Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Методики исследования формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
Нравственное воспитание
Автор: Таценко Екатерина Владимировна   
02.12.2023 06:14

Методики исследования формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.Методики исследования формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.

Таценко Екатерина Владимировна Воспитатель МДОУ «Детский сад № 23 с. Таврово»

Формирование нравственных качеств является одной из важнейших проблем современного общества.

Проблема воспитания нравственных качеств в подрастающем поколении не ослабевают вот уже на протяжении долгого времени, а в современном обществе приобретает особую актуальность из-за изменения приоритетов общественного сознания.

Формирование нравственных качеств личности всегда являлось и является одной из важнейших проблем педагогической науки. Поскольку формирование нравственных качеств – это важная задача нравственного воспитания.

Исходя из актуальности проблемы, в индивидуальной работе с детьми, предлагаем провести разработанные следующие методики исследования:

- беседа с детьми о вежливости, рекомендованная Г.П. Лаврентьевой, с целью выявления представления детей о вежливости.

Диагностическая методика «Беседа о вежливости»

 

Автор Г.П. Лаврентьева

Цель: выяснить знают ли дети вежливые слова, осознают ли их смысл и необходимость употребления.

Методика проведения

Беседа о вежливости с каждым ребенком проводится индивидуально. В ходе беседы детям предлагается ответить на следующие вопросы:

  1. Какого человека называют вежливым?
  2. Знаешь ли ты вежливые слова? Какие?
  3. Какие слова мы говорим утром, когда приходим в детский сад и вечером, когда уходим домой.
  4. Когда мы говорим слова «пожалуйста», «спасибо»?
  5. Если ты кого-то обидел, что нужно сказать?
  6. Назови сказки, стихи, рассказы, в которых рассказывается о вежливости?
  7. Считаешь ли ты себя вежливым? Почему?

Для оценки ответов детей используются следующие критерии:

Высокий уровень: 6-7 баллов.

Средний уровень: 4-5 балла.

Низкий уровень: 0-3 балла.

Каждый правильный ответ ребенка оценивается в один балл.

По общему количеству полученных баллов:

Высокий уровень от 42 до 49 баллов.

Средний уровень: от 28 до 41 балла

Низкий уровень: ниже 28 баллов

- игра «Добрый тот, кто...» (авторы Н.Л. Проколиенко, В.К. Котырло) с целью выявления умения понимания детьми отдельного нравственного качества — доброты.

Игра «Закончи предложение»

Авторы Н.Л. Проколиенко, В.К. Котырло

Цель игры: выявить понимание детьми отдельного нравственного качества — доброты.

Методика проведения: Каждому ребенку предлагается закончить фразу: «Добрый тот, кто…»

Критерии оценки:

Высокий уровень — обобщенные представления о доброте.

Средний уровень – объясняет понятие доброты через конкретные действия.

Низкий уровень – неверное толкование понятия доброты.

- методика «Закончи историю» (модифицированный вариант ситуаций Р.М. Калининой) с целью изучения понимания детьми таких нравственных норм, как доброта, щедрость, злость, жадность, справедливость.

Методика «Закончи историю»

(модифицированный вариант ситуаций Р.М. Калининой)

Цель: изучение понимания детьми старшего дошкольного возраста таких нравственных норм, как доброта — злость, щедрость — жадность, трудолюбие — лень, правдивость — лживость.

Предъявление задания. В индивидуальной беседе с ребенком ему предлагается продолжить каждую из предлагаемых историй, ответить на вопросы ( «Я буду рассказывать тебе истории, а ты их закончи»). После этого ребенку читают по очереди четыре истории (в произвольном порядке).

История 1. У девочки из корзинки на дорогу рассыпались игрушки. Рядом стоял мальчик. Он подошел к девочке и сказал... Что сказал мальчик? Почему? Как поступил мальчик? Почему?

После первой истории ребенку задаются вопросы: «Как ты думаешь, какое настроение было сначала у девочки? Почему? А потом оно изменилось? Почему?»

История 2. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. К ней подошла ее младшая сестра и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Тогда Катя ответила... Что ответила Катя? Почему? Как поступила Катя? Почему?

История 3. Дети строили город. Оля не хотела играть, она стояла рядом и смотрела, как играют другие. К детям подошла воспитательница и сказала: «Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробку. Попросите Олю помочь вам». Тогда Оля ответила... Что ответила Оля? Почему? Как поступила Оля? Почему?

История 4. Петя и Вова играли вместе и сломали красивую дорогую игрушку. Пришел папа и спросил: «Кто сломал игрушку?» Петя ответил... Что ответил Петя? Почему? Как поступил Петя? Почему?

Все ответы детей, по возможности дословно, фиксируются в протоколе.

Обработка результатов.

4 баллов — ребенок не может оценить поступки детей.

5 баллов — ребенок оценивает поведение детей как положительное или отрицательное (правильное или неправильное, хорошее и плохое), но оценку не мотивирует и нравственную норму не формулирует.

6 баллов — ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку.

7 баллов — ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год