Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Проект «Поделись добром» (внедрение эффективных технологий социализации «Дети-волонтеры», «Социальная акция»)
Нравственное воспитание
Автор: Суханова Екатерина Андреевна   
16.11.2023 05:57

Проект «Поделись добром» (внедрение эффективных технологий социализации «Дети-волонтеры», «Социальная акция»)Проект «Поделись добром» (внедрение эффективных технологий социализации «Дети-волонтеры», «Социальная акция»)

Методическая разработка

Подготовила и провела: Воспитатель: Суханова Екатерина Андреевна Москва — 2023

Мы все, и каждый из нас живем в обществе и постоянно взаимодействуем с другими людьми. Эта тема — взаимодействие людей в обществе — стала особенно острой в наш цифровой век, век гаджетов и компьютерных технологий. Современные дети живут и развиваются в совершенно новых условиях: дефицит живого человеческого общения, чрезмерная занятость родителей, разрыв поколений, изолированность ребенка в семье, отсутствие дворовых игр со сверстниками и многое другое негативно влияют на выстраивание здоровых отношений ребенка и общества, то есть на его социализацию.

Что такое социализация? Это процесс вхождения человека в общество, приобщение его к общественным нормам, процесс усвоения индивидуальных образцов поведения, установок, социальных норм и ценностей, и процесс этот начинается чуть ли не с первых дней жизни ребенка и продолжается потом всю его жизнь.

 

скачать конспект

Поэтому одной из главных и актуальных задач дошкольного образования является создание в ДОУ благоприятной среды для всестороннего развития ребенка, развития его духовно-нравственных качеств и, в конечном итоге — его социализации.

Лучшие педагоги работает над этими задачами, следствием чего стало создание авторских современных технологий социализации дошкольника в условиях образовательного комплекса, основная цель которых — развитие у ребенка саморегуляции поведения и освоение им социальных ролей и нравственных позиций.

В нашем дошкольном учреждении эта задача реализуется в рамках проекта «Поделись добром» на основе технологии «Дети-волонтеры», предложенной Н.П Гришаевой.

Автор считает, что главной целью технологии «Дети — волонтёры», то есть развития дошкольного волонтерского движения в ДОУ, должна стать организация и развитие волонтёрского движения через объединение активных, творческих педагогов, заинтересованных родителей и детей старшего дошкольного возраста и их участие в добровольческих мероприятиях. Именно таким образом — через вовлечение неравнодушных взрослых и детей— и началось у нас в саду волонтерское движение.

Мы считаем, что детей с малых лет необходимо учить доброте, отзывчивости, вниманию к трудностям других, оказанию помощи нуждающимся — всему тому, что нынче описывается словом «волонтёрство», при этом само это понятие мы стали использовать с прошлого года. Как раз в дошкольном возрасте дети начинают понимать значение слова «помощь».

Мы считаем, что волонтерство — очень полезная и нужная деятельность для детей. У них развивается уверенность в себе, ребята начинают чувствовать себя нужными и ценными для других людей. Они становятся инициативными и самостоятельными в выборе способов проявления своих интересов, что является одним из направлений ФГОС.

Мы взяли за основу, предложенные Н.П. Гришаевой задачи педагогической технологии «Дети—волонтеры». Они следующие:

  1. развитие навыков общения в разновозрастном коллективе;
  2. развитие самостоятельности и ответственности, прежде всего у младших детей;
  3. создание такой ситуации развития, при которой формирование игровой деятельности и передача игрового опыта происходит в естественной среде, а не по показу и рассказу воспитателя.

Цель технологии: внедрить волонтерскую практику в деятельность детского сада, направленную на развитие духовно-нравственной личности дошкольников, формировать у воспитанников высокое патриотическое сознание.

Внедрение данной технологии в нашем детском саду проходило поэтапно:

Первый этап — Подготовительный.

На данном этапе воспитателем в группе была проведена беседа по темам: «Кто такие волонтеры», «Кому можно и нужно помогать» с использованием наглядности в виде картинок, а также по результатам беседы с детьми была проведена игра-викторина с использованием интерактивной доски.

Второй этап — Организационный:

На данном этапе в группах были оформлены «Уголки волонтеров».

Были изготовлены символы и атрибуты волонтерского движения «Поделись добром»;

А) Эмблема и девиз волонтерского движения.

Б) Значки волонтерского движения.

В)Копилка добрых дел.

Совместно с детьми были разработаны правила волонтерского движения, которые вошли в книгу «Устав волонтеров» иллюстрированную рисунками детей. Книга волонтеров с правилами была размещена в волонтерском уголке.

Правила волонтеров.

  1. Будь добрым и отзывчивым и делись с другими добром, улыбкой и хорошим настроением
  2. Будь вежливым, здоровайся первым.
  3. Будь примером для младших
  4. Помогай старшим, заботься о пожилых
  5. Помни, что планета наш общий дом и береги природу.
  6. Поддерживай порядок в детском саду, бережно относись к игрушкам.
  7. Научи тому, что умеешь сам.
  8. Не будь равнодушным к проблемам других людей.
  9. Начатое дела доводи до конца, ставь перед собой цели и будь настойчив в их достижении.

Девиз волонтеров

Не будь равнодушным к чужим нуждам.

Не будь безучастным к чужим несчастьям.

Третий этап — Практический

На третьем этапе происходит подготовка и проведение просветительско-профилактических мероприятий, привлечение общественности родительского и педагогического контингента к поддержке развития волонтерского движения в нашем детском саду «Сказка».

Краткое описание мероприятий, проведенных в рамках проекта «Поделись добром» при реализации технологии «Дети-волонтеры»:

1. Досуг «Секреты здоровья»

Цель: формирование у детей представлений о здоровом образе жизни.

Дети старшего возраста познакомили младших с секретами здоровья: учили детей ходить по массажным дорожкам, делали вместе зарядку, играли в дидактическую игру «Здоровый и больной зубик», прививали навыки закаливания, воспитывали интерес к предметам личной гигиены.

2. День пожилого человека.

Цель: расширить представление детей о возрасте и возрастных особенностях пожилого человека, формировать у детей эмоционально-положительное восприятия пожилых людей, развить социально-верное поведения детей, уважение к старшим, способности к сопереживанию, прививать понятие оказание помощи пожилым людям.

В рамках Дня пожилого человека был подготовлен и проведен концерт для бабушек и дедушек наших воспитанников. Дети-волонтеры также самостоятельно накрывали столы с угощениями в актовом зале и дарили поделки, сделанные своими руками.

3. Неделя театра. Постановка и показ спектакля «Драчуном быть плохо» для детей из младшей группы.

Цель: на примере героев сказки научить младших правилам поведения в детском саду, передать накопленный опыт общения со сверстниками.

Перед спектаклем дети — волонтеры провели предварительную работу: выпустила афишу, изготовили декорации для спектакля, билеты, заучивали текст своих героев, всю неделю проходили репетиции. Ребята нанесли визит в младшую группу и пригласили малышей на просмотр спектакля. Постановка имела огромный успех и повторно спектакль был показан родителям в режиме онлайн.

4. Дни дружбы – играем вместе. Совместная интерактивная игра «Все профессии хороши».

Цель игры: расширение и закрепление представлений о всевозможных профессиях, их особенностях и важности для общества, обучение детей брать на себя различные роли и передавать свой накопленный опыт по этой теме малышам.

Дети- волонтеры, переодевшись в костюмы представителей разных профессий пришли к малышам в группу. Прошла совместная интерактивная игра «Все профессии хороши» Дети-волонтеры загадывали загадки малышам о профессиях, о том какие атрибуты и предметы используются по данной теме.

В процессе игры было создано несколько проблемных ситуаций: правила поведения в больнице, парикмахерской. Дети – волонтеры делились накопленным опытом в игровой деятельности.

5. «Дни дружбы — играем вместе»

Совместные интерактивная игра — «Помоги бабушке»

Цель: сформировать доверительные отношения между детьми, учить их совместному взаимодействию, учить быть отзывчивыми и оказывать помощь тем, кто в ней нуждается, учить уважать старших.

Игра прошла в группе, которая была разделена на зоны ответственности: Бабушкин дом, бабушкин огород, бабушкина ферма.

Дети-волонтеры пытались выполнить полученные от бабушки задания: прибрать вещи в доме, подмести комнату, развесить постиранное белье, собрать урожай овощей, разложить овощи и фрукты в разные корзины, накормить домашних животных, живущих на ферме.

6. Следим за комнатными растениями.

Цель: познакомить детей с комнатными растениями, научится ухаживать за ними (поливать, рыхлить, обрезать сухие листочки), развивать интерес к окружающему миру, к уходу за цветами. Воспитывать любовь ко всему живому.

На протяжении недели дети-волонтеры ухаживали за растениями, которые растут в детском саду. Осуществляли полив, рыхление земли. Отгадывали загадки и играли в дидактические игры (лото) по теме «цветы».

7. Социальная акция «Птицы-наши друзья».

Цель: воспитать у детей заботливое отношение и желание помочь птицам в трудных зимних условиях, расширить знания детей о способах изготовления кормушек.

В процесс изготовления кормушек для птиц были привлечены семьи воспитанников, кормушки изготавливались в домашних условиях из различного материала (дерева, пластиковых бутылок и т.д). Предварительная работы проходила в виде беседы о зимующих птицах, об их повадках, о том каким кормом они питаются, что для них может сделать человек. В итоге дети-волонтеры вместе с воспитателями развешивали кормушки на территории детского сада, наполняли их кормами и периодически следят за тем, чтобы кормушки не пустовали. Все эти действия воспитывают у детей чувство ответственности и добросовестного отношения к возложенной на них задаче.

8. Социальная акция — Благотворительная ярмарка (сбор средств для благотворительного фонда «Дом с маяком»)

Цель:

формирование у детей правильной гражданской позиции, пропаганда положительных традиций, доброжелательных отношений в обществе, сплочение коллектива воспитанников, родителей и педагогов, раскрытие творческого потенциала семьи.

Дети-волонтеры совместно с родителями приняли участие в ежегодной благотворительной ярмарке, проходящей в нашем образовательном комплексе по сбору средств для благотворительного фонда «Дом с маяком».

Каждая семья приготовила сладкие угощения и поделки своими руками, которые выставлялись на продажу на благотворительной ярмарке. Все участники проявили свое мастерство, умения, креативность и творческую активность. С большим энтузиазмом они подошли к возложенной на них задаче, была проведена большая предварительная работа. Дети-волонтеры самостоятельно украшали и оформляли, выделенное для группы место на ярмарке, взяли на себя роли продавцов.

9. Творческая деятельность: «Украшение елочки, Бусы на елочку».

Цель: приобщить воспитанников к украшению группы и детского сада к празднованию Нового года, раскрыть возможности и творческие способности детей через разнообразные виды деятельности, воспитывать у детей отзывчивость, доброту; вызвать приятные воспоминания, связанные с новогодним праздником; вызвать желание участвовать в подготовке к празднику.

Дети-волонтеры очень ответственно отнеслись к возложенной на них задаче. Они мастерили поделки своими руками для того, чтобы украсить холл детского сада и на занятиях по творческой деятельности изготовили бумажные гирлянды, бусы и игрушки из бросового материала для украшения групповой елочки в младшей группе. Когда игрушки были готовы дети-волонтеры пришли к малышам, прочитали им новогодние стихотворения и совместными усилиями нарядили елочку для группы, а сотрудникам детского сада подарили новогодние открытки, сделанные своими рукам.

10. «День вежливости и улыбок»

Цель: создать социальную ситуацию и условия для формирования у детей понятия и понимания доброты, как основы взаимоотношений между людьми; способствовать умению дарить людям добро и красоту мира друг другу и понимать, как приятно радоваться от происходящего.

В этот день была организована экскурсия по детскому сада, дети-волонтеры навещали группы, здоровались друг с другом, произносили теплые приветливые слова, дарили улыбки и поднимали друг другу настроение и раздавали угощения.

Также была проведена предварительная работа по итогам которой были выпущены плакаты «Подари улыбку другу».

11. Социальная акция «Поможем животным» (помощь животным из приюта «Друг»)

Цель: формирование духовно-нравственной качеств развитие личности ребенка на основе воспитания гуманного, ответственного, заботливого отношения к животным.

На протяжении месяца дети-волонтеры собирали корма, шампуни, наполнители для лотков и другие необходимые предметы для нужд приюта «Друг». Также ребята на протяжении этого времени подготовили небольшие выступления, на которых рассказывали истории о своих домашних питомцах, рисовали их, делились своими советами по содержанию и уходу за домашними животными. Результатом этой акции были теплые слова благодарности от сотрудников приюта, благодарственное письмо и, конечно, непередаваемое чувство радости, полученное от общения с животными.

12. Неделя зимних забав (совместное изготовление с малышами снежных скульптур)

Цель: научить детей составлять коллективную композицию при лепке скульптур из снега, развивать творческий потенциал и способности работать с незнакомым материалом.

На территории участка дети всех групп слепили снежные скульптуры и раскрасили гуашью. Было увлекательно, познавательно и интересно.

13. Изготовление генеалогического древо в рамках недели «Моя семья — мое богатство».

Цель: систематизировать знания детей о семье и их традициях, повторить членов семьи, воспитывать любовь и уважение к родным.

В течении недели дети в группе проводилось много бесед на тему: «Семья», читали много художественной литературы. Каждый ребёнок вместе с родителями создал свое генеалогическое древо и познакомился со всеми членами семьи.

14. Домашняя Типография (Изготовление книжек малюток)

Цель: познакомить с творчеством С. Михалкова, приобщать детей к чтению, формировать у детей интереса к детской книге через познавательную и творческую деятельность, воспитать любовь и бережное отношение к книге.

Дети-волонтёры под руководством воспитателя смастерили книжку-малютку по произведениям С. Михалкова и самостоятельно оформили книжную выставку в детском саду на которую были приглашены ребята из других групп. Из детей -волонтеров были выбраны два экскурсовода, которые рассказа остальным про творчество С. Михалкова.

15. Театральная неделя «Широкая масленица»

Цель: воспитать интерес у детей к традициям и обычаям русского народа, воспитать любовь к народным песням, играм, забавам.

Дети-волонтеры под руководством воспитателя изготовили традиционных лоскутных куколок для ребят из младшей группы, которых они вручили после проведения совместных масленичных игр и хороводов. Также было проведено совместное чаепитие с блинами и настоящим русским самоваром.

16. Дни дружбы — играем вместе. Интерактивная игра «Космическое путешествие»

Цель: создать игровую ситуацию, направленную на совместное взаимодействие детей разных возрастов; вызвать заинтересованность и мотивации к решению общих задач.

Игра проходила на всех этажах детского сада, которые были декорированы под планеты из разных галактик. Основная задача, которая была поставлена перед детьми — добыть эликсир здоровья (лекарство от коронавируса) и доставить его на Землю. Дети были разделены на астронавтов и инопланетян. Космические экипажи были сформированы из детей разных возрастных групп. Дети -волонтеры из старших групп передавали малышам свой опыт в решении различных задач и нахождении выхода из трудных ситуаций. В процессе предварительной работы были подготовлены костюмы для создания яркой колоритной атмосферы интерактивной игры.

17. Социально — патриотический проект «Подарок ветерану»

Цель: познакомить детей с праздником 9 Мая, учить создавать для ветеранов памятные подарки своими руками, воспитывать уважение и патриотические чувства у детей через общение с ветеранами.

Перед этой акцией воспитателем в группе была проведена предварительная беседа с детьми о том, кто такие ветераны, какую роль он сыграли в истории нашей страны, почему мы должны им помогать и заботиться о них

В данной акции приняли участие не только наши воспитанники, но и их родители

Родители купили сладкие угощения, а ребята под руководством воспитателя сделали открытки для ветеранов и приняли участие в упаковке подарков, которые были доставлены в ДК Капотня, и уже оттуда взрослые волонтёры ходили по домам и раздавали подарки ветеранам.

18. Социальная акция «Свеча памяти»

Цель: Сохранение исторической памяти о Великой Победе нашего народа в ВОВ, обеспечение преемственности поколений и поддержание традиций, сохранение исторической достоверности роли нашего отечества в освобождении народов Европы от фашизма.

В преддверии дня Победы во всем образовательном комплексе и, в частности, в нашем детском саду прошла социальная акция «Свеча памяти». Наши дети-волонтеры вместе с своими родителями и сотрудниками детского сада подготовили и провели праздничный концерт для ветеранов ВОВ. Перед концертом состоялся патриотический митинг с чтением стихов и возложением цветов к памятнику танка, который находится во дворе школы нашего комплекса.

Также был смонтирован праздничный видеофильм с роликами выступлений семей наших воспитанников. Каждая семья внесла свою посильную лепту для сохранения памяти о великом подвиге простого советского солдата.

Анализируя опыт работы по внедрению эффективной технологии социализации «Дети волонтеры» в нашем детском саду «Сказка» мы пришли к выводу, что ребята волонтерского движения стали более открытыми, общительными, легко вступают в контакт, научились работать в команде, совместно решать разные задачи, ответственно подходить к возложенным на них поручениям.

Мы считаем, что главный ресурс технологии «волонтерства» — это создание оптимальной социальной ситуации развития дошкольника, при которой проходит передача опыта от старших к младшим дошкольникам и развитие инициативы и самостоятельности в естественной среде.

Список литературы:

  1. Чижмакова, В. И. Технология «Дети – волонтеры» как средство эффективной социализации дошкольников / В. И. Чижмакова, Н. А. Кудряшова, С. Б. Костина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 46. 2 (232. 2). — С. 106-111. — URL:
  2. Гришаева Н.П. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации. Методическое пособие. – М.: Издательство Вентана-Граф, 2015. – 184 с.
  3. Социализация детей в дошкольном возрасте: учебное пособие для вузов/ С.А. Козлова [и др.; под научной редакцией С.А. Козловой. — 2-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 195с. — (Высшее образование)
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год