в нужных случаях тихо делает замечания детям, следит за дисциплиной. 2. В распевании не участвует, чтобы не сбить детей. 3. При разучивании новой песни поёт с детьми, показывает правильную артикуляцию, правильное произношение слов (на мелодии). Но ни в коем случае не учит слова дознакомства с мелодией. 4. В играх несюжетных даёт разъяснения, указания, замечания по ходу игры, может включиться в игру при первом её исполнении или тогда, когда игра требует равного количества пар детей. С малышами играет на всех этапах разучивания игры. В сюжетных играх является или только наблюдателем, делает указания, или (в сложной игре, проводимой 1-2ой раз, а также в группах младшего возраста) берёт на себя одну изролей. То же самое происходит и во время исполнения детьми плясок. Новую пляску парную, тройками, элементы которой дети разучили в процессе упражнений, воспитатель показывает вместе с музыкальным руководителем. 5. Направляет самостоятельную музыкальную деятельность, включая музыку в игры, прогулки, трудовой процесс, используя выученный с муз. руководителем материал. 6. Воспитатель должен уметь играть на всех инструментах, которые используются детьми на музыкальных занятиях, чтобы уметь правильно показать детям способы звукоизвлечения на каждом инструменте. 7. Повторяет с детьми слова песен, причем не заучивает, как стихи, а поет с детьми. Воспитателю необходимо усвоить и четко знать:
Воспитатели допускают следующие ошибки на занятиях: 1. Воспитатель сидит с безучастным видом. 2. Воспитатель перебивает исполнение. 3. Воспитатель дает словесные указания наравне с музыкальным руководителем (хотя двух центров внимания быть не может). 4. Воспитатель нарушает ход занятия (входит и выходит из зала). 5. Отвлекается на мобильный телефон! Ведущая роль музыкального руководителя ни в коей мере не снижает активности воспитателя.
Музыка может быть использована в сюжетно-ролевых творческих играх детей, утренней гимнастике, при проведении некоторых водных процедур, во время прогулки (в летнее время, вечеров развлечений, перед сном). Допускается включение музыки в занятия по разным видам деятельности: изобразительной, физкультурной, по ознакомлению с природой и развитию речи. Основная цель праздника в ДОУ: формирование эмоций и чувств, являющихся важнейшим условием развития личности. Существуют 2 формы работы музыкального руководителя с воспитателем. 1. Индивидуальные консультации (проводятся 1 раз в 2 недели). 2. Групповые консультации. Проводя утренник, воспитатель должен:1. Знать порядок номеров наизусть.2. Следить за дисциплиной поправлять детей корректно.3. Знать стихи и детей их читающих, вовремя подсказывать начало стихотворения.4. Брать на себя роли в спектаклях. Не отказываться от принятой роли.5. В младших группах должен быть быстрый темп ведения праздника без заминок и пауз.со стороны ведущих (т. к. внимание у детей неустойчивое).6. Чётко знать, когда посадить детей. Когда поднести оборудование.7. Взаимосвязь воспитателя с музыкальным руководителем посредством условныхсигналов.8. Роль своего героя выделить цветным карандашом сразу после получения сценария.9. Если у ребёнка нет пары, её заменяет воспитатель.10. Видеть на празднике каждого ребёнка.11. Стараться не критиковать и не дергать детей, успокаивать их поглаживанием по плечу. ВЫВОД: Слаженная работа коллектива детского сада обеспечиваетпроведение праздника на высоком художественном и организационном уровне. Только при таких условиях праздник — яркое, запоминающеесясобытие в жизни сада, имеющее большое воспитательное значение.
|