Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Формирование нравственного здоровья дошкольников».
Нравственное воспитание
Автор: Рау Светлана Викторовна Мушникова Ольга Михайовна   
29.05.2022 10:46

«Формирование нравственного здоровья дошкольников».«Формирование нравственного здоровья дошкольников».

С первых минут жизнь каждого человека вплетена в ткань человеческих отношений. Человек не может жить без общения с другими людьми, он никогда не станет человекам, если рядом не будет другого человека.

Развитие личности происходит по двум направлениям: социализации (присвоении общественного опыта) и индивидуализации (развитие самостоятельности в принятии решений и в организации своей деятельности).

Именно на гармонизацию этих двух линий развития ребёнка и направлено образование, реализующее личностно-ориентированный подход.

Под нравственным развитием понимается формирование у детей «нравственной шкалы отношений», с помощью которой он может «измерить» свои и чужие поступки с общечеловеческих позиций добра и зла и не только оценить, но и подчинить своё поведение нравственным нормам. Главными двигателями нормативного поведения становятся не мотивы, основанные на страхе наказания или получения положительного подкрепления, а мотивы бескорыстного доброжелательного отношения к другому, эмпатия, ценность совместной деятельности.

 

Существует ряд методик и игр, использование которых позволит:

  • Повысить культуру межличностного взаимодействия детей в группе и в семье;
  • Повысить общую социальную зрелость детей, снизить их агрессивность, воспитать способы эффективного взаимодействия с людьми;
  • Овладеть навыками регуляции своей импульсивности и агрессивности, что существенно повышает возможности социальной адаптации детей в обществе и является эффективной профилактикой дезадаптированных форм поведения в более старшем возрасте.

Хотим предложить вашему вниманию ряд методических приёмов, занятий, игр, направленных на формирование нравственного здоровья дошкольников.

1 РАЗДЕЛ: Ритуалы в жизни и на занятиях.

Минутки вхождения в день способствуют психическому и личностному росту ребёнка, помогают детям адаптироваться условиям детского сада, лучше чувствовать себя в детском коллективе, развивают навыки социального поведения, способствуют повышению уверенности в себе и развитию самостоятельности.

Выбор темы для начала дня определяется разными обстоятельствами: общим настроением группы, погодой, самочувствием педагога и детей и т.д.

Утреннее приветствие, проводится ежедневно в группе в начале дня. Может включать в себя:

  • текст утренней речёвки
  • пословицы о дружбе
  • правила группы (можно оформить в картинках).

Введение режимных ритуалов сплачивает детей, способствует формированию внимательного отношения детей друг к другу.

Коврик — неделька (для младшего возраста). Используются для закрепления знаний о названии частей суток, умения детей свободно ориентироваться в режимных моментах детского сада, для закрепления названия основных и дополнительных цветов, навыков планирования своей деятельности.

Кубики — неделька (для старшего возраста). Используется для закрепления знаний детей о режимных моментах группы, о последовательности дней недели, для развития речи и памяти детей, с целью научить детей структурировать время.

Использование сонных игрушек способствует снижению тревоги, агрессии и общей невротичности в период адаптации ребёнку к детскому саду, созданию положительной мотивации на режимный момент сна, улучшению эмоционального фона и развитию чувства уверенности. С «сонными игрушками» дети спокойнее готовятся ко сну, быстрее засыпают. Лучше всего использовать мягкие игрушку различных размеров.

Самомассаж и взаимомассаж помогает не только укрепить физическое здоровье детей, но и снизить раздражительность и агрессию.

Можно использовать:

  • Разогревающий массаж (поглаживание, растирание и похлопывание).
  • Парный массаж.
  • Точечный массаж рук и тела.

2 РАЗДЕЛ: Счастье — это когда тебя понимают.

Приведённые в данном разделе методики направлены на развитие, осознание своих желаний, эмоций; повышение интереса и уважения к себе, к своей семье; развитие понимания неоднородности социального мира (у каждого свои желания, настроения, поступки), принятие себя и окружающих детей и взрослых; повышение самооценки, формирование адекватных притязаний.

  1. Доска настроения.
  2. Доска желаний.
  3. Дневник дошкольника.

Содержание альбома:

Это Я. Мой рост и вес.

Моя семья. Чего я боюсь.

Дом, в котором я живу. Чему я радуюсь.

Мои друзья. Моя мечта.

Моя неделя. Мои достижения

День рождения Праздники.

Когда я был маленьким. Время года.

Домашний любимец Выходные дни

4. Коробочка добрых дел.

Цель: научить чуткому, доброжелательному отношению к товарищам; побудить детей к нравственным поступкам; воспитать чувство уважения к людям: доброжелательность, желание совершать добрые поступки.

3 РАЗДЕЛ: Хорошо — когда рядом друг.

Этот раздел посвящен:

  • Осознанию правил поведения в социуме и потребности невыполнения.
  • Формированию взаимодействия дошкольника с детьми и с взрослыми.
  • Обучению навыкам сотрудничества.
  • Формированию позитивных детско-родительских отношений.

Ребёнок — ребенок.

Предлагаем провести нравственные занятия с детьми на темы:

  • «Коллективная работа по изготовлению вымпела группы».
  • «О дружбе».
  • «Мы всё знаем и умеем».
  • «Индивидуальная выставка рисунков каждого ребенка».
  • «Что такое хорошо, и что такое плохо».

Объединяющие игры с воспитателем.

«Клубочек». «Ловушка».

«Угадай-ка».

«Виноградная гроздь».

«Весёлые шарики».

«Художники»

«Пугало». «Спасатели» и др.

Совместные детско-родительские занятия.

Психологическая гостиная включает в себя работу с родителями: беседы, обучающие семинары, консультации, анкетирование.

Для достижения положительных результатов очень важно использовать предложенные методики во взаимосвязи, как единое целое.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 11 (327) выйдет
31 марта 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год
Скачать Номер 47 (316) за 2023 год
Скачать Номер 46 (315) за 2023 год