ПЕНИЕ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ |
Занятия по Музыке | |||
Автор: Першина Зоя Сергеевна | |||
14.01.2025 19:55 | |||
ПЕНИЕ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Аннотация: в статье рассматриваются возможности активной исполнительской музыкальной деятельности как способа коррекции речевых нарушений у дошкольников Ключевые слова: дошкольный возраст, учреждение дошкольного образования, логопедические нарушения, пение, исполнительская музыкальная деятельность Речь — это исторически сложившаяся форма общения людей посредством использования разнообразных языковых средств. Речь является одним из важнейших показателей культурного уровня человека, его мышления и интеллектуального развития. Овладевая богатствами языка, человек на протяжении всей жизни совершенствует речь, что способствует достижению целей общения. Потребность в общении проявляется уже в раннем детстве, но ребёнок располагает арсеналом лишь элементарных средств языка.
Речь — высшая функция, формирующаяся в процессе общего психофизиологического развития ребёнка. Статистика свидетельствует о том, что у многих детей в настоящее время возникают те или иные нарушения речи. Безусловно, развитие каждого ребёнка индивидуально, оно зависит от многих факторов (внутриутробный период, наследственность, социально-бытовые условия жизни и т. п.), между тем существуют определённые возрастные нормы речевого развития. К распространённым речевым нарушениям относятся следующие: заикание, дислексия, дисграфия, дислалия, дизартрия, алалия, афазия, задержка психоречевого развития (ЗПРР), задержка речевого развития (ЗРР), общее недоразвитие речи (ОНР), фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР). Очень важно своевременно обнаружить те или иные нарушения в речевом развитии (не следует думать, что речевые дефекты исчезнут самопроизвольно, с возрастом — они, напротив, могут лишь закрепиться). Речевые нарушения сказываются на психофизическом развитии ребёнка, затрудняют его обучение и коммуникацию в дошкольном и школьном образовательном учреждении, комфортное включение в социум, поскольку происходит нарушение формирования всех компонентов речевой системы: произношения, словарного запаса, грамматического строя, понимания. Используя разнообразные способы развития и активизации речи, можно успешно решить (и даже предотвратить) многие серьёзные логопедические проблемы у ребёнка. Необходимо создание особой единой профессиональной среды, обеспечение совместных усилий со стороны родителей и психолого-педагогического коллектива в достижении цели коррекции речевых нарушений у детей. Издавна во многих странах мира для профилактики и лечения разнообразных нарушений широко применяется музыкальная терапия. Известный русский и советский психиатр, невролог, физиолог, психолог Владимир Бехтерев (1857 — 1927) отмечал благотворное влияние музыки на человека. Он считал, что музыкальное искусство не только способствует развитию музыкального слуха, но и оказывает духовное воздействие на соматическую, психоэмоциональную и нравственную сферу личности. Благодаря музыкальной терапии можно достичь положительных результатов в работе с детьми, имеющими те или иные речевые нарушения. Необходимо отметить следующие положительные свойства музыкальной терапии.
Основным видом музыкальной терапии в работе с детьми, имеющими те или иные логопедические нарушения, выступает пение. В силу того что пение является комплексной работой над извлечением и автоматизацией звуков, постановкой дыхания, формированием правильной дикции, можно утверждать, что активная исполнительская музыкальная деятельность становится эффективным способом коррекции разнообразных речевых нарушений у детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения. В обычной речи произнесение гласных и согласных звуков занимает равное количество времени, тогда как в вокальной речи гласные звуки в выпеваемом слоге удлиняются, а согласные максимально укорачиваются, но произносятся очень чётко и ясно. И эта особенность вокальной речи весьма удобна для детей с речевыми нарушениями. В условиях дошкольного образовательного учреждения вокальные занятия могут проходить следующим образом. 1)Музыкальный руководитель исполняет песню, аккомпанируя на музыкальном инструменте (фортепиано, баян) — дети слушают. 2)Педагог предлагает заучить текст песни построчно без музыкального сопровождения. Сначала дети заучивают первую строчку, повторяя слова вместе с педагогом. 3) Педагог пропевает эту строчку уже в сопровождении музыкального инструмента — дети повторяют. 4)Аналогичным образом заучивается текст всей песни. 5)Наконец, музыкальный руководитель играет мелодию на музыкальном инструменте — дети поют. Репертуар для таких занятий подбирается с учётом возраста детей. Это могут быть русские народные, шуточные, игровые, детские песни. Общее условие: простой текст, удобный для произношения, не очень длинные фразы, понятный смысл, несложная нисходящая мелодия. При выборе репертуара может учитываться грядущая праздничная дата (Новый год, День Победы, 8 Марта и т. д.) Для активизации запоминания текста песни могут использоваться иллюстрации, можно инсценировать песню или включить какие-либо музыкально-ритмические движения, соответствующие сюжету. Отчётливую дикцию создаёт чёткая, правильная, согласованная работа артикуляционного аппарата. Несогласованность работы, вялость органов артикуляции (слабая подвижность языка и губ, скованность мышц лица, шеи и т. п.) становятся причиной невнятного произношения. Для тренировки артикуляционного аппарата используются специальные упражнения, которые станут хорошим подспорьем на вокальных занятиях: с выполнения этих упражнений можно начинать занятие (это является своего рода артикуляционной разминкой). 1)Предложить детям вытянуть губы вперёд и выполнить ими вращательные движения то в одну, то в другую сторону. 2)Сомкнуть губы, одновременно разведя верхнюю и нижнюю челюсти, попеременно упирать кончик языка внутрь щёк. 3)Пропевать гласный звук «а» и слоги с ним (это поможет раскрепостить зажатую нижнюю челюсть). Либо петь изолированные гласные звуки (их артикуляция обычно не вызывает особых затруднений), а затем постепенно переходить к пению цепочек гласных звуков (от двух до четырёх звуков). 4)После этого переходить к пропеванию слогов с губными согласными «б», «п», «м» и гласными «и», «о», «у», звукосочетание «иу» (способствует улучшению подвижности губ). 5)Пропевать слог «ля», звукосочетание «яли-яли-яли», акцентируя внимание на кончик языка (улучшает подвижность языка, способствует устранению излишней его вялости). 6)Быстро произнести сочетание звуков, например, «бри-брэ-бро-бру-бра». 7)Многократно произнести «дззз», при этом губы поочерёдно вытягивая вперёд, затем разводя в полуулыбке. Эти упражнения позволят проработать некоторые сложные звукосочетания, легко и непринуждённо преодолеть дикционные трудности. Сначала упражнения выполняются беззвучно, в медленном темпе. Постепенно темп ускоряется, звукосочетания проговариваются вслух. В начале вокального занятия могут использоваться и дикционные распевки, к примеру: «Вар-ва-ра ва-ре-нье до-ва-ри-ва-ла, вор-ча-ла да при-го-ва-ри-ва-ла: «Ве-ни-ки, ве-ни-ки да ве-ни-ки-по-ме-ли-ки на пе-чи ва-ля-ли-ся да с пе-чи о-бо-рва-ли-ся». Как показывает практика, музыкальные — в частности, вокальные — занятия находят живой отклик у детей дошкольного возраста. На таких занятиях есть возможность создать психологически комфортную обстановку, и помимо положительных эмоций дети получают и полезные навыки, проявляют и развивают творческие способности, а главное — учатся преодолевать имеющиеся трудности — не только речевые, но и коммуникативные и эмоциональные (происходит коррекция психоэмоционального фона). Важна роль и совместной деятельности дошкольников и педагога, дошкольников друг с другом в развитии личности каждого ребёнка. Итак, отлаженная, последовательная, систематическая работа по обучению детей дошкольного возраста активной исполнительской музыкальной деятельности в условиях дошкольного учреждения не только даёт детям положительные эмоции и способствует развитию музыкальных способностей, но и выступает одним из эффективных способов коррекции логопедических нарушений, а также благотворно влияет на общее развитие ребёнка. Список литературы
|