Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Проект «Поделись добром» (внедрение эффективных технологий социализации «Дети-волонтеры», «Социальная акция»)
Нравственное воспитание
Автор: Суханова Екатерина Андреевна   
16.11.2023 05:57

Проект «Поделись добром» (внедрение эффективных технологий социализации «Дети-волонтеры», «Социальная акция»)Проект «Поделись добром» (внедрение эффективных технологий социализации «Дети-волонтеры», «Социальная акция»)

Методическая разработка

Подготовила и провела: Воспитатель: Суханова Екатерина Андреевна Москва — 2023

Мы все, и каждый из нас живем в обществе и постоянно взаимодействуем с другими людьми. Эта тема — взаимодействие людей в обществе — стала особенно острой в наш цифровой век, век гаджетов и компьютерных технологий. Современные дети живут и развиваются в совершенно новых условиях: дефицит живого человеческого общения, чрезмерная занятость родителей, разрыв поколений, изолированность ребенка в семье, отсутствие дворовых игр со сверстниками и многое другое негативно влияют на выстраивание здоровых отношений ребенка и общества, то есть на его социализацию.

Что такое социализация? Это процесс вхождения человека в общество, приобщение его к общественным нормам, процесс усвоения индивидуальных образцов поведения, установок, социальных норм и ценностей, и процесс этот начинается чуть ли не с первых дней жизни ребенка и продолжается потом всю его жизнь.

 

скачать конспект

Поэтому одной из главных и актуальных задач дошкольного образования является создание в ДОУ благоприятной среды для всестороннего развития ребенка, развития его духовно-нравственных качеств и, в конечном итоге — его социализации.

Лучшие педагоги работает над этими задачами, следствием чего стало создание авторских современных технологий социализации дошкольника в условиях образовательного комплекса, основная цель которых — развитие у ребенка саморегуляции поведения и освоение им социальных ролей и нравственных позиций.

В нашем дошкольном учреждении эта задача реализуется в рамках проекта «Поделись добром» на основе технологии «Дети-волонтеры», предложенной Н.П Гришаевой.

Автор считает, что главной целью технологии «Дети — волонтёры», то есть развития дошкольного волонтерского движения в ДОУ, должна стать организация и развитие волонтёрского движения через объединение активных, творческих педагогов, заинтересованных родителей и детей старшего дошкольного возраста и их участие в добровольческих мероприятиях. Именно таким образом — через вовлечение неравнодушных взрослых и детей— и началось у нас в саду волонтерское движение.

Мы считаем, что детей с малых лет необходимо учить доброте, отзывчивости, вниманию к трудностям других, оказанию помощи нуждающимся — всему тому, что нынче описывается словом «волонтёрство», при этом само это понятие мы стали использовать с прошлого года. Как раз в дошкольном возрасте дети начинают понимать значение слова «помощь».

Мы считаем, что волонтерство — очень полезная и нужная деятельность для детей. У них развивается уверенность в себе, ребята начинают чувствовать себя нужными и ценными для других людей. Они становятся инициативными и самостоятельными в выборе способов проявления своих интересов, что является одним из направлений ФГОС.

Мы взяли за основу, предложенные Н.П. Гришаевой задачи педагогической технологии «Дети—волонтеры». Они следующие:

  1. развитие навыков общения в разновозрастном коллективе;
  2. развитие самостоятельности и ответственности, прежде всего у младших детей;
  3. создание такой ситуации развития, при которой формирование игровой деятельности и передача игрового опыта происходит в естественной среде, а не по показу и рассказу воспитателя.

Цель технологии: внедрить волонтерскую практику в деятельность детского сада, направленную на развитие духовно-нравственной личности дошкольников, формировать у воспитанников высокое патриотическое сознание.

Внедрение данной технологии в нашем детском саду проходило поэтапно:

Первый этап — Подготовительный.

На данном этапе воспитателем в группе была проведена беседа по темам: «Кто такие волонтеры», «Кому можно и нужно помогать» с использованием наглядности в виде картинок, а также по результатам беседы с детьми была проведена игра-викторина с использованием интерактивной доски.

Второй этап — Организационный:

На данном этапе в группах были оформлены «Уголки волонтеров».

Были изготовлены символы и атрибуты волонтерского движения «Поделись добром»;

А) Эмблема и девиз волонтерского движения.

Б) Значки волонтерского движения.

В)Копилка добрых дел.

Совместно с детьми были разработаны правила волонтерского движения, которые вошли в книгу «Устав волонтеров» иллюстрированную рисунками детей. Книга волонтеров с правилами была размещена в волонтерском уголке.

Правила волонтеров.

  1. Будь добрым и отзывчивым и делись с другими добром, улыбкой и хорошим настроением
  2. Будь вежливым, здоровайся первым.
  3. Будь примером для младших
  4. Помогай старшим, заботься о пожилых
  5. Помни, что планета наш общий дом и береги природу.
  6. Поддерживай порядок в детском саду, бережно относись к игрушкам.
  7. Научи тому, что умеешь сам.
  8. Не будь равнодушным к проблемам других людей.
  9. Начатое дела доводи до конца, ставь перед собой цели и будь настойчив в их достижении.

Девиз волонтеров

Не будь равнодушным к чужим нуждам.

Не будь безучастным к чужим несчастьям.

Третий этап — Практический

На третьем этапе происходит подготовка и проведение просветительско-профилактических мероприятий, привлечение общественности родительского и педагогического контингента к поддержке развития волонтерского движения в нашем детском саду «Сказка».

Краткое описание мероприятий, проведенных в рамках проекта «Поделись добром» при реализации технологии «Дети-волонтеры»:

1. Досуг «Секреты здоровья»

Цель: формирование у детей представлений о здоровом образе жизни.

Дети старшего возраста познакомили младших с секретами здоровья: учили детей ходить по массажным дорожкам, делали вместе зарядку, играли в дидактическую игру «Здоровый и больной зубик», прививали навыки закаливания, воспитывали интерес к предметам личной гигиены.

2. День пожилого человека.

Цель: расширить представление детей о возрасте и возрастных особенностях пожилого человека, формировать у детей эмоционально-положительное восприятия пожилых людей, развить социально-верное поведения детей, уважение к старшим, способности к сопереживанию, прививать понятие оказание помощи пожилым людям.

В рамках Дня пожилого человека был подготовлен и проведен концерт для бабушек и дедушек наших воспитанников. Дети-волонтеры также самостоятельно накрывали столы с угощениями в актовом зале и дарили поделки, сделанные своими руками.

3. Неделя театра. Постановка и показ спектакля «Драчуном быть плохо» для детей из младшей группы.

Цель: на примере героев сказки научить младших правилам поведения в детском саду, передать накопленный опыт общения со сверстниками.

Перед спектаклем дети — волонтеры провели предварительную работу: выпустила афишу, изготовили декорации для спектакля, билеты, заучивали текст своих героев, всю неделю проходили репетиции. Ребята нанесли визит в младшую группу и пригласили малышей на просмотр спектакля. Постановка имела огромный успех и повторно спектакль был показан родителям в режиме онлайн.

4. Дни дружбы – играем вместе. Совместная интерактивная игра «Все профессии хороши».

Цель игры: расширение и закрепление представлений о всевозможных профессиях, их особенностях и важности для общества, обучение детей брать на себя различные роли и передавать свой накопленный опыт по этой теме малышам.

Дети- волонтеры, переодевшись в костюмы представителей разных профессий пришли к малышам в группу. Прошла совместная интерактивная игра «Все профессии хороши» Дети-волонтеры загадывали загадки малышам о профессиях, о том какие атрибуты и предметы используются по данной теме.

В процессе игры было создано несколько проблемных ситуаций: правила поведения в больнице, парикмахерской. Дети – волонтеры делились накопленным опытом в игровой деятельности.

5. «Дни дружбы — играем вместе»

Совместные интерактивная игра — «Помоги бабушке»

Цель: сформировать доверительные отношения между детьми, учить их совместному взаимодействию, учить быть отзывчивыми и оказывать помощь тем, кто в ней нуждается, учить уважать старших.

Игра прошла в группе, которая была разделена на зоны ответственности: Бабушкин дом, бабушкин огород, бабушкина ферма.

Дети-волонтеры пытались выполнить полученные от бабушки задания: прибрать вещи в доме, подмести комнату, развесить постиранное белье, собрать урожай овощей, разложить овощи и фрукты в разные корзины, накормить домашних животных, живущих на ферме.

6. Следим за комнатными растениями.

Цель: познакомить детей с комнатными растениями, научится ухаживать за ними (поливать, рыхлить, обрезать сухие листочки), развивать интерес к окружающему миру, к уходу за цветами. Воспитывать любовь ко всему живому.

На протяжении недели дети-волонтеры ухаживали за растениями, которые растут в детском саду. Осуществляли полив, рыхление земли. Отгадывали загадки и играли в дидактические игры (лото) по теме «цветы».

7. Социальная акция «Птицы-наши друзья».

Цель: воспитать у детей заботливое отношение и желание помочь птицам в трудных зимних условиях, расширить знания детей о способах изготовления кормушек.

В процесс изготовления кормушек для птиц были привлечены семьи воспитанников, кормушки изготавливались в домашних условиях из различного материала (дерева, пластиковых бутылок и т.д). Предварительная работы проходила в виде беседы о зимующих птицах, об их повадках, о том каким кормом они питаются, что для них может сделать человек. В итоге дети-волонтеры вместе с воспитателями развешивали кормушки на территории детского сада, наполняли их кормами и периодически следят за тем, чтобы кормушки не пустовали. Все эти действия воспитывают у детей чувство ответственности и добросовестного отношения к возложенной на них задаче.

8. Социальная акция — Благотворительная ярмарка (сбор средств для благотворительного фонда «Дом с маяком»)

Цель:

формирование у детей правильной гражданской позиции, пропаганда положительных традиций, доброжелательных отношений в обществе, сплочение коллектива воспитанников, родителей и педагогов, раскрытие творческого потенциала семьи.

Дети-волонтеры совместно с родителями приняли участие в ежегодной благотворительной ярмарке, проходящей в нашем образовательном комплексе по сбору средств для благотворительного фонда «Дом с маяком».

Каждая семья приготовила сладкие угощения и поделки своими руками, которые выставлялись на продажу на благотворительной ярмарке. Все участники проявили свое мастерство, умения, креативность и творческую активность. С большим энтузиазмом они подошли к возложенной на них задаче, была проведена большая предварительная работа. Дети-волонтеры самостоятельно украшали и оформляли, выделенное для группы место на ярмарке, взяли на себя роли продавцов.

9. Творческая деятельность: «Украшение елочки, Бусы на елочку».

Цель: приобщить воспитанников к украшению группы и детского сада к празднованию Нового года, раскрыть возможности и творческие способности детей через разнообразные виды деятельности, воспитывать у детей отзывчивость, доброту; вызвать приятные воспоминания, связанные с новогодним праздником; вызвать желание участвовать в подготовке к празднику.

Дети-волонтеры очень ответственно отнеслись к возложенной на них задаче. Они мастерили поделки своими руками для того, чтобы украсить холл детского сада и на занятиях по творческой деятельности изготовили бумажные гирлянды, бусы и игрушки из бросового материала для украшения групповой елочки в младшей группе. Когда игрушки были готовы дети-волонтеры пришли к малышам, прочитали им новогодние стихотворения и совместными усилиями нарядили елочку для группы, а сотрудникам детского сада подарили новогодние открытки, сделанные своими рукам.

10. «День вежливости и улыбок»

Цель: создать социальную ситуацию и условия для формирования у детей понятия и понимания доброты, как основы взаимоотношений между людьми; способствовать умению дарить людям добро и красоту мира друг другу и понимать, как приятно радоваться от происходящего.

В этот день была организована экскурсия по детскому сада, дети-волонтеры навещали группы, здоровались друг с другом, произносили теплые приветливые слова, дарили улыбки и поднимали друг другу настроение и раздавали угощения.

Также была проведена предварительная работа по итогам которой были выпущены плакаты «Подари улыбку другу».

11. Социальная акция «Поможем животным» (помощь животным из приюта «Друг»)

Цель: формирование духовно-нравственной качеств развитие личности ребенка на основе воспитания гуманного, ответственного, заботливого отношения к животным.

На протяжении месяца дети-волонтеры собирали корма, шампуни, наполнители для лотков и другие необходимые предметы для нужд приюта «Друг». Также ребята на протяжении этого времени подготовили небольшие выступления, на которых рассказывали истории о своих домашних питомцах, рисовали их, делились своими советами по содержанию и уходу за домашними животными. Результатом этой акции были теплые слова благодарности от сотрудников приюта, благодарственное письмо и, конечно, непередаваемое чувство радости, полученное от общения с животными.

12. Неделя зимних забав (совместное изготовление с малышами снежных скульптур)

Цель: научить детей составлять коллективную композицию при лепке скульптур из снега, развивать творческий потенциал и способности работать с незнакомым материалом.

На территории участка дети всех групп слепили снежные скульптуры и раскрасили гуашью. Было увлекательно, познавательно и интересно.

13. Изготовление генеалогического древо в рамках недели «Моя семья — мое богатство».

Цель: систематизировать знания детей о семье и их традициях, повторить членов семьи, воспитывать любовь и уважение к родным.

В течении недели дети в группе проводилось много бесед на тему: «Семья», читали много художественной литературы. Каждый ребёнок вместе с родителями создал свое генеалогическое древо и познакомился со всеми членами семьи.

14. Домашняя Типография (Изготовление книжек малюток)

Цель: познакомить с творчеством С. Михалкова, приобщать детей к чтению, формировать у детей интереса к детской книге через познавательную и творческую деятельность, воспитать любовь и бережное отношение к книге.

Дети-волонтёры под руководством воспитателя смастерили книжку-малютку по произведениям С. Михалкова и самостоятельно оформили книжную выставку в детском саду на которую были приглашены ребята из других групп. Из детей -волонтеров были выбраны два экскурсовода, которые рассказа остальным про творчество С. Михалкова.

15. Театральная неделя «Широкая масленица»

Цель: воспитать интерес у детей к традициям и обычаям русского народа, воспитать любовь к народным песням, играм, забавам.

Дети-волонтеры под руководством воспитателя изготовили традиционных лоскутных куколок для ребят из младшей группы, которых они вручили после проведения совместных масленичных игр и хороводов. Также было проведено совместное чаепитие с блинами и настоящим русским самоваром.

16. Дни дружбы — играем вместе. Интерактивная игра «Космическое путешествие»

Цель: создать игровую ситуацию, направленную на совместное взаимодействие детей разных возрастов; вызвать заинтересованность и мотивации к решению общих задач.

Игра проходила на всех этажах детского сада, которые были декорированы под планеты из разных галактик. Основная задача, которая была поставлена перед детьми — добыть эликсир здоровья (лекарство от коронавируса) и доставить его на Землю. Дети были разделены на астронавтов и инопланетян. Космические экипажи были сформированы из детей разных возрастных групп. Дети -волонтеры из старших групп передавали малышам свой опыт в решении различных задач и нахождении выхода из трудных ситуаций. В процессе предварительной работы были подготовлены костюмы для создания яркой колоритной атмосферы интерактивной игры.

17. Социально — патриотический проект «Подарок ветерану»

Цель: познакомить детей с праздником 9 Мая, учить создавать для ветеранов памятные подарки своими руками, воспитывать уважение и патриотические чувства у детей через общение с ветеранами.

Перед этой акцией воспитателем в группе была проведена предварительная беседа с детьми о том, кто такие ветераны, какую роль он сыграли в истории нашей страны, почему мы должны им помогать и заботиться о них

В данной акции приняли участие не только наши воспитанники, но и их родители

Родители купили сладкие угощения, а ребята под руководством воспитателя сделали открытки для ветеранов и приняли участие в упаковке подарков, которые были доставлены в ДК Капотня, и уже оттуда взрослые волонтёры ходили по домам и раздавали подарки ветеранам.

18. Социальная акция «Свеча памяти»

Цель: Сохранение исторической памяти о Великой Победе нашего народа в ВОВ, обеспечение преемственности поколений и поддержание традиций, сохранение исторической достоверности роли нашего отечества в освобождении народов Европы от фашизма.

В преддверии дня Победы во всем образовательном комплексе и, в частности, в нашем детском саду прошла социальная акция «Свеча памяти». Наши дети-волонтеры вместе с своими родителями и сотрудниками детского сада подготовили и провели праздничный концерт для ветеранов ВОВ. Перед концертом состоялся патриотический митинг с чтением стихов и возложением цветов к памятнику танка, который находится во дворе школы нашего комплекса.

Также был смонтирован праздничный видеофильм с роликами выступлений семей наших воспитанников. Каждая семья внесла свою посильную лепту для сохранения памяти о великом подвиге простого советского солдата.

Анализируя опыт работы по внедрению эффективной технологии социализации «Дети волонтеры» в нашем детском саду «Сказка» мы пришли к выводу, что ребята волонтерского движения стали более открытыми, общительными, легко вступают в контакт, научились работать в команде, совместно решать разные задачи, ответственно подходить к возложенным на них поручениям.

Мы считаем, что главный ресурс технологии «волонтерства» — это создание оптимальной социальной ситуации развития дошкольника, при которой проходит передача опыта от старших к младшим дошкольникам и развитие инициативы и самостоятельности в естественной среде.

Список литературы:

  1. Чижмакова, В. И. Технология «Дети – волонтеры» как средство эффективной социализации дошкольников / В. И. Чижмакова, Н. А. Кудряшова, С. Б. Костина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 46. 2 (232. 2). — С. 106-111. — URL:
  2. Гришаева Н.П. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации. Методическое пособие. – М.: Издательство Вентана-Граф, 2015. – 184 с.
  3. Социализация детей в дошкольном возрасте: учебное пособие для вузов/ С.А. Козлова [и др.; под научной редакцией С.А. Козловой. — 2-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 195с. — (Высшее образование)
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год