«Дидактические игры для ознакомления дошкольников с родным краем». |
Нравственное воспитание | |||
Автор: Камартдинова Фарида Акрамовна | |||
27.05.2025 15:15 | |||
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого — с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Д. С. Лихачев. Актуальность проблемы ознакомления дошкольников с культурно-историческими ценностями родного Оренбургского края обусловлена тем, что развитие и воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, приобщение детей элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, способствует развитию интереса детей к культурно-историческим ценностям родного края. Дошкольный возраст — лучший период для формирования любви к малой Родине.
В последние годы возросло внимание к духовному богатству культурного наследия народа. В этом следует видеть стремление народов к национальному возрождению. Нет ни одного народа, который бы не стремился к сохранению своего национального своеобразия, проявляющегося в родном языке, фольклоре, традициях, искусстве. Сегодня ведущим принципом воспитания дошкольников следует считать воспитание, осуществляемое на корнях национальной традиции. Наследование ценностей родной культуры в дошкольном возрасте -это и есть естественный и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству, к малой Родине. Успех патриотического воспитания наших детей во многом зависит от родителей, от семьи, от той атмосферы, которая царит дома и в детском саду. Многовековая история человечества свидетельствует, что любая цивилизация выдерживала самые суровые испытания, пока были живы традиции, пока не оскудела историческая память. Цель: приобщение детей старшего дошкольного возраста к истории, культуре и традициям родного края посредством дидактических игр. Для достижения поставленной цели мы наметили задачи: 1.Продолжать знакомить с родным краем, его историей, достопримечательностями, народами, проживающими на территории Оренбуржья, памятниками природы. 2. Познакомить с декоративно – прикладным искусством (национальные костюмы, предметы быта, музыкальные инструменты, национальные блюда). 3.Развивать познавательный интерес к изучению родного края. 4. Развивать внимание, воображение, логическое мышление, память. 5. Развивать речевую активность, интонационную выразительность речи. 6.Формировать умение действовать по правилам. 7. Создавать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми. 8. Воспитывать уважение к своей малой Родине, к ее истории, культуре, народности и традициям. 9. Воспитывать в ребенке чувство любви и гордости к тому месту, где он родился и живет. 10. Воспитывать уважения к традиционным ценностям, истории, культуре родного края. В каждом городе, в каждом населенном пункте есть свои региональные особенности, особенности исторического развития, специфические черты культуры и традиций, составляющие тот феномен, который формирует в каждом человеке интерес и привязанность к родному краю. Приобщение к культуре — это процесс, в ходе которого люди учатся и усваивают общепринятые в их родной культуре нормы поведения и манеры. Приобщение к культуре и ценностям родного края играет важную роль в процессе воспитания подрастающего поколения. Специфическими средствами национального (народного) воспитания являются компоненты народной культуры, в которых проявляются дух и традиции народа, его нравы и обычаи, отношение к природе, фольклору, быту, искусству, языку. Педагогическая значимость национального (народного) воспитания определяется социокультурными функциями данного вида воспитания — духовно-нравственным, познавательно-информационным, творческо-преобразовательным освоением этнокультурного наследия. Роль наглядности в беседе трудно переоценить при знакомстве детей с трудом и бытом коренных жителей области. Для обобщения и систематизации знаний детей после бесед и занятий мы используем дидактические игры. Дидактическая игра — универсальный метод закрепления знаний и умений, они позволяют детям в живой непосредственной форме:
В целом мы можем отметить, что дидактические игры обладают большим потенциалом для формирования у детей патриотических основ и расширения представлений о родном городе и крае, его истории, достопримечательностях. Начиная работу по патриотическому воспитанию, педагог должен, прежде всего, сам хорошо знать природные, культурные, социальные и экономические особенности края. Он должен продумать, о чём рассказать детям, особо выделив признаки, характерные только для данной местности, а также доступно показать роль родного города в жизни страны. Дидактическая игра рассматривается нами как одно из средств развития интереса к познанию истории и культуры Оренбуржья у детей старшего дошкольного возраста. Дидактические игры позволяют знакомить детей с родным городом, краем через содержание и игровые задачи; формировать интерес и отношение к нему через игровые действия и содержание игр; способствуют проявлению избирательности в выборе средств выражения отношения к малой родине посредством игровых действий. Дидактическая игра «Как появился Оренбургский пуховый платок». Цель: ознакомление детей с народным промыслом Оренбуржья — Оренбургским пуховым платком. Задачи:
Ход игры: На столе раскладываются карточки – фишки. Задача игроков разложить карточки в том порядке, как создаётся Оренбургский пуховый платок. Затем оценивают правильность этапов создания платка по образцу – подсказке. Дидактическая игра «Город» Цель: закрепление знаний детей о родном городе, названиях улиц, достопримечательностях города. Задачи: 1.Упражнять детей в дополнении целой картинки отдельными предметами в соответствии с совпадением цвета; 2. Закрепить знания детей о родном городе; 3. Воспитывать любовь к малой Родине. Ход игры: Возраст с 4 до 7 лет.
Дидактическая игра «Замочная скважина» Цель: формирование представлений о достопримечательностях города Орска. Развитие памяти, внимания, пространственного мышления; воспитание интереса к родному городу. Задачи:
Ход игры: Играть лучше всего группой в 4- 5 человек. Ведущий прикрывает картинку листом с замочной скважиной и кладет ее перед игроками. Рассматривать картинку можно только через отверстие, постепенно передвигая верхний лист, не поднимая его. Все рассматривают её одновременно, но каждый водит лист в течение минуты. Затем ведущий предлагает, чтобы один из игроков рассказал, что изображено на картинке, остальные исправляют и дополняют его. В заключение игры картинка открывается, и ведущий объявляет победителя, который рассказал наиболее правильно и подробно. Он и сменяет ведущего. Дидактическая игра «Знаешь ли ты?» Цель: закрепление знаний детей об известных людях родного края. Задачи:
Ход игры: Воспитатель показывает портреты, предлагает детям назвать того, кто изображен на портрете и рассказать, чем он знаменит, чем прославил наше Оренбуржье. За каждый правильный ответ игрок получает фишку. Победил тот, у кого больше фишек. Дидактическая игра «Путешествие по городу Орску» Игра состоит из круга (основы), разделенного на 6 секторов, конверты с загадками, кубик, распечатанные иллюстрации с достопримечательностями г. Орска. Цель: закрепление знаний детей о родном городе, его достопримечательностях. Задачи: 1.Закреплять знания воспитанников о родном городе; 2.Учить рассказывать о достопримечательностях города; 3.Прививать любовь к родному городу; 4.Формировать умение соблюдать правила игр; закрепить навыки счёта. 5.Пополнять словарный запас детей. Предварительная работа: перед игрой воспитатель вместе с детьми рассматривает фотографии, на которых изображены достопримечательности города. Проводится краткая беседа о названиях улиц, зданиях города, о памятниках. Правила игры: 1 вариант: на поле разложены конверты с загадками, игроки по очереди бросают кубик, берут тот конверт, на который попал кубик, воспитатель зачитывает загадку, ребенок выбирает нужную картинку, рассказывает о данной достопримечательности и получает фишку. В конце игры подсчитываются фишки. 2 вариант: На игровом круге лежат перевернутые картинки с видом города. Игрок бросает кубик, открывает картинку, на которую он попал и рассказывает, что на ней изображено. 3 вариант: на игровом поле лежат фотографии памятников. Игроки должны назвать, кому поставлен памятник и чем прославился этот человек. 4 вариант: на игровом поле лежат фотографии известных людей, живших в Оренбургской области. Игроки должны назвать, кому поставлен памятник и чем прославился этот человек. Дидактическая игра «Замочная скважина» В игру входят: макеты достопримечательностей г. Орска, лист с замочной скважиной. Цель: формирование представлений о памятных местах города Орска. Задачи: — закреплять представления о достопримечательностях родного города; — развивать память, внимание, мышление у детей старшего дошкольного возраста; - воспитывать интерес к родному городу. Правила игры: 1 вариант: В игре принимают участие 4-5 человек. Ведущий (педагог) располагает лист с замочной скважиной перед макетом (достопримечательность города). Рассматривать макет можно только через отверстие, постепенно передвигая его. Игрок рассматривает макет по частям и называет достопримечательность. Затем ведущий предлагает игроку рассказать, что за достопримечательность. В заключение игры макеты открывается, и ведущий объявляет победителя, который рассказал наиболее правильно и подробно. Он и сменяет ведущего. 2 вариант: Ведущий-ребенок. Сначала замочная скважина большего размера, далее ее размер уменьшается. Дидактическая игра «Народы родного края» Игра состоит из: основа (фетр) на которой силуэты мальчика и девочки, набор одежды (национальные костюмы) из фетра; картинки национальных героев, жилища, праздников, музыкальных инструментов, блюда на липучке. Цель: закрепление знаний о национальных костюмах народов, проживающих на территории Оренбургской области, их блюдах, традициях. Задачи: -Познакомить детей с разными народами, населяющими Оренбуржье; -Побуждать детей уважительно относиться к культуре разных народов, любоваться образцами народно-прикладного творчества; — Формировать чувство гордости за свой край, поддерживать интерес к истории и культуре Оренбургского края; -Развивать умение последовательно составлять из частей ансамбль женской и мужской одежды. -Упражнять в определении предметов национальной одежды, блюда, жилище, праздника, инструмента, героя известных сказок. Правила игры: 1 вариант: Предложить ребёнку одеть кукол (девочку и мальчика) в любой национальный костюм: казахский, башкирский, русский, мордовский, назвать элементы костюма. Найти сходство и отличие между женским и мужским костюмом. 2 вариант: Ребёнку предлагается одеть куклы в разные национальные костюмы. Найти сходство и отличие между костюмами разных народов. Подобрать каждой национальности блюдо, музыкальный инструмент и назвать их. 3 вариант: Предложить ребёнку рассмотреть куклу в национальном костюме, вспомнить, как называется этот народ, рассказать и подобрать из картинок жилище, праздник, героя сказок этого народа. Дидактическая игра «Подбери головной убор и музыкальный инструмент к национальному костюму» В игру входит: 4 куклы в национальных костюмах; головные уборы из ткани, музыкальные инструменты из фетра, аудиозапись. Цель: совершенствование знаний о национальных костюмах, музыкальных инструментах, головных уборах народов, проживающих в Оренбургской области. Задачи: — закреплять знания детей о национальностях, традициях народов России; — формировать представление у детей о традиционной одежде, музыкальных инструментах народов Оренбуржья; — обогащать и активизировать словарный запас детей; — воспитывать уважение к культуре других национальностей, чувство патриотизма и гордость за свой народ и культуру. Правила игры: 1 вариант. Детям предлагается рассмотреть кукол в национальных костюмах и подобрать головные уборы и музыкальные инструменты. В процессе подбора ребенок должен объяснить свой выбор и рассказать, какой национальности кукла, подбирает к ней головной убор и музыкальный инструмент и называет их. 2 вариант. Ведущий раздает кукол в национальном костюме, игрок называет национальность, подбирает ей головной убор, называет его, находит музыкальный инструмент и угадывает отрывок музыкального произведения. Таким образом, можно сделать вывод, что ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурно-историческими ценностями родного края осуществляться путем действенного познания, через многообразие форм и методов работы с детьми и воздействие на эмоциональную сферу ребенка, в том числе используя дидактические игры. Дидактические игры способствуют повышению заинтересованности к изучению родного края, как детей, так и их родителей. У детей сформировался необходимый уровень знаний об истории родного края, родного города, расширились знания о культурно-исторических ценностях Оренбуржья. Дети на эмоциональном уровне испытывают любовь и привязанность к своему городу, родному дому, детскому саду. С удовольствием самостоятельно играют в дидактические игры. В заключение стоит отметить, что применение авторских дидактических игр в рамках изучения культурно-исторических ценностей родного края повышают познавательный интерес дошкольников к прошлому и настоящему Оренбуржья и способствует сохранению наследия для будущего поколения в виде уникальных ценностей человеческого опыта и знания.
|