Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Проект на тему: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников, Спасо – Преображенский храм в Иркутске»
Нравственное воспитание
Автор: Чередник Анна Викторовна   
05.09.2021 09:13

Проект на тему: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников, Спасо – Преображенский храм в Иркутске»Проект на тему: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников, Спасо – Преображенский храм в Иркутске»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №108»

Составили: Чередник А.В. Бугерко Л.В. 2021

Вид проекта — практико-ориентированный (прикладной). Проект ориентирован на духовно-нравственное и эстетическое развитие участников образовательного процесса.

Продолжительность: краткосрочный (март – апрель)

Гипотеза проекта:

Использование педагогами и родителями МДОУ «Детский сад №108» средств и образов произведений устного народного творчества (пословиц и поговорок), художественной литературы на занятиях и повседневной жизни, ознакомление с культурой страны и родного края будут содействовать развитию духовно — нравственного сознания детей дошкольного возраста и их социализации.

 

Цель проекта:

Разработать и апробировать модель воспитания дошкольников через приобщение детей к русской национальной культуре, направленную на развитие духовно-нравственной личности дошкольников, формирование у воспитанников высокого патриотического сознания.

Задачи реализации проекта:

  • интегрирование содержания духовно-нравственного воспитания в игровую и творческую деятельность детей
  • формирование духовно-нравственных чувств на основе изучения культуры страны и родного края
  • обогащение словарного запаса детей в процессе духовно-нравственного воспитания и диалогического общения
  • воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми
  • воспитание интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм
  • формирование у воспитанников чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей
  • создание условий для реализации основных направлений ФГОС дошкольного образования, достижения целевых ориентиров дошкольного образования.

Актуальность проекта

Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была актуальной. Духовно-нравственное воспитание — это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.

Современное российское общество остро переживает кризис духовно — нравственных идеалов. Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества.

Вопросы духовно-нравственного воспитания закреплены в Законах Российской Федерации «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», так же проблема духовно-нравственного воспитания отражена в Концепции модернизации образования.

В связи с этим ключевая роль детского сада — создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольников через гармоничное построение целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении основанного на культурных ценностях родного края.

В дошкольном возрасте закладываются основы личности; именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным для нравственного и эстетического воспитания. Именно в этот период происходит бурное накопление жизненного опыта: нравственного, социального, духовного. Человек за первые 7 лет жизни приобретает столько, сколько не может приобрести за всю последующую жизнь и упущения в этом возрасте не наверстываются впоследствии. Именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений.

В настоящее время происходит смещение акцентов в развитии детей в сторону ранней интеллектуализации, что не способствуют духовному развитию. В погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие маленького человека, без которых, все накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого — эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое. Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру.

Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, сформированное условие для активного познания дошкольником окружающей его социальной действительности имеет решающее значение в становлении основ личности.

С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности.

Особое внимание в деятельности МДОУ «Детский сад №108» уделяется укреплению связей с родителями. Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует единению педагогов, родителей и детей. Что формирует положительное отношение друг к другу.

Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. Именно здесь формируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

Для успешного ознакомления с традиционными народными праздниками необходимо дать детям представление о культуре народа, знакомить с традициями и народными обрядами, что формирует в детях позитивные ценности. Так же в дошкольном возрасте необходимо формировать у детей чувство толерантности, уважения к другим народам, их традициям.

Насыщенность народного праздника иди игры творческими импровизациями, сюрпризными моментами стимулирует интерес детей, усиливает их впечатления и переживания, обогащает художественное и эстетическое восприятие. А главное, обеспечивает естественное приобщение детей к национальным традициям, утверждает в их сознании фундаментальные, духовные и эстетические ценности.

Инновационная направленность проекта

Состоит в изменении подходов к содержанию, формам и способам организации образовательного процесса. Проектно-исследовательская деятельность связана с развивающим, личностно-ориентированным обучением. Проекты позволяют интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике.

Разработанная система применения проектного метода оказывает положительное влияние на развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к русской народной культуре.

Новизна проекта

Проект ориентирован на вступивший в силу Федеральные государственный образовательный стандарт Дошкольного образования в соответствии с содержанием психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей. Поэтому работа в данном направлении обеспечивает повышение качества образования дошкольников путем формирования компетентностей в областях реализуемой в МБДОУ программе, как показатель готовности к обучению в школе за счет активизации исследовательской деятельности детей на основе проектного метода.

Ожидаемые результаты реализации проекта

для детей:

  • обеспечение эмоционального благополучия ребёнка и создания внутренних предпосылок для дальнейшего личностного развития
  • пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю
  • формирование чувств национального достоинства
  • развитие социальных компетенций ребёнка в коллективе и в общении друг с другом

для педагогов:

  • совершенствование компетентности педагогических кадров образовательного учреждения в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников, отборе содержания дошкольного образования, повышения качества педагогического труда
  • объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к русской национальной культуре.
  • разработка комплексно-тематического планирования воспитательно-образовательного процесса по духовно-нравственному воспитанию.

для родителей:

  • реализация преимущественного права родителей в развитии и воспитании своих детей
  • объединение и реализация инициатив социально — активных родителей в области духовно-нравственного развития и воспитания детей
  • создание системы социального партнёрства МДОУ и семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей

Участники проекта

  • дети в возрасте от 6-7 лет
  • родители (законные представители)
  • социальные партнеры (выставочный зал, библиотека, церковь Спасо — преображенская).

Механизмы реализации проекта

  • активное взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного процесса
  • формирование партнерского сообщества сотрудников МДОУ «детский сад № 108», детей и родителей в процессе организации работы по духовно-нравственному воспитанию

Методы реализации проекта

1. Наглядно-действенный метод:

  • показ сказок (детьми)
  • рассматривание книжных иллюстраций, репродукций
  • проведение дидактических и музыкально-дидактических игр
  • наблюдение
  • чтение педагогом художественной литературы
  • воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях
  • экскурсии, целевые прогулки.

2. Словесно-образный метод:

  • чтение и обыгрывание литературных произведений воспитателем
  • загадывание и отгадывание загадок
  • рассматривание наглядного материала
  • рассказы детей о своих впечатлениях
  • беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя
  • чтение сказок и стихотворений детьми, воспитателем с последующей драматизацией
  • ответы на вопросы педагога, детей
  • проведение разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.)
  • сообщения дополнительного материала воспитателем
  • рассказы детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок
  • разбор житейских ситуаций
  • проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.

3. Практический метод:

  • организация продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация
  • проведение игр: со строительным материалом ( «Ступеньки к Храму»), дидактических ( «Хорошие и плохие поступки»), подвижных ( «Помоги дедушке»), малоподвижных ( «Мирилка»), и др.
  • проведение экскурсий различной направленности (онлайн)
  • изготовление с детьми наглядных пособий
  • организация продуктивной деятельности: ИЗО (впечатления после праздника), ручной труд (Вифлеемская звезда, Ангел, Пасхальный сувенир.)

Основные мероприятия проекта

Этапы реализации проекта «Духовно-нравственное воспитание дошкольников».

Деятельность по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в МДОУ «детский сад №108» построена с учетом следующих принципов:

  1. Доступность — содержание материала представлено детям в доступной и привлекательной форме;
  2. Гуманность — ребенок является активным субъектом совместной деятельности с педагогом, основанный на сотрудничестве, демократических и творческих начал;
  3. Деятельность — знания, которые ребенок усваивают в процессе обучения, становятся основой формирования мотивации его участия в различных посильных видах деятельности;
  4. Интеграция — реализация задач происходит через познавательную, изобразительную, продуктивную деятельность: сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание;
  5. Системность — принцип системности предполагает преемственность программ, последовательное усвоение знаний, приобретение навыков, когда каждое последующее формирующееся представление или понятие вытекает из предыдущего и основывается на нем.
  6. Непрерывность и преемственность воспитания в семье и МДОУ на основе сотрудничества (чтобы не заменяли, а дополняли).

Ресурсы, необходимые для запуска проекта:

  1. Обеспечение материально-технических условий (оформление группы, музыкального зала);
  2. Подбор литературы по теме; произведений русского народного творчества; наглядного материала (иллюстрации, фотографии, репродукции);
  3. Подготовка материала для продуктивной деятельности;
  4. Подборка подвижных, дидактических игр,
  5. Использование мультимедийного комплекса и презентаций к занятиям.

Календарный план реализации проекта:

Март.

  1. Беседы: «Что такое храм? И что значат слова церковь, собор?», «Весть от Бога – совесть», «О земной жизни Иисуса Христа», «При солнышке — тепло, при матушке – добро».
  2. Выставка рисунков родителей «Храм Божий».
  3. Чтение литературных произведений: стихотворения А. Алексеева «Прости», Н. Орловой «Терпение», Т. Шороховой «Благодарность».
  4. Подвижная Игра «Звонарь».

Апрель.

  1. Беседы: «Воскресный день» Пасха Христова (об истории возникновения, традициях и обычаях праздника», «Грех – болезнь души» (жадность, трусость, ложь, воровство…).
  2. Занятие «Бог повсюду». Виртуальная экскурсия в Спасо- Преображенский собор.
  3. Занятие «Украшаем яйца» (продуктивная деятельность).
  4. Выставка – конкурс для родителей «Пасхальный сувенир».
  5. Чтение литературных произведений: стихотворение Е. Королева «Неприятный случай», Т. Шорохова «Жадность», Е. Екимова «Щедрость».
  6. Игры, этюды, упражнения: «Общий круг», «Солнечный лучик», «Ручеек», «Огонь-лед», «Доброе слово, «Паутинка добра», «Цветок дружбы», «Прости меня», игры с крашенками.

Подводя итоги проделанной работы, хочется отметить, что у детей появился интерес к краю, к станице, в которой они живут. Этот интерес проявляется не только в беседах, но и в детских рассказах, рисунках. У детей стал проявляться интерес к духовно-нравственным традициям и укладу жизни в семье, воспиталось любовь, уважение и милосердное отношение к ближним, сформировалось умение понимать своё место в семье, деятельно участвовать в домашних делах. Воспитанники научились соблюдать православные праздники и следовать православным традициям, а также сформировались ценностные отношения к прекрасному, представления об эстетических идеалах и ценностях, интерес к произведениям искусства, к занятиям художественным творчеством.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА.

  1. Давыдова Н. В. Мастера: Книга для чтения по истории православной культуры. – М.: Издательский дом «Покров», 2004 г.
  2. «О Библии и Церкви», Л. В. Сурикова, 2004 г.
  3. Орехов Д. Святые места России. – С-Пб.: Издательский дом «Новый проспект», 1999 г.
  4. «Святая Русь», составитель Б. Проказова, 2007 г.
  5. Сборник по дошкольному образованию (духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста). Краснодар.
  6. Соловьев В.С. Чтения о богочеловечестве. Духовные основы жизни. Оправдание добра / В. С. Соловьев Мн.: Харвест. 1999 г.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru Журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 43 (359) выйдет
26 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год