Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Выступление на тему: «Система работы по формированию у дошкольников основ безопасности»
Безопасность детям
Автор: Храмова Светлана Викторовна   
07.08.2019 19:07

Выступление на тему: «Система работы по формированию у дошкольников основ безопасности»Выступление на тему: «Система работы по формированию у дошкольников основ безопасности»

Министерство науки и высшего образования ФГБОУ ВО «Мордовский государственый педагогический институт имени М.Е. Евсевьева»

Межрегиональный научно-практический семинар «Актуальные проблемы педагогики и методики дошкольного и начального образования»

Подготовила: старший воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ «Александровский детский сад «Ягодка» Храмова С.В.

«образование уменьшает число опасностей,
угрожающих нашей жизни, уменьшает число
причин страха и, давая возможность измерить
опасность и определить ее последствия, уменьшает
напряженность страха ввиду этих опасностей». К.Д. Ушинский

Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире.

 

Становится очевидным, что ключевая роль в обеспечении национальной безопасности как государства в целом, так и жизнедеятельности отдельной личности, принадлежит образованию. Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДОУ, родителей и воспитанников безопасному образу жизни в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия.

Понятие безопасности в ДОУ ранее включало в себя только охрану жизни и здоровья детей. Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в неё вошли и такие понятия как экологическая катастрофа и терроризм.

Исходя из этого в ДОУ ведется профилактическая работа с персоналом, родителями и детьми по предупреждению (предотвращению) чрезвычайных ситуаций, одной из которого является проведение учебных объектовых тренировок по эвакуации персонала и воспитанников при угрозе чрезвычайной ситуации, руководствуемся памятками для воспитанников, родителей и педагогических работников о последствии действий в случае возникновения, чрезвычайных ситуаций, связанных с угрозами для жизни человека.

Актуальным на сегодняшний день является обеспечение информационной безопасности. Для обеспечения безопасности в информационном пространстве причиняющий вред здоровью и развитию детей, проводятся беседы и занятия с детьми по правилам безопасного поведения в сети интернет. На родительских собраниях в повестку дня включаем вопрос обеспечения безопасности и развития детей в информационном пространстве. Родителям также раздаются буклеты и памятки с рекомендациями правил безопасной работы в сети Интернет, повышающий информационную культуру детей.

Модернизация дошкольного образования и введение ФГОС ДО (Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие») нацеливает нас на формирование у дошкольников основ безопасного поведения в быту, социуме, природе с использованием современных инновационных технологий.

Из этого следует, что первостепенная задача современного дошкольного образовательного учреждения является обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Социальное образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день – это дороги; бытовая техника; пожары в природе и в доме; ядовитые и опасные для детей растительный мир. Правильно научить ребенка вести себя в опасных ситуациях, одна из важных задач педагога и родителей.

Учитывая особую значимость работы в данном направлении, детский сад постоянно находится поисках новых подходов к моделированию системы безопасности и жизнедеятельности дошкольников.

С этой целью проводится организованная и систематическая работа по формированию у дошкольников основ безопасности. Педагогический процесс нашего дошкольного учреждения выстраивается в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования и с годовым планом учреждения. Работа в данном направлении строится на основе программы Т.Ф. Саулиной «Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения», пособия для занятий с детьми К.Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников».

Разработаны паспорт дорожной безопасности МБДОУ «Александровский детский сад «Ягодка», план мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма и обучению детей правилам дорожного движения в МБДОУ «Александровский детский сад «Ягодка», План мероприятий по обучению мерам пожарной безопасности детей в МБДОУ «Александровский детский сад «Ягодка». С целью обеспечения безопасности движения воспитанников в доступных местах на каждом этаже размещены схемы маршрута детей к ДОУ, домой и в других направлениях. В практику образовательного процесса введены «минутки безопасности», которые обращают внимание детей на безопасные маршруты.

На официальном сайте МБДОУ размещена актуальная информация для родителей по теме безопасности. С педагогами МБДОУ проведены инструктажи по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма, основ пожарной безопасности.

В методическом кабинете в помощь воспитателям представлен наглядный и демонстрационный материал:

  • настольно-печатные игры
  • серия иллюстраций, отражающая различный пожарный и дорожный транспорт, правила поведения в опасных ситуациях, разработки праздников, экскурсий, бесед, игр
  • дорожные знаки, макет огнетушителя,
  • уголки для моделированияи решения возможных дорожных ситуаций
  • атрибуты для сюжетных игр
  • весь этот материал педагоги используют при проведении организованной образовательной деятельности, досугов.

В фойе на первом этаже ДОУ оформлен уголок по безопасности ДДТТ. Он включает следующий перечень материалов:

  • выписка из приказа заведующего о назначении ответственного по профилактике ДДТТ
  • план работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма
  • информация о проводимых в ДОУ мероприятиях, связанных с изучением правил дорожного движения
  • информация ГИБДД о состоянии ДДТТ в районе
  • основные дорожные знаки для пешеходов (пешеходный переход, место остановки автобуса, и др.)
  • информация о первой доврачебной помощи при ДТП
  • информация об основных службах помощи (с указанием номеров телефонов и экстренных номеров операторов мобильной связи)
  • дипломы и сертификаты участия детей и педагогов в конкурсах различного уровня
  • информация для родителей

Была организованна профилактическая работа с детьми по изучению основ правил и привития детям навыков безопасного поведения в транспортной среде:

  • Физкультурный досуг по ПДД «Уроки кота Леопольда»; «Дорожные знаки наши друзья»
  • С/р игра «Шофер», «Автобус»
  • П/И «Цветные автомобили», «Будь внимательным»
  • Д/И «Красный-зеленый», «Правильно — неправильно», «Верно-неверно», «Куклы идут – машины едут», «Подбери знак»
  • ООД по художественно-эстетическому развитию «Отремонтируйте машине колеса»
  • чтение стихотворения С. Маршак «Мяч», В. Арбекова «Про умных зверушек»
  • беседа с детьми «Что я видел, когда шел в детский сад», «Для чего нужны правила дорожного движения, как они появились», «Мы играем во дворе», «Я — грамотный пешеход»
  • просмотр видеоматериалов (фильмов и мульфильмов) по безопасности дорожного движения: развивающий мультик про светофор и правила дорожного движения; уроки тетушки совы.

В тёплый период года вся работа по обучению ПДД переносится на улицу. Для этого на территории делаются дорожные разметки с пешеходными переходами, где дети разыгрывают различные ситуации, учатся правильно переходить дорогу, регулируемый и нерегулируемый перекрёстки, учатся как вести себя на остановке пассажирского транспорта, знакомятся с правилами поведения на дороге велосипедистов.

Систематическая работа по формированию у дошкольников основ безопасности осуществляется в совместной деятельности педагога с детьми, организованной образовательной деятельности, образовательной деятельности в режимных моментах, самостоятельной деятельности детей.

Это экскурсии, досуговые мероприятия, физкультурные досуги, сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические игры, чтение художественной литературы, беседы с детьми, просмотр видеоматериалов (фильмов и мульфильмов).

Особенностью работы в данном направлении является неотъемлемая часть деятельности педагога, родителя с детьми в рамках работы ДОУ, в которой выявляется характер детско-родительских отношений, определяются проблемы и задачи, выстраиваются пути реализации данных задач в разнообразной деятельности с детьми.

Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания.

Подготовка семей проходит на родительских собраниях с приглашением представителей ГИБДД и ВДПО, индивидуальных консультациях.

Просвещения родителей по данной проблеме происходит также через информационные стенды, папки-передвижки, разработка памяток и буклетов для родителей т.д., задачей которых является повышение компетентности в вопросах безопасности детей в окружающей жизни с включением атитерростической защищённости.

В работе с родителями также используем проведение опросов, анкетирование, организация дней открытых дверей, открытый просмотр занятий и других видов деятельности, совместное проведение праздников, досугов, экскурсий, выставки семейных творческих работ, изделий из бросового и природного материала.

Знакомство воспитанников с азами основ безопасности начинается с младшей группы, ведь всё, что усваивается в дошкольном возрасте, надёжно откладывается в человеческой памяти. Обогащение развивающей предметно-пространственной среды в группе – один из основных этапов по формированию основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников. Поэтому в каждой возрастной группе созданы условия в виде центров, оптимально обеспечивающих процесс обучения дошкольников безопасности. Наполнение центров зависит от возраста воспитанников. В оснащение входит: дидактические игры и пособия, иллюстрации, тематические альбомы, макеты, подборка художественной литературы, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, накладная атрибутика, которые способствуют формированию и закреплению знаний об источниках опасности, мерах предосторожности и действиях в возможных опасных ситуациях.

Комплексно решить вопрос безопасности детей помогает сотрудничество с ГИБДД и ВДПО. В течении года организуются встречи детей с представителями ГИБДД и ВДПО, тематические недели безопасности, которые способствуют привитию устойчивых навыков безопасного поведения на дороге и при пожаре.

Особенностью работы в данном направлении является неотъемлемая часть деятельности педагога, родителя с детьми в рамках работы ДОУ, в которой выявляется характер детско-родительских отношений, определяются проблемы и задачи, выстраиваются пути реализации данных задач в разнообразной деятельности с детьми, просвещения родителей по данной проблеме.

Использование представленных форм и методов работы в системе способствует формированию основ безопасности у дошкольников. Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания.

Подготовка семей проходит на родительских собраниях с приглашением представителей ГИБДД и ВДПО, индивидуальных консультациях, информация на стенде, папки-передвижки, разработка памяток и т.д., задачей которых является повышение компетентности в вопросах безопасности детей в окружающей жизни.

В работе с родителями также используем проведение опросов, анкетирование, организация дней открытых дверей, открытый просмотр занятий и других видов деятельности, совместное проведение праздников, досугов, экскурсий, выставки семейных творческих работ, изделий из бросового и природного материала.

Работа по предупреждению аварийности на транспорте проводится через участие детей и их родителей в различных мероприятиях: спортивных праздниках, конкурсах, социально-значимых акциях. МБДОУ «Александровский детский сад «Ягодка» присоединился к Всероссийской социальной интернет-кампании «Пристегнись, Россия!», нацеленной на снижение тяжести последствий ДТП и популяризация использования ремней безопасности и детских удерживающих устройств. Принимали участие во всероссийском конкурсе «Безопасная дорога — детям», всероссийском конкурсе детского творчества «Полицейский дядя Стёпа», всероссийском конкурсе «Безопасность дошкольника на дороге: как её обеспечить?».

Педагоги и дети принимают участие и становятся победителями в конкурсах различного уровня по пожарной безопасности. Воспитанники принимали участие во всероссийской информационной кампании "ОСТАНОВИ ПОДЖОГИ ТРАВЫ!", республиканском конкурсе детско-юношеского творчества по пожарной безопасности «Неопалимая купина», межрегиональном конкурсе листовок «Берегите лес от пожаров» и во многих других.

В результате организованной и систематической работы по формированию у дошкольников основ безопасности можно отметить, что у воспитанников есть необходимые знания по образовательной области социально-коммуникативное развитие.

Работа на этом не заканчивается. Каждый год к нам приходят малыши, и наша задача подготовить их к жизни в социуме, предостеречь от опасности. Мы считает, что это направление работы должно всегда находиться в поле пристального внимания, педагогов, родителей, а значит, необходим дальнейший поиск и совершенствование в организации работы по формированию у дошкольников основ безопасности.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 14 (330) выйдет
19 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год