Первые уроки нравственности для детей раннего возраста. |
Нравственное воспитание | |||
Автор: Гейм Екатерина Владимировна | |||
02.02.2025 16:00 | |||
Давайте сначала посмотрим, что такое нравственность, зачем ее развивать в себе и других. Нра́вственность — моральное качество человека, правила, которыми руководствуется человек в своём выборе. Термин, чаще всего употребляющийся в речи и литературе как синоним морали, иногда — этики. Само слово в русском языке появилось в 1789 году благодаря Словарю Российской Академии и явилось переводом французского термина morale, что означает «мораль, нравственность, нравоучение». Данное понятие объединяет в себе много разных положительных качеств личности: честность, доброту, сострадание, долг, честь, надежность, чуткость, щедрость, верность, иногда религиозность, духовность, патриотизм и др. Нравственность – это качество, которое воспитывается в условиях социума. Человек не рождается уже с готовыми моральными ценностями. Все это ему прививает сначала семья, а потом и остальное окружение в лице воспитателей, учителей, кумиров и др. Основы нравственности закладываются в нас с самого детства. Конечно, такое понятие, как «мораль», «нравственность» еще недоступно ребенку двух — трех лет. Но, тем не менее, уже в этом возрасте ребёнок может ответить на вопрос «что такое хорошо и что такое плохо». Каждый ответственный родитель, а чуть позже и воспитатель старается воспитать в ребёнке такие положительные черты, как честность, доброту, смелость и тд.
Важное качество, которое необходимо сформировать к концу третьего года жизни ребенка – это любовь к родителям, забота о них. Как это сделать? Показывайте малышу на личных примерах, в чем выражается ваша любовь к нему самому, к другим членам семьи, приобщайте к заботе о каждом из них. Часто дети раннего возраста начинают проявлять интерес к другим малышам, например, на прогулке, в магазине, в гостях. Почему так может произойти? Скорее всего, родители в присутствии своего ребёнка по-хорошему отзывались о других детях, говорили о том, как весело и хорошо, когда дети играют вместе, что можно поделиться игрушками. То есть родители начали воспитывать у ребёнка такое нравственное качество, как – доброжелательное отношение к другим детям и людям, желание поделиться своей игрушкой. Конечно, в этом возрасте дети играют еще не вместе, а рядом, но доброжелательное отношение двух — трехлетнего ребёнка к сверстникам — важное нравственное умение, которое родители и воспитатели должны развивать, потому что умение, сотрудничать с другими — обеспечивает малышу эмоциональный комфорт. Взрослым необходимо поддерживать интерес к живой и неживой природе, а также доброжелательное и заботливое отношение к ней. В детском саду или дома с ребенком можно вместе полить цветы, покормить рыбок, накрошить птичкам крошек. Также необходимо рассказывать о том, как надо бережно относиться к природе, например: не ломать ветки, не обижать насекомых, полить засыхающее растение, не наступать на цветы, мусор бросать в мусорное ведро и тд. Чем раньше ребёнок это усвоит, тем бережнее и ответственнее он будет относиться к живой и неживой природе. Также в этом возрасте можно начать приучать ребенка к труду. Ребенок в этом возрасте уже может убрать за собой игрушки, поставить на место книжки, сложить в определенном месте одежду. Всегда поддерживайте инициативу, самостоятельность ребёнка, когда он готов выполнить простое трудовое поручение без вашей помощи. Не надо говорить малышу: «Ой, давай я лучше сама уберу!», «Ты ещё маленький, чтобы, например, пыль протереть». Дайте ребёнку тряпочку, и пусть он вытирает пыль так, как он умеет. Пусть это будет не идеально чисто, зато вы поддержите инициативу и желание трудиться. Как можно воспитать нравственность у детей? Какими способами? Во – первых, личным примером. Показать ребенку на практике, как нужно поступать, т. е. сделать так, чтобы поступки не шли вразрез со словами. Если взрослый пренебрежительно отзывается о бездомных кошках и собаках, бессмысленно рассказывать малышу о сострадании и любви к животным. Во-вторых, дружеский разговор, беседа. Все помнят стихотворение Владимира Маяковского “Что такое хорошо и что такое плохо”. Это наглядный пример того, как взрослый просто и без нравоучений говорит с ребенком на тему различий хороших поступков и плохих. К слову, дети гораздо внимательнее и с большим интересом слушают то, что произносится не как нотация или упрек, а как приятельская беседа, приправленная советами. В-третьих, чтение или проигрывание сказок. В большинстве детских сказок и других произведений есть положительные и отрицательные персонажи, на примере поступков которых малыш может понять, как выглядят нравственные и безнравственные черты. В-четвёртых, игровая деятельность. Игры – самая увлекательная и доходчивая форма усвоения материала. Можно подобрать какие-нибудь групповые развивающие игры, в которых будет возможность понаблюдать за реакциями и поступками других людей и оценить собственные. Нравственность в современном понимании – это совокупность установок и качеств человека, которые определяют его поведение и соответствуют моральному кодексу общества. Воспитывая в ребенке нравственные качества, важно помнить о ценности его собственного мнения и мыслей, что также благоприятным образом будет сказываться на дальнейшем его самовоспитании.
|