Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Организация работы по духовно – нравственному воспитанию детей дошкольного возраста»
Нравственное воспитание
Автор: Смирновская Кристина Владимировна   
25.02.2024 18:47

«Организация работы по духовно – нравственному воспитанию детей дошкольного возраста»«Организация работы по духовно – нравственному воспитанию детей дошкольного возраста»

«Душа каждого человека — зародыш прекрасного цветка, но расцветёт ли она, зависит от духовности воспитания и образования, полученного человеком в семье и детском саду.» В. А. Сухомлинский

Привитие ребёнку нравственных и духовных ценностей — актуальная задача дошкольного образования. Это направление работы педагогов активно развивается, включает всё новые методы развития личностных качеств детей. Потребность активного взаимодействия взрослого и ребёнка с целью сохранения нравственного здоровья диктуется реалиями современной жизни. Ребёнок должен обрести моральные ориентиры в условиях технически и материально насыщенного окружения.

Рождение ребёнка — это очень важный шаг в жизни каждого человека. Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю нашей страны, а значит — и историю мира. Родители дошколят в настоящее время больше всего озабочены тем, как пораньше научить детей считать и писать, для того, чтобы он был успешным учеником, а вопрос о том, каким ребенок вырастет, каким человеком он станет в обычной ситуации часто упускается из виду.

Детство — это период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, нравственные ориентиры, жизнеспособность и целеустремлённость. Дошкольное детство — это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле. Такие духовные качества каждого человека не развиваются спонтанно, а формируются в условиях выраженной родительской любви, когда семья создаёт у ребёнка потребность быть преданным, способность сопереживать и радоваться другим людям, нести ответственность за себя и других, стремление научиться чему-то самому.

 

Скачать конспект

Чувство Родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. И родной дом, и детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками, и родная природа – все это Родина. Ежедневно ребенок совершает множество открытий. И хотя многие его впечатления еще им не осознанны, все начинается с восхищением тем, что видит перед собой маленький человек.

В силу возрастных особенностей, их воспитание целиком зависит от окружающих ребенка взрослых.

Что представляет собой патриотическое воспитание?

Патриотизм – это не значит только любовь к родине. Это гораздо больше. Это – сознание своей неотъемлемости от родины, неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней», — писал А. Н. Толстой.

Дошкольникам, особенно детям старшего возраста, доступно чувство любви к своей семье, родному городу, к родной природе, к своей Родине. Именно это и является началом патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.

Гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из самых важнейших звеньев системы воспитательной работы. Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей тёплой и уютной атмосферы. Каждый день ребёнка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, весёлыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, улице, семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству. Под руководством взрослых у детей постепенно формируются элементы патриотических и гражданственных чувств и общественных отношений.

Это воспитание следует начинать с раннего детства, выглядеть оно должно как систематическая деятельность, направленная на создание патриотического сознания, духовно-нравственного начала, любви к Отечеству и уважению его символики. Проводимое в детском саду нравственно- патриотическое воспитание представляет собой комплекс мероприятий, имеющих гражданскую направленность, которые должны сформировать у ребёнка и его родителей единые ценности.

Особое место в работе детского сада по нравственно- патриотическому воспитанию дошкольников занимает тема Великой отечественной войны. Знакомство детей с историей того страшного, но великого времени, дает возможность ребенку прикоснуться к прошлому своего народа, своей страны. Военные подвиги солдат, детей, женщин дают маленькому дошколенку первые представления о том, что такое героизм, что такое смелость, любовь к Родине, что такое страх, кто такой враг и что такое справедливость.

Работа по духовно – нравственному воспитанию ведется систематически.

Развитие нравственных чувств у ребенка во многом зависит от средств и методов воспитания, от условий, в которых он живет. Условия эти — положение его в семье и в детском саду, в школе, круг его интересов и дел, в которых он участвует. При целенаправленном воспитании чувства ребенка гораздо богаче, разнообразнее и проявляются раньше, чем у детей не получивших правильного воспитания. Выделены методы нравственного воспитания детей: организация практического опыта общественного поведения (метод приучения, показ действительности, пример взрослых или других детей, метод организации деятельности); формирование у детей нравственных представлений, суждений, оценок (беседы, чтение художественных произведений, рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций). И к первой и ко второй группе относится метод убеждения, положительный пример, поощрение и наказание.

Сущность воспитания нравственности заключается в том, чтобы воспитать в ребенке культуру поведения, моральные качества помогают гармоничному развитию и совершенствованию личности. Для того, чтобы добиться поставленной цели, ребенок должен расти и воспитываться в условиях постоянной атмосферы взаимопонимания, любви родителей и педагогов.

Общение с ребенком должно строиться на доверии, на чувстве глубокой любви, уважении его личности, прав. Такой стиль воспитания способствует развитию любого ребенка.

  • мы знакомим детей с архивным материалом: письмами военных лет, орденами
  • проведение тематических утренников и развлечений
  • экскурсии в краеведческий музей, позволяют дошкольникам прикоснуться к истории тех далеких, но незабываемых лет Великой Отечественной войны
  • посещение библиотеки
  • знакомство детей с мемориалом Великой Победы (Книга Памяти, Вечный огонь обелиски героям ВОВ
  • традиционной и ежегодной формой работы стало проведение акции «Цветы Победы»
  • уже традицией стало проведение ежемесячного Часа Духовного просвещения, встречи с духовно служителями, посещение храма.

Ребенок это маленький расточек, и от нас взрослых зависит, каким он вырастит и принесет ли его цвет окружающим радость. Крылатая фраза «Все начинается с детства» — как нельзя больше сочетается с данным вопросом. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дрожание кружев с молодых листьев березы, и родные напевы, и восход солнца, и журчанье весенних ручьев. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

Духовно-нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы.

Старший воспитатель МБДОУ ДС №2 «Ладушки» МО Староминский район Краснодарский край

Смирновская Кристина Владимировна

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год