Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ПРАЗДНИК – ОДНА ИЗ ФОРМ РАБОТЫ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Занятия по Музыке
Автор: Айманова Наталья Германовна   
29.05.2025 08:04

ПРАЗДНИК – ОДНА ИЗ ФОРМ РАБОТЫ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИПРАЗДНИК – ОДНА ИЗ ФОРМ РАБОТЫ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Айманова Н.Г. МАДОУ «Детский сад № 16 «Теремок» комбинированного вида г. Горно-Алтайсак»

Праздники – особая организационная форма работы музыкального руководителя в дошкольном учреждении. Существуют традиционные и нетрадиционные виды праздников. Распространены следующие формы праздничных представлений: затейничество, концерт, театрализованное представление, обрядовый праздник. Жизнь в детском саду для ребенка должна быть яркой, богатой впечатлениями. А праздники помогают, открыть детям окно в мир удивительных чудес, волшебных звуков и красок, оставить светлый след в душе ребенка.

У многих родителей водивших своего ребенка в детский сад сложились однообразные представления о праздниках, проводимых в дошкольном учреждении. Дети произносят заранее выученные стихи и поют песни, по заранее составленному и отрепетированному сценарию. Но ведь никто из нас не отмечает праздник дома таким образом. Ведь задача любого праздника – создать атмосферу веселья, радости, общего удовольствия.

 

Попытаемся рассмотреть праздник с двух позиций. Позиции ребенка и позиции взрослого. Для ребенка праздник – это, прежде всего радостное событие, маленькое чудо, какой-то сюрприз, неожиданность. Сольные выступления, песни, хороводы совместно с взрослыми, интересные аттракционы, игры, конкурсы – неотъемлемая часть праздника, но не каждый ребенок с желанием принимает в них участие. Это говорит о том, что ребенок не уверен в себе, не имеет определенных навыков и знаний, стесняется. Поэтому педагог должен помочь ребенку стать активным и уверенным в себе.

Праздник для взрослого – это составление сценария, который будет интересным, доступным возрастным особенностям дошкольника. Впечатления педагогов, родителей, а так же большая предварительная работа: разучивание номеров с приобщением к этому взрослых и детей. Важным моментом в организации праздника является то, чтобы каждый ребенок на празднике принимал активное участие и не остался безучастным. Ведь каждый родитель считает, что праздники нужны и ждут от них, интересного сценария и действия и активного участия своего ребенка. Поэтому необходимо организовывать встречи с родителями своих воспитанников, доносить до них смысл детских праздников и их целесообразность, обязательно говорить о психологическом комфорте детей, приглашать их на музыкальные занятия, где более ярко можно увидеть развитие ребенка в музыкальной деятельности, а также привлекать их самих к участию в праздниках, спектаклях, развлечениях. Такая работа с родителями поможет искоренить мнение о праздниках как о своеобразной форме отчета перед родителями.

Благодаря эмоционально-личностному общению музыкального руководителя с родителями, не в ситуации праздника, а в обыденной жизни, становиться возможным не только понимание со стороны родителей, но и их большая помощь. Ведь они любят своих детей. А значит, хотят, чтобы воспитание ребенка музыкой способствовало обогащению его духовного мира в непринужденной обстановке доверия и партнерства. К эмоционально-личностному общению в нашей практике можно отнести: разучивание новогоднего репертуара с родителями для праздника, с активным участием родителей, в младших группах; подготовка кукольного спектакля «Подарок маме», с мамами первой младшей группы. Также, разбор произведения по слушанию музыки «Сладкая греза» П.И. Чайковского из «Детского альбома» на собраниях старшего дошкольного возраста по теме «Художественно-эстетическое развитие в детском саду», заполнение родителями анкеты «Как влияет фольклор на развитие личности ребенка?», после просмотра праздника на День влюбленных в фольклорном стиле «Друга нет, не мил белый свет». Такое общение помогает не только родителям увидеть специфику, уровень и разные направления музыкального воспитания ребенка дошкольного возраста, но и музыкальному руководителю быть уверенным в своих силах, как квалифицированному специалисту в музыкальной деятельности, имеющего художественно-эстетическое влияние на детей и взрослых посещающих это дошкольное учреждение.

Организация праздника и подготовка к нему должны отвечать интересам детей, учитывать их возрастные и индивидуальные особенности. Подготовка к празднику не должна начинаться слишком рано, иначе дети могут устать и даже потерять интерес к предстоящему событию. Необходимо помнить, что активизирует детей, повышает их интерес и способствует созданию особой эмоциональной атмосферы – это использование в сценарии песенного и танцевального репертуара, которым дети владеют к этому времени, включение творческих заданий (песенные, танцевальные импровизации) и новых игр. Важно не забывать о психологическом и эмоциональном состоянии детей, поэтому присутствие родителей в младшем дошкольном возрасте недопустимо. Такие праздники, как Новый год, 8 марта, масленица, все люди отмечают в одно и тоже время, из года в год. В младшем возрасте, по мнению авторов программы «Радуга», «каждый праздник включает в себя основные ритуальные, характерные именно для этого праздника моменты: особые угощения группы и праздничного стола, соответствующие песни и музыка, подарки, пожелания и т.п.», «повторяемость ритуала праздника дает возможность предвкушать приход его, готовиться к нему и ждать его как совершенно определенное событие. Именно поэтому нет необходимости придумывать искусственно каждый раз новый сценарий, а воспроизвести те основные элементы соответствующего ритуала, которые приняты у всех людей, и сложились в данной культуре» [№ 4 С. 171–172].

В старшем дошкольном возрасте ребенок не только имеет достаточно навыков и умений для выступления как «артист», но и осознанно готов и имеет желание выступить перед родителями. В этом возрасте в течение года есть два подготовленных праздника – Новый год и выпуск в школу, а для остальных праздников можно использовать такие формы, как концерты, спектакли, мюзикл, оперу, цирковое представление. Так как не способствуют музыкальному развитию детей бесконечные репетиции и праздники, построенные по одному шаблону – со стихами, песнями и танцами, напоминающими эстрадное шоу.

В любом празднике присутствуют разнообразные виды деятельности – это и музыкальная, и речевая, и изобразительная. Также следует выделить особый вид деятельности – общение. Основой любого праздника является музыкальная деятельность. В детском саду она состоит из песен и танцев, которые исполняются сольно, индивидуально (мальчики или девочки) и всей группой.

Не последнюю роль в празднике играет речевая деятельность, которая, в основном, сводится к разучиванию стихотворений, но в старшем дошкольном возрасте просматривается и в выступлении ребенка в роли ведущего. По нашему мнению, чтение стихов и другая речевая деятельность на празднике не только желательна, но и необходима, так как это создает богатейшие возможности для развития речи. Ребенок, поставленный в условия публичного выступления, чувствует свою ответственность: он должен говорить четко, выразительно передавая смысл стихотворения или сценки. Праздник является хорошей ситуацией для активизации речи.

Большую роль в процессе подготовки праздника играет изобразительная деятельность, в процессе которой развивается зрительная память, мелкая моторика, внимание и аккуратность. Дети, готовясь к празднику, делают подарки родителям (открытки маме к 8 марта, папе к 23 февраля), участвуют в процессе оформления зала (снежинки, украшения для елки к Новому году, листья к празднику осени и т.п.), используя для этого аппликацию, оригами и рисование. Очень важно, чтобы ребенок понимал, что своим трудом он участвует в общем деле. Детям интересно наблюдать, как их стараниями привычный зал превращается то в сказочный заснеженный лес, то в весеннюю зеленую полянку, то в осенний парк. Основную часть костюмов, необходимых для выступления на празднике, готовят родители детей и педагогический коллектив детского сада, а небольшие дополнения к костюмам, как например: эмблемы к КВН или викторине на 23 февраля, венки и необходимые аксессуары дети могут сделать сами на занятиях изобразительной деятельностью.

Общение, как особый вид деятельности, активно используется как в процессе подготовки, так и непосредственно при проведении праздника. Оно происходит между детьми и педагогом, родителями, персонажами действия и, конечно же, между самими детьми. На наш взгляд, общение педагога и ребенка просматривается при разучивании песен, танцев, стихов и сценок, где педагог должен научить ребенка передавать художественный образ произведения, заложенный автором, который помог бы не только украсить праздник, но лучше раскрыть его смысл и особенности культуры. Появления героя на празднике помогает ребенку проявить себя в неожиданно сложившейся ситуации, сконцентрировав свое внимание на ней. Участие родителей на протяжения всего праздника в играх, аттракционах, исполнениях песен и танцев, помогает им остаться полноправными участниками всех действий разворачивающихся перед ними. Умение слаженно танцевать, сообща действовать в играх помогают развивать навыки поведения в коллективе, при этом формируются доброжелательные отношения детей друг другу. И очень важная задача для педагогов – создать в коллективе теплую, доброжелательную обстановку, научить детей терпимости, наладить их общение так, чтобы не было обиженных и обделенных. Чтобы яркое, веселое, доброе событие в жизни ребенка – праздник – не обернулось для него психической травмой. Чтобы в его памяти на долгие годы остались только хорошие, светлые воспоминания, а не горькая обида. Таким образом, в едином процессе общения можно условно выделить три стороны: передача информации, взаимодействие и взаимовосприятие. Знание закономерностей общения и развитие навыков и способностей общения особенно важны для педагога, профессиональная задача которого может быть успешно решена только в том случае, если ему удастся продуктивно включить детей в совместную деятельность, наладить взаимопонимание и взаимодействие.

Итак, в процессе подготовки и проведения праздника важно помнит, что для ребенка, прежде всего, является праздником. Организованные встречи с родителями вне праздников помогут искоренить мнение о праздниках, как о своеобразной форме отчета перед ними. Опора на интересы ребенка в подготовке к празднику даст возможность ему предвкушать его приход, а не воспринимать подготовку к нему как самый тяжелый труд в его жизни. Так же, в проведении и подготовке праздника используются разнообразные виды деятельности (музыкальная, речевая, изобразительная деятельность и общение), использование которых не только определяет содержание праздника, но и помогает педагогу решить ряд специфических задач: развивать слуховое восприятие, произношение, голос, расширять активный словарь ребенка, развивать крупную и мелкую моторику, расширять представления детей об окружающем мире, способствовать формированию навыков общения.

Список литературы

  1. Из детства – в отрочество: Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 4-7 лет/ Т.Н. Доронова, Л.Г. Голубева, Н.А. Гордова и др. — 3-е изд. -М.: Просвещение. — 2004. -143с.
  2. Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, образовательного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого: В мире прекрасного: Программно- методическое пособие/ Л.В. Куцакова, С.И. Мерзлякова. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. — 2004. – 368с.
  3. Ли М.А. Счастливое детство. Сборник самых удачных сценариев праздников для детей дошкольного возраста/ М.А. Ли. — Ростов н/Д: Феникс. -2007. — 285 с.
  4. Радуга. Программа и руководство по воспитанию, образованию и развитию детей двух-трех лет. Издание второе, переработанное и дополненное. М.: Линка-Пресс. — 1996. -184 с.
  5. Каплунова И., Новоскольцева И. Ладушки. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста/ И.Каплунова, И. Новоскольцева. — Невская Нота. -2010. -64с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 20 (382) выйдет
7 июня 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 19 (381) за 2025 год
Скачать Номер 18 (380) за 2025 год
Скачать Номер 17 (379) за 2025 год
Скачать Номер 16 (378) за 2025 год
Скачать Номер 15 (377) за 2025 год
Скачать Номер 14 (376) за 2025 год
Скачать Номер 13 (375) за 2025 год
Скачать Номер 12 (374) за 2025 год
Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год