Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ПЕНИЕ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Занятия по Музыке
Автор: Першина Зоя Сергеевна   
14.01.2025 19:55

ПЕНИЕ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯПЕНИЕ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Аннотация: в статье рассматриваются возможности активной исполнительской музыкальной деятельности как способа коррекции речевых нарушений у дошкольников

Ключевые слова: дошкольный возраст, учреждение дошкольного образования, логопедические нарушения, пение, исполнительская музыкальная деятельность

Речь — это исторически сложившаяся форма общения людей посредством использования разнообразных языковых средств. Речь является одним из важнейших показателей культурного уровня человека, его мышления и интеллектуального развития. Овладевая богатствами языка, человек на протяжении всей жизни совершенствует речь, что способствует достижению целей общения. Потребность в общении проявляется уже в раннем детстве, но ребёнок располагает арсеналом лишь элементарных средств языка.

 

Речь — высшая функция, формирующаяся в процессе общего психофизиологического развития ребёнка. Статистика свидетельствует о том, что у многих детей в настоящее время возникают те или иные нарушения речи. Безусловно, развитие каждого ребёнка индивидуально, оно зависит от многих факторов (внутриутробный период, наследственность, социально-бытовые условия жизни и т. п.), между тем существуют определённые возрастные нормы речевого развития.

К распространённым речевым нарушениям относятся следующие: заикание, дислексия, дисграфия, дислалия, дизартрия, алалия, афазия, задержка психоречевого развития (ЗПРР), задержка речевого развития (ЗРР), общее недоразвитие речи (ОНР), фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР). Очень важно своевременно обнаружить те или иные нарушения в речевом развитии (не следует думать, что речевые дефекты исчезнут самопроизвольно, с возрастом — они, напротив, могут лишь закрепиться).

Речевые нарушения сказываются на психофизическом развитии ребёнка, затрудняют его обучение и коммуникацию в дошкольном и школьном образовательном учреждении, комфортное включение в социум, поскольку происходит нарушение формирования всех компонентов речевой системы: произношения, словарного запаса, грамматического строя, понимания.

Используя разнообразные способы развития и активизации речи, можно успешно решить (и даже предотвратить) многие серьёзные логопедические проблемы у ребёнка. Необходимо создание особой единой профессиональной среды, обеспечение совместных усилий со стороны родителей и психолого-педагогического коллектива в достижении цели коррекции речевых нарушений у детей.

Издавна во многих странах мира для профилактики и лечения разнообразных нарушений широко применяется музыкальная терапия. Известный русский и советский психиатр, невролог, физиолог, психолог Владимир Бехтерев (1857 — 1927) отмечал благотворное влияние музыки на человека. Он считал, что музыкальное искусство не только способствует развитию музыкального слуха, но и оказывает духовное воздействие на соматическую, психоэмоциональную и нравственную сферу личности.

Благодаря музыкальной терапии можно достичь положительных результатов в работе с детьми, имеющими те или иные речевые нарушения.

Необходимо отметить следующие положительные свойства музыкальной терапии.

  1. Музыкальная терапия сближает педагога и детей, способствует формированию доверительных отношений, улучшает взаимопонимание.
  2. Она апеллирует к чувствам и эмоциям.
  3. Поскольку посредством музыки можно передать внутренние переживания, музыкальная терапия способствует динамике речеобразования.

Основным видом музыкальной терапии в работе с детьми, имеющими те или иные логопедические нарушения, выступает пение. В силу того что пение является комплексной работой над извлечением и автоматизацией звуков, постановкой дыхания, формированием правильной дикции, можно утверждать, что активная исполнительская музыкальная деятельность становится эффективным способом коррекции разнообразных речевых нарушений у детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения.

В обычной речи произнесение гласных и согласных звуков занимает равное количество времени, тогда как в вокальной речи гласные звуки в выпеваемом слоге удлиняются, а согласные максимально укорачиваются, но произносятся очень чётко и ясно. И эта особенность вокальной речи весьма удобна для детей с речевыми нарушениями.

В условиях дошкольного образовательного учреждения вокальные занятия могут проходить следующим образом.

1)Музыкальный руководитель исполняет песню, аккомпанируя на музыкальном инструменте (фортепиано, баян) — дети слушают.

2)Педагог предлагает заучить текст песни построчно без музыкального сопровождения. Сначала дети заучивают первую строчку, повторяя слова вместе с педагогом.

3) Педагог пропевает эту строчку уже в сопровождении музыкального инструмента — дети повторяют.

4)Аналогичным образом заучивается текст всей песни.

5)Наконец, музыкальный руководитель играет мелодию на музыкальном инструменте — дети поют.

Репертуар для таких занятий подбирается с учётом возраста детей. Это могут быть русские народные, шуточные, игровые, детские песни. Общее условие: простой текст, удобный для произношения, не очень длинные фразы, понятный смысл, несложная нисходящая мелодия. При выборе репертуара может учитываться грядущая праздничная дата (Новый год, День Победы, 8 Марта и т. д.)

Для активизации запоминания текста песни могут использоваться иллюстрации, можно инсценировать песню или включить какие-либо музыкально-ритмические движения, соответствующие сюжету.

Отчётливую дикцию создаёт чёткая, правильная, согласованная работа артикуляционного аппарата. Несогласованность работы, вялость органов артикуляции (слабая подвижность языка и губ, скованность мышц лица, шеи и т. п.) становятся причиной невнятного произношения. Для тренировки артикуляционного аппарата используются специальные упражнения, которые станут хорошим подспорьем на вокальных занятиях: с выполнения этих упражнений можно начинать занятие (это является своего рода артикуляционной разминкой).

1)Предложить детям вытянуть губы вперёд и выполнить ими вращательные движения то в одну, то в другую сторону.

2)Сомкнуть губы, одновременно разведя верхнюю и нижнюю челюсти, попеременно упирать кончик языка внутрь щёк.

3)Пропевать гласный звук «а» и слоги с ним (это поможет раскрепостить зажатую нижнюю челюсть). Либо петь изолированные гласные звуки (их артикуляция обычно не вызывает особых затруднений), а затем постепенно переходить к пению цепочек гласных звуков (от двух до четырёх звуков).

4)После этого переходить к пропеванию слогов с губными согласными «б», «п», «м» и гласными «и», «о», «у», звукосочетание «иу» (способствует улучшению подвижности губ).

5)Пропевать слог «ля», звукосочетание «яли-яли-яли», акцентируя внимание на кончик языка (улучшает подвижность языка, способствует устранению излишней его вялости).

6)Быстро произнести сочетание звуков, например, «бри-брэ-бро-бру-бра».

7)Многократно произнести «дззз», при этом губы поочерёдно вытягивая вперёд, затем разводя в полуулыбке.

Эти упражнения позволят проработать некоторые сложные звукосочетания, легко и непринуждённо преодолеть дикционные трудности. Сначала упражнения выполняются беззвучно, в медленном темпе. Постепенно темп ускоряется, звукосочетания проговариваются вслух.

В начале вокального занятия могут использоваться и дикционные распевки, к примеру: «Вар-ва-ра ва-ре-нье до-ва-ри-ва-ла, вор-ча-ла да при-го-ва-ри-ва-ла: «Ве-ни-ки, ве-ни-ки да ве-ни-ки-по-ме-ли-ки на пе-чи ва-ля-ли-ся да с пе-чи о-бо-рва-ли-ся».

Как показывает практика, музыкальные — в частности, вокальные — занятия находят живой отклик у детей дошкольного возраста. На таких занятиях есть возможность создать психологически комфортную обстановку, и помимо положительных эмоций дети получают и полезные навыки, проявляют и развивают творческие способности, а главное — учатся преодолевать имеющиеся трудности — не только речевые, но и коммуникативные и эмоциональные (происходит коррекция психоэмоционального фона). Важна роль и совместной деятельности дошкольников и педагога, дошкольников друг с другом в развитии личности каждого ребёнка.

Итак, отлаженная, последовательная, систематическая работа по обучению детей дошкольного возраста активной исполнительской музыкальной деятельности в условиях дошкольного учреждения не только даёт детям положительные эмоции и способствует развитию музыкальных способностей, но и выступает одним из эффективных способов коррекции логопедических нарушений, а также благотворно влияет на общее развитие ребёнка.

Список литературы

  1. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребёнка / Л. С. Выготский; под ред. и со вступ. ст. А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия. — Москва, Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1956
  2. Музыкотерапия сегодня: наука, практика, образование: материалы Международной конференции, г. Москва, 22–23 марта 2019 г. / под общ. ред. В.П. Петрушина; Московский педагогический государственный университет. Институт изящных искусств. – Москва: МПГУ, 2019. — С. 6, 32
  3. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. — Москва, «Просвещение», 2008
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 3 (365) выйдет
2 февраля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год