Экономическое воспитание дошкольников: нравственный аспект |
Нравственное воспитание | |||
Автор: Полосухина Елена Олеговна | |||
23.09.2025 22:30 | |||
Полосухина Елена Олеговна воспитатель ГБОУ Школа №1566 г. Москвы В современном обществе с каждым годом все острее встает вопрос нравственного воспитания подрастающего поколения. Какие качества жизненно необходимы детям, какими методами и средствами их воспитывать – вот вопросы, требующие адекватного историческому промежутку времени ответа во все времена, в том числе и в текущий период. Кроме того современное общество с его экономическими вызовами настоятельно требует ответа на все эти вопросы. В связи с этим, особую актуальность приобретает экономическое воспитание дошкольников, в силу сензитивности этого периода детства, то естьособой чувствительности к воспитывающим воздействиям взрослого и достаточно уже развившимся возможностям осознания явлений окружающего мира. Экономическое воспитание дошкольников становится возможным, начиная со старшего дошкольного возраста, что подтверждается данными исследований И. А. Сасовой, А. Ф. Аменда, А. Д. Шатовой и др. В педагогической науке обсуждаются различные аспекты проблемы экономического воспитания: экономическое образование детей дошкольного возраста (A. A. Смоленцева); формирование основ экономической культуры (Е. А. Курак); приобщение детей к экономике, их экономическая социализация (А. Д. Шатова); формирование у детей старшего дошкольного возраста экономических знаний (Л. Н. Галкина); осознание детьми экономических понятий (Л. А. Голуб). Исследователи, прежде всего, акцентируют внимание на подборе доступных для ребенка знаний из области экономики. Мы согласны с тем, что беззнаний, приобретаемых ребенком, невозможно становление его личностных качеств, но считаем, чтов первую очередь необходимо анализировать, как экономические знанияи форма преподнесения их ребенку может влиятьна становление его нравственного облика.
В ставшем уже традиционном понимании, экономическое воспитание дошкольника – это «привитие» ему таких качеств, как: умение бережно расходовать ресурсы, разбираться в функциональных характеристиках различных профессий, уважение к труду людей, зарождение возникновения здорового интереса к деньгам и осознание правил их честного зарабатывания, осознание взаимосвязи понятий «труд-деньги» и факта купли-продажи. Для этого предлагается знакомить детей с рекламой, с функционалом ново- появившихся профессий, с историей возникновения денег, объяснять смысл банковских финансовых операций, например, кредитования и др. Такой подход к экономическому воспитанию дошкольников у многих вызывает внутреннее неприятие в силу попыток решить несвоевременные дошкольному возрасту задачи: как ребенку уяснить себе современную ситуацию экономического развития общества, приспособиться и «влиться» в экономическое пространство современного социума. С нашей точки зрения, задачи экономического воспитания дошкольников не должны настолько отдаляться от социальной действительности ребенка, которая пока еще не слишком широка и ограничивается семьей, кругом знакомых взрослых и друзейв детском саду. В данном возрастном периоде социальная действительностьне равна еще всему социальному миру[1], принадлежностью которого являются все эти сложные экономические явления, недоступные пока ребенку даже для наблюдения в ближайшем окружении. Так может экономическое воспитание не нужно тогда детям в столь раннем возрасте? Мы считаем, что оно необходимо, но задачами своими оно должно ставить объяснение ребенку всех тех явлений, что находится в его социальной действительности. В этой статье мы попробуем определить, в чем же ценность экономического воспитания старших дошкольников. По мнению А. Д. Шатовой[4] овладение экономическими знаниями способствует воспитанию у детей таких экономических качеств, как: бережливость, экономность, рациональность, деловитость итрудолюбие. Мы попытаемся выйти за рамки такого утилитарно-прагматического взгляда на результаты экономического воспитания и разглядеть его нравственную составляющую. Известно, что воспитание ребенка, а особенно его нравственное воспитание, не происходит на абстрактных истинах и нравоучениях. Воспитательное воздействие на ребенка имеет все, что окружает его, в чем ребенок непосредственно участвует, или имеет возможность наблюдать в своей социальной действительности, то есть в максимально приближенном к его жизни человеческом и предметном окружении, которое воспитывает и социализирует его[2]. Экономические реалии общества властно входят в социальную действительность ребенка с первых дней жизни, но только по мере его взросления становятся доступными не только для наблюдения, но и для осмысленияи далее для контакта. Из всего многообразия экономических явлений, деньги – наиболее приближенная, а главное доступная для наблюдения ребенку часть отношений в обществе, способная затронуть его чувства. Очень важным оказывается и то, что это понятие наполнено не только экономическим содержанием, ведь по существу, деньги – это материальное воплощение самых различных отношений людей в социуме: трудовых, морально-нравственных, родственных, политических и еще многих и многих других, наглухо спаянных в едином клубке взаимных противоречий. Это, к сожалению, осложняетосознание воспитывающими взрослымиразвивающих возможностей влияния такого, признаем, непростого социального и экономического явления на становление личности ребенка, и вызывает желание оградить от него ребенка. Однако, несмотря на это, деньги присутствуют в социальной действительности ребенка и так, или иначе, свое влияние на него все-такиоказывают. Ребенок отнюдь не пассивный наблюдатель всего происходящего вокруг него, он активно постигает все, что попадает в его «поле зрения», и деньги, в качестве материального предмета, несущего в себе воплощение человеческих отношений уже в младшем дошкольном возрасте привлекают внимание растущего человека. Как и любой материальный предмет, являющийся продуктом культурного развития человечества, деньги «требуют» для себя объяснения: зачем они существуют на свете. Ребенок по мере своего взросления пытается приблизиться к миру взрослых, он нуждается в объяснении на доступном ему по возрасту уровне сущности взаимоотношений людей в социуме, опосредованных наблюдаемыми им действиями взрослых с деньгами. И если взрослый из «лучших» побуждений отказывает ему в этом объяснении, уверенный, что такое сложное понятие, как «деньги» лежит за пределами возможностей понимания малыша, то растущий человексам пытается объяснить себе все это, наблюдая и делая доступные его сознанию выводы. В современном социуме ребенок практически ежедневно имеет возможность наблюдать действия взрослых с деньгами (в основном при покупках в магазине иоплате услуг), а вот возможности пронаблюдать процесс зарабатывания денег он зачастую вовсе не имеет. Ребенок, по сути, лишен возможности узнать, что деньги – это эквивалент труда его родителей. Отсюда, из такого самостоятельного добывания представлений о деньгах, то есть сугубо однобокого наблюдениятолько траты денег, ребенком приобретаются соответственно искаженные, стихийные представления об этом понятии, при полной уверенности взрослого, что знать о деньгах ребенку еще слишком рано, и беседовать о них с ним совсем не нужно. Отсюда же происходит и стихийное формирование потребностной сферы ребенка, ориентированной именно на потребительство. На этот перекос формирования личности ребенка в современном социуме все чаще и чаще указывают в своих научных работах ученые педагоги-психологи, социологи, философы (Д. И. Фельдштейн, А.Г. Асмолов, А.В. Мудрик, Ю.А. Огородников и многие другие). По нашему мнению, не допустить такогоперекоса в становлении потребностной сферы ребенка и есть одна из задач нравственного воспитания. А это значит, что необходимо вовремя и на доступном уровне организовать экономическое воспитание ребенка, имея в виду задачи его нравственного воспитания. Необходимо объяснять и дать почувствовать ребенку, что деньги – это не просто необходимый атрибут покупки всего, чего он хочет и чем он пользуется (игрушки, одежда, питание и пр.), но в первую очередь – это материальный результат труда его родителей. Нашу позицию в этом вопросе подтверждает мнение известного американского экономиста И. Колемана: «Лучше обеспечить минимум экономической грамотности на раннем этапе жизни, чем бороться против стихийно полученной экономической грамотности в дальнейший период жизни». Как уже отмечалось выше, воспитывает все то, что доступно наблюдению ребенка, что способно влиять на его чувства, именно поэтому, по нашему мнению, экономические знания, а именно связанные с понятием «деньги», обладают педагогическим потенциалом в нравственном воспитаниидошкольников через формирование сферы потребностей ребенка, и прежде всего через закладывание основ его социальных потребностей. Социальными потребностями мы считаем потребности человека во всем, что является продуктом общественной жизнедеятельности (например: потребностьв труде, потребность в продуктах духовной культуры, в общении друг с другом и др.). Эти потребности изначально не даны человеку при рождении, в отличие от биологических, однако именно их возникновение и развитие играет ведущую роль в становлении личности ребенка и формировании его нравственного облика. Социальные потребности приобретаются человеком в процессе жизни в обществе, и не могут получить развития без него. Степень развития и сочетание имеющихся социальных потребностей определяют направленность человеческой личности. Проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме потребностей, мы нашли, что большинство учёных (Л. С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, Б. Г. Ананьев, А.В. Петровский и др.) признают потребность как основную побудительную силу человеческой деятельности. Иными словами, потребности человека – есть двигатель егоповедения и поступков, к тому же касается это не столько биологических, что самоочевидно, сколько высших духовных, социальных потребностей человека. И действительно, очень трудно заставить человека совершить бескорыстное нравственное действие, когда он не испытывает в нем внутренней потребности. Е.В. Субботский метко называет совершение действия, внешне выглядящего как нравственное, но вызванное не внутренней потребностью человека, а давлением социального контроля, морально-прагматическим действием. То есть для того, чтобы не иметь конфликта с социумом, человек принуждает себя совершать ненужные с его точки зрения действия, но социумом одобряемые. А человеку, чьи потребности не противоречат моральным требованиям общества, не к чему себя принуждать, его потребности диктуют необходимые именно ему и вместе с тем одобряемые обществом поступки. Возникает закономерный вопрос: не является ли воспитание социальных потребностей основой нравственного воспитания ребенка? С нашей точки зрения именно так и обстоит дело, именно таки должно происходить воспитание ребенка – через развитие его потребностей, в частности нравственное воспитание – через развитие социальных потребностей. Вместе с тем, в результате анализа программ экономического воспитания (А. Д. Шатовой, А.А. Смоленцевой, Е.А. Курак, Н.Л. Беляевой и др.), было выявлено, что понятие «потребности» хотя и включается в содержание работы с детьми, но задачи собственно воспитания потребностей детей не ставится. К сожалению, очень часто при произнесении слова «потребности» подразумевается что-то такое корыстное, что человек должен получить от общества, в понятии «дайте мне», «мне требуется». Мы хотим подчеркнуть в этой статье, что потребности человека значительно шире и включают в себя помимо корыстных, альтруистические потребности, в понятии «что я могу дать людям», ведь потребность жертвовать чем-то, делать что-то для других, неотъемлема от человеческой сущности. Развитие именно этих потребностей, на наш взгляд, и является задачей нравственного воспитания ребенка. По нашему мнению экономическое воспитание, а именно ознакомление детей с понятием «деньги» содержит огромный педагогический потенциал воспитания альтруистических потребностей «для других», а не корыстных «для себя». И вот почему: ребенок, которомувовремя и на доступном уровне дали твердое представление о том, что деньги, имеющиеся в семье (бюджет семьи) нигде не дают просто так, их нужно заработать, и их не беспредельно много, объяснили и дали почувствовать, почему и на что тратится семейный бюджет, такой ребенок научится жертвовать своими прихотями ради интересов других членов семьи, аэто и есть начало развития социальных потребностей, и проявляется это в поведении: ребенок не устраивает скандалов в магазине, требуя купить первую понравившуюся ему вещь. Но самое ценное здесь то, что ребенок учится «хотеть» не только для одного себя, причем получать от этого искреннюю радость, то есть у ребенка происходит переструктурирование всей системы потребностей, качественный сдвиг пути развития его потребностей с эгоистических «для себя» в сторону потребностей более высокого порядка «для других». Таким образом, мы видим, что возникновение и развитие социальных потребностей – есть необходимое условие нравственного воспитания, ведь если нравственный поступок не войдет в потребность человека, он может быть так никогда и не совершен. Понятие «деньги» в данном случае служит всего лишь средствомнравственного воспитания, но средством, адекватным на наш взгляд поставленной задаче развития альтруистических потребностей личности. Список литературы:
|