«Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста» |
Занятия по Музыке | |||
Автор: Сорокина Ксения Сергеевна Роговец Виктория Петровна | |||
26.05.2025 06:55 | |||
Добрый день уважаемые коллеги! Вашему вниманию представляю доклад на тему: «Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста» «Игра развивает индивидуальность; играя, ребёнок учится воспроизводить свои впечатления и идеи, поэтому игра –могущественное орудие для укрепления способностей мыслить и для развития сознания» Э. Жак-Далькроз Дошкольное детство – пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного. Развитие у детей музыкальных способностей должно быть постоянно в поле зрения педагога, осуществляться различными методами и средствами. Поэтому я считаю, что одним из важнейших средств развития музыкальных способностей детей является игра. В тоже время игра-основной вид деятельности детей. Музыкально-дидактические игры — это игры, специально созданные для решения задач музыкального воспитания, обучения и развития детей.
Цель музыкально-дидактических игр в детском саду — развитие музыкальных способностей у детей, углубление их представления о средствах музыкальной выразительности. Обучающие задачи:
Музыкально-дидактические игры используются для овладения детьми различными видами музыкальнойдеятельности: пением, слушанием, музыкально-ритмическими движениями, игрой на детских музыкальный инструментах, упражнениями в виде игры. Существует целая классификация музыкально-дидактических игр по развивающим характеристикам:
Музыкально — дидактические игрымы начинаем проводить с первой младшей группы. Это дает возможность провести музыкальное занятие наиболее содержательно. Эти игры большей частью связаны с применением образных пособий. Детям младшего возраста свойственны подражательные движения. Поэтому для малышей желательно использовать в музыкально-дидактических играх разнообразные игрушки, с помощью которых можно побуждать детей к выполнению несложных действий под музыку. Постепенно усложнять задачи, изменять правила, Например Дидактическая игра «Весёлые кубики» Задача: учиться звукоподражанию разных голосов животных своим голосом, изменяя тембр, высоту согласно своим возможностям. Ход игры: педагог и дети стоят или сидят в кругу. Звучит любая несложная, веселая мелодия, и дети передают кубик друг другу. Педагог и дети произносят текст: Кубик детям передай. Кто пришел к нам, угадай! Ребенок, у которого оказался кубик, бросает его на пол в кругу. Педагог спрашивает, кто изображен на верхней грани кубика. Дети отвечают. Если там нарисована кошка, педагог предлагает ребенку, который бросал кубик, показать голосом, как кошечка здоровается ( «мяу-мяу-мяу») и т.п. Затем игра продолжается. На гранях кубика могут быть изображены: кошка, собака, петушок, поросенок, лошадка, уточка. В средней группе задания усложняются, игры берутся намного сложнее. В этой группе дети должны исполнять ритмический рисунок попевки на музыкальном инструменте. В музыкально-дидактических играх этого возраста могут быть использованы такие инструменты, как металлофон, барабан, деревянные ложки, различные погремушки, треугольники, бубен. Например Музыкально-дидактическая игра на развитие ритма «К нам гости пришли». Игровой материал. Игрушки бибабо (медведь, зайчик, лошадка, птичка), бубен, металлофон, музыкальный молоточек, колокольчик. Ход игры. Воспитатель обращается к детям: «Дети, сегодня к нам в гости должны прийти игрушки». Слышится стук, педагог подходит к двери и незаметно надевает на руку мишку: «Здравствуйте, дети, я пришел к вам в гости, чтобы с вами играть и плясать. Лена, сыграй мне на бубне, я попляшу». Девочка медленно ударяет в бубен, воспитатель (с мишкой в руках) ритмично переступает с ноги на ногу, как медведь. Дети хлопают. Аналогичным образом воспитатель обыгрывает приход других игрушек. Зайчик прыгает под быстрые удары молоточка по металлофону, лошадка скачет под четкие ритмические удары музыкального молоточка, птичка летит под звон колокольчика. Дети средней группы хорошо различают звучание знакомых инструментов: металлофона, бубна, барабана, колокольчика. В группах старшего дошкольного возраста основным материалом дидактических игр становятся музыкальные игрушки и инструменты, настольно — печатные игры, а также используются и технические средства обучения. Продолжается развитие музыкально-игрового творчества в музыкальной деятельности, но, теперь необходимо соблюдать общую динамику, темп, своевременно вступать и заканчивать музыкальное произведение. Для лучшего усвоения средств музыкальной выразительности, с первых занятий, при исполнении попевок, нужно дать детям представление наглядного движения мотива с помощью показа рукой высоты звука. Хорошо использовать лесенку. Музыкально-дидактическая игра «Ступеньки» Игровой материал. Лесенка из пяти ступенек, игрушки (матрешка, мишка, зайчик, детские музыкальные инструменты (металлофон, аккордеон, губная гармошка). Ход игры. Ребенок – ведущий исполняет на любом инструменте мелодию, другой ребенок определяет движение мелодии вверх, вниз или на одном звуке и соответственно передвигает игрушку (например, зайчика) по ступенькам лесенки вверх, вниз или постукивает на одной ступеньке. Следующий ребенок действует другой игрушкой. В игре участвует несколько детей. Вывод: Таким образом, можно сделать вывод о важности музыкально-дидактических игр. Музыкально-дидактические игры находят широкое применение в разнообразных видах деятельности дошкольников. Являются универсальным средством для музыкально-эстетического развития, т.к. только в игре дети постигают особенности языка музыки: различают выразительные интонации, форму, смену настроений, учатся выделять жанровые признаки музыки, изобразительные моменты, приобретают исполнительские и творческие навыки и умения, развиваются музыкальные способности. Литература:
|