Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Процесс восприятия музыки как условие развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста»
Занятия по Музыке
Автор: Осипова Ирина Витальевна   
31.12.2024 11:12

«Процесс восприятия музыки как условие развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста»«Процесс восприятия музыки как условие развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста»

Осипова И.В. воспитатель МАДОУ №21 ГО Богданович

Система музыкального воспитания и развития объединяет воедино эстетического восприятия музыки и развитие исполнительских возможностей детей. Основой нравственного воспитания служит ознакомление с лучшими образцами музыкального творчества, а также формирования музыкального вкуса. Музыкальные потребности у детей развивает накопленные музыкальные впечатления, способности и интересы. Если у детей хорошо развиты способности эстетически воспринимать музыку, то обучение к исполнительской деятельности осуществляется успешнее.

Через увлечение музыкой, творческой деятельностью у детей проявляется интерес к жизни, познаются ее явления, происходит развитие художественно-образного мышление, формируются способности эстетического вкуса.

 

В связи с этим в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста важна грамотная организация восприятия музыкальных произведений. На основе логического разнообразия личностных отношений детей, необходимо строить обучение как совместную художественно-творческую деятельность ребенка и педагога. От наличия знаний, умений и навыков зависит интерпретация художественных образов и творческой продуктивной деятельности, а также под влиянием настроения, характера каждого и индивидуального отношения к ним. Возрастным особенностям ребенка уделяется особое внимание.

Средства развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста

Слушание музыки как вид деятельности определяет свои задачи: знакомство детей с музыкальными произведениями современной, классической, народной музыки, доступными к их восприятию; развитие способностей эмоционально откликаться на музыкальные произведения, воспитание музыкального вкуса; формирование первоначальных сведений о музыке, знакомство со средствами музыкальной выразительности; запоминание музыкальных произведений, формирование «музыкального багажа».

Огромное значение в жизни дошкольника имеет пение. Первый музыкальный инструмент, которым овладевает ребенок – голос! Наиболее доступный исполнительский вид деятельности – пение — сложный процесс звукообразования, в нем важна координация слуха и голоса, т.е. взаимодействие слухового мышечного ощущения и певческой интонации.

Большую роль в музыкальном и общем развитии ребенка играют музыкальноритмические движения. При формировании навыков ритмичного движения дошкольники учатся владеть своим телом, у них формируется правильная осанка, легкая походка. Способность ощущать ритмическое своеобразие в музыке и передавать это в своих движениях, говорит о развитии музыкальных способностей в музыкально-ритмической деятельности. В двух направлениях — развитие навыков выразительного движения и музыкально-ритмических навыков, строится работа педагога по развитию музыкальных способностей.

Исполнительский вид музыкальной деятельности — игра на музыкальных инструментах, как одна из задач развития у детей восприятия музыкальных произведений, игры на разных инструментах. Ступень к овладению творческой деятельностью, позволяет встать на следующую ступень овладением перечисленными видами музыкальной деятельности.

Свою специфику имеют и музыкальные занятия. Они отличаются своей структурой от других занятий. В них входит сразу несколько видов музыкальной деятельности: пение, музыкально-ритмические движения, ознакомление с элементами музыкальной грамоты слушание музыки, игра на детских музыкальных инструментах.

Пособия и музыкально-дидактические игры, которые применяются на занятиях обогащают детей новыми впечатлениями, способствуют развитию инициативы, развивается способность к восприятию, самостоятельности, различению музыкального звука.

Особую роль в развитии слуха и ритма у детей, играют попевки и распевки. Они представляют собой несложные музыкальные фразы из знакомых детям песен.

В музыкальном воспитании выделяют следующие виды музыкальной деятельности:

восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная деятельность. Таким образом, все виды музыкальной деятельности являются средствами музыкального воспитания и развития детей.

Предметно-развивающая среда ДОУ как средство развития музыкальных способностей.

От грамотно организованной предметно-пространственной среды, которая должна быть ориентирована на пройденный материал и индивидуальные возможности детей, зависит духовный мир ребенка, который оказывает влияние на развитие творческих способностей. Именно обогащение среды позволяет ребенку проявлять любознательность, познавать окружающий его мир, стремиться к творчеству.

Наличие в групповых комнатах насыщенного музыкального уголка является одним из условий успешного музыкального развития детей дошкольников. Именно это способно решить триединство задач целевого компонента детей в игровой форме.

Созданная «по законам красоты» среда способствует воспитанию художественного вкуса у детей, понимание прекрасного, развитие творческих способностей.

Для успешного развития музыкального творчества у детей требуется большое количество атрибутов, наглядных пособий, различного оборудования. Изготовить их нам помогают родители воспитанников.

Так детский сад становится своеобразным «мостиком творчества», культурным центром, как для детей, так и для их семей.

При создании музыкальной среды продумываются:

  1. доступность оборудования,
  2. возрастные особенности воспитанников,
  3. эстетическое оформление музыкального зала и пособий, находящихся там,
  4. возможность переноса оборудования в другие места.

Восприятие музыки. Происходит во всех зонах музыкального зала. Как пример, можно предложить следующую последовательность смены зон: начало – в спокойной зоне (непосредственное восприятие, затем переход в рабочую зону для продуктивной деятельности, и, наконец, переход в завершающем этапе в активную зону (активное слушание).

Развитие певческих способностей. Происходит в спокойной зоне, сидя на стульях или стоя возле инструмента. Исключается активное движение детей во время пения (бег, прыжки, подскоки).

Музыкальное движение. Наиболее любимый детьми вид музыкальной деятельности.

Происходит преимущественно в активной зоне.

Элементарное музицирование. Происходит в спокойной и в активной зоне, сидя на стульях, стоя возле инструмента, двигаясь в танце или выполняя музыкально-ритмическое упражнение. Следует заметить, что музыкальные инструменты и музыкальные игрушки – не совсем одно и то же в условиях детского сада.

Детское творчество. Происходит во всех зонах музыкального зала. Поскольку детское творчество невозможно в дошкольном детстве выделить в отдельный вид музыкальной деятельности, то и говорить о нем необходимо в связи с основными видами музыкальной деятельности. Особенность творческих проявлений дошкольников состоит в том, что никогда не знаешь, чего ожидать от ребенка. И соответственно, никогда не знаешь, что нужно для этого приготовить. Педагогическое мастерство музыкального руководителя как раз и проявляется в том, чтобы с помощью собственного творчества, фантазии, смекалки сподвигнуть ребенка не на копирование (что для него естественно в этом возрасте, а на выражение его (ребенка) индивидуальности.

Наличие мультимедийного оборудования дает практически неограниченные возможности в плане интеграции образовательных областей. И значительно обогащает музыкальную деятельность ребенка и облегчает труд музыкального руководителя в соблюдении принципа комплексно-тематического планирования. Дает возможность разнообразить музыкально-дидактический материал, помогает ребенку значительно расширить общий кругозор, сформировать целостную картину мира.

Правильно организованная музыкально-предметная развивающая среда позволяет каждому ребёнку в простой, доступной игровой форме дать представление о музыке, её выразительных возможностях; научить различать разнообразную гамму чувств, настроений. Благодаря применению наглядных пособий у детей активнее развиваются музыкально-сенсорные способности, а также общие музыкальные способности – ладовысотный слух, чувство ритма.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год