Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Доклад на тему: «Духовно-нравственное воспитание детей в семье»
Нравственное воспитание
Автор: Жокова Ирина Владимировна   
06.02.2022 13:18

Доклад на тему: «Духовно-нравственное воспитание детей в семье»Доклад на тему: «Духовно-нравственное воспитание детей в семье»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение — детский сад № 19 «Берёзка» комбинированного вида

Подготовила: воспитатель Жокова Ирина Владимировна Г. Лыткарино, 2022 год

Что же мы имеем ввиду под нравственно-духовным воспитанием?

Это прежде всего любовь к Родине, любовь к природе, воспитывать уважение к другим людям, сверстникам, с любовью относиться к русскому творчеству. Малыш впервые открывает Родину в семье. Это ближайшее его окружение, где он черпает такие понятия как "труд", "долг", " честь", "Родина".

Что следует иметь ввиду, воспитывая у ребенка дошкольного возраста первые чувства гражданственности. Какие в этой связи стоят перед педагогом и родителями задачи! Воспитание гражданина — это целый комплекс задач: воспитывать у ребенка любовь и привязанность к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу; формировать в нем чувства хозяина — бережное отношение к родной природе и всему живому, хлебу и продуктами питания; воспитывать любовь и уважение к людям. Чувства Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье к самым близким людям — отцу, матери, дедушке, бабушке. Это корни связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. И вид из окна и детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками, и родная природа — все это Родина.

Сколько открытий делает ежедневно малыш! Они овеяны особым эмоциональным отношением, которое появляется только в детстве. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой маленький человек, чем он изумляется и что вызывает отклик в его душе. Задача взрослых — отбирать из массы впечатлений, получаемых ребенком, те, которые наиболее доступны ему: ближайшее окружение, природа и мир животных родного края; труд людей; отношение людей, раскрывающие ребенку наш образ жизни (коллективизм, товарищество, взаимопомощь, гуманное отношение ко всему живому). Раскрывая перед родителями вопросы духовного воспитания, педагоги не только подчеркивают необходимость с ранних лет воспитывать у детей заинтересованность событиями, происходящими в их жизни, интерес к культуре, истории, но и указывают основные условия, при которых наиболее эффективно развиваются нравственные чувства.

Такими условиями являются:

  • формирование у детей представлений о явлениях общественной жизни. Они создают возможность ориентироваться в ней, являются основой правильного понимания, оценки и осознанного отношения к общественной жизни. Поэтому, для духовного воспитания отбирается материал, наиболее ценный в воспитательном отношении
  • воспитание у них отношения к окружающему миру. Оно осуществляется в активной деятельности, творческой игре, труде.

Чтобы пробудить у дошкольника духовные чувства, родители знакомят детей с достопримечательностями своего города, рассказывают им о труде людей, о своей работе, о природе, о тех местах, где он родился и живет.

Человек, умеющий наблюдать природу, испытывает эстетические переживания. Мир природы своей необычайностью, новизной, яркостью эмоционально воздействует на человека, вызывает у него удивления, радость, торг, пробуждает к передаче чувств в слове и деятельности. Необходимость научить ребёнка не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и вслушиваться, беречь красоту природы. В работе с родителями важно подчеркнуть, что перед прогулкой в природу намечается хотя бы небольшая цель, связанная с восприятием объекта природы (полюбоваться, присмотреться, заметить, сравнить и т.д.) Любовь к природе необходимо воспитывать у детей с ранних лет. Именно с этих лет человек начинает познавать красоту, разнообразие природы. прививать с раннего возраста любовь к природе по 2 причинам:

Во-первых, для воспитания заботливого отношения к животному и растительному миру;

Во-вторых, для развития более сложных нравственных чувств и качеств: гуманизма, добросердечности, сочувствия.

Поведение ребенка в природе порой противоречиво: положительно относясь к объектам природы, дети часто совершают отрицательные поступки (рвут понравившиеся цветы и тут же бросают их, мучают — "ласкают" котенка и пр.). Большое значение имеют просмотры телепередач "В мире животных". Хорошо, если сначала родители просматривают передачу фиксируют внимание на том материале, который интересен ребенку, продумывают доступный комментарий и при повторении передачи вместе с ребенком смотрят её. Во время прогулок интересно показать детям растения, рассказать почему их так называют. Дети легко запоминают такие названия, как мать-и-мачеха, подорожник. После таких бесед они бережно относятся к растениям, даже широко распространенным. Эмоциональное отношение ребенка к природе во многом определяется и отношение самого взрослого, поэтому хорошо, когда родители знают много стихов, песен, загадок о природе и используют их во время прогулок и наблюдений. мы должны воспитывать у ребенка не только любовь к природе, но и воспитывать заботливое отношение к окружающим.

Заботливое отношение к окружающим — ценнейшее нравственное качество, которое воспитывается у детей с раннего возраста. Заботливость, выражаемая ребенком, может основываться на разных мотивах: один ребенок хочет доставить взрослому радость, облегчив его труд, а другой надеется получить награду за свою помощь и заботу. Эгоистические тенденции возникают у детей в тех случаях, когда родители все делают для ребенка сами, ничего не требуя от него взамен.

Заботливость, как нравственное качество содержит многое: помощь и взаимопомощь, отзывчивость, доброжелательность, внимательное отношение к окружающим. Можно выделить некоторые этапы развития этого нравственного качества у детей. Первый этап — охотное выполнение ребенком просьб, поручений, заданий старших, желание и стремление оказать помощь другим; затем — проявление внимания, чуткости не только в поведении, но и словесно. Важным является и положительное эмоциональное отношение к окружающим людям как общий психологический фон. Завершающий этап развития этого качества — проявление заботливости в отношениях к близким людям (родителям, родственникам).

Проявление заботливого отношения к окружающим значительно углубляются и приобретают общественную направленность, если ребенок посещает детский сад, является членом детского коллектива. Благотворное влияние детского сада на воспитание у детей трудолюбия, коллективизма, заботливости, отмечают и родители. Уровень развития заботливого отношения ребенка к окружающим определяют следующие показатели: степень самостоятельности в проявлениях заботы о других, активность ребенка в оказании помощи, проявления сочувствия, сопереживания. Особенности проявления заботливости у детей во многом зависит от условий семейного воспитания: эмоциональной атмосферы в семье, понимания родителями задач воспитания и воплощения их на практике; отношения родителей к участию ребенка в домашнем труде. Постепенно дети осознают нравственный смысл своей помощи. У них появляется желание быть нужным и полезным дома, ответственность за порученное дело, стремление не только довести его до конца, но и выполнять так, чтобы родителям было приятно видеть их самостоятельными и умеющими все делать. Выполняя по заданию воспитателя практические дела, дети учатся и словесно выражать свои добрые чувства членами семьи.

Особую роль в воспитании нравственных качеств у дошкольников играет детская литература. Для воспитания художественных произведений у детей развивают эмоциональную отзывчивость на содержание литературных произведений, умение правильно оценивать поступки героев. Можно организовать чтение с обязательной беседой по содержанию. Такие беседы позволяют ознакомить детей с элементарными нормами мораль, упражняют их в нравственных поступках, воспитывают у них яркое, эмоциональное отношение к окружающим, учат их словесному выражению сочувствия, сопереживания. Кладовая мировой детской литературы полна разных, интересных, оригинальных произведений, перечитать которые все в детском саду, где планируется еще много образовательных занятий, совершенно невозможно. Но современные программы изобилуют списками рекомендованной для чтения детям литературы. Предоставленные сами себе, педагоги и родители выбирают из предложенных списков книги, либо в соответствии со своим вкусом, либо с наличием их в библиотеке детского сада. Первую группу составляют сочинения для самых маленьких — это пестовый фольклор и потешки. Пестовый фольклор — это колыбельные, приговоры при расчесывании, купании, заболевании ребенка — призван был защищать малыша или помочь ему. Потешки адресованы более старшим детям, они ритмически организованы и не читались, а произносились на распев, как правило, сопровождались какими-либо действиями взрослого — похлопыванием, покачиванием, поглаживанием, подбрасыванием. При этом происходил приятный для ребенка физический контакт с близким взрослым и восстанавливалось эмоциональное равновесие. В этой функции такие игры могут использоваться на протяжении всего периода дошкольного детства, как в условиях детского сада, так и в семье. Вторая группа произведения, способствующие интеллектуальному развитию ребенка: в зависимости от его возраста на первый план выдвигаются совершенно разные задачи. В соответствии с ними в фольклоре для каждой возрастной группы имелись свои произведения. Самым маленьким адресованы так называемые кумулятивные сказки такие, как — "Репка", "Рукавичка", "Теремок", "Колобок", песенки "Где был Иванушка?" и т.п. Многократно слушая их, ребенок прикидывает к тому, что герои появляются в строго определенном порядке. С каждым следующим героем происходит одно и тоже типовое событие, и он занимает свое типовое место в ряду. С появлением следующего героя весь ряд повторяется заново: " Жучка — за внучку, внучка-за бабку, бабка- за дедку, а дедка- за репку...". Идея упорядоченной последовательности чрезвычайно важна для усвоения в последствии абстрактной идеи порядка вообще — в частности, представления о числовой последовательности, числовом ряде. В других сказках — например в сказке "Три медведя" — дети сталкиваются в понятиями о соответствии размеров.

Особая задача при знакомстве детей с литературой — воспитание эстетического вкуса и любви к родной русской речи. К поэтической форме дети привыкают с рождения, слушая колыбельные и другие песни, приобщаясь к рифмованному пестованному и потешному фольклору. В целом выбор произведений полагается осуществлять с учетом интересов конкретных детей. Однако в общем объеме читаемой литературы преимущество должно быть отдано непереводной отечественной словесности.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год