Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Формы и методы работы с детьми разных возрастов по основам безопасности жизнедеятельности
Безопасность детям
Автор: Миндиярова Анна Вячеславовна   
10.11.2023 10:23

Формы и методы работы с детьми разных возрастов по основам безопасности жизнедеятельностиФормы и методы работы с детьми разных возрастов по основам безопасности жизнедеятельности

«Самое дорогое у человека- это жизнь» Н. А. Островский.

Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту.

Система работы по ознакомлению детей с правилами безопасности раскрыта в программе «Безопасность» под редакцией Р.Б. Стеркиной. Формирование основ безопасности жизнедеятельности определено в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие». При этом решение программных образовательных задач предусматривается не только в рамках организованной образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов как в совместной деятельности взрослого и детей, так в самостоятельной деятельности дошкольников.

 

Скача презентацию

Цель: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности у детей.

Основные задачи:

  • Формирование первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе.
  • Воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности.
  • Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
  • Формирование представлений о некоторых типичных опасных ситуациях и способах поведения в них.
  • Формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения.

Этапы реализации данных задач:

  1. этап — заинтересованность детей, уточнить и систематизировать их знания о правилах безопасности;
  2. этап — ввести правила в жизнь детей, показать разнообразие их проявлений в жизненных ситуациях, тренировать в умении применять эти правила;
  3. этап — на основе усвоенных знаний и умений помочь осознанно овладеть реальными практическими действиями.

Формирование основ безопасности программа «Радуга» предполагает работу по нескольким направлениям:

  • ребенок и другие люди
  • ребенок и природа
  • ребенок дома
  • здоровье ребенка
  • ребенок на улицах города

Безопасное поведение в природе

Во второй младшей группе формировали представления о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе.

Знакомили с элементарными правилами:

  • не подходить к незнакомым животным
  • не рвать и не брать в рот растения
  • безопасно играть с песком и водой

В средней группе продолжали знакомить с многообразием животного и растительного мира, явлениями неживой природы. Формировали понятие «съедобное», «несъедобное», «лекарственные растения».

В старшей группе формировали основы экологической культуры, и безопасного поведения в природе. Знакомили с явлениями неживой природы (гроза, гром, молния, радуга). Учили детей правилам поведения в этих условиях, правилам оказания первой помощи при ушибах, укусах насекомых.

В подготовительной группе познакомили воспитанников с Красной книгой, с отдельными представителями животного и растительного мира, занесёнными в неё. Работа продолжается. В перспективе планируется работа по расширению и уточнению представлений о явлениях природы и знакомство с правилами поведения в этих условиях.

Безопасность на дорогах

Во второй младшей группе расширяли ориентировку в окружающем пространстве, знакомили детей с правилами дорожного движения. Формировали представления о безопасном поведении на дорогах (не переходить дорогу одному, надо держаться за руку взрослого)

В средней группе уточнили знания детей о работе полицейского. Знакомили с различными видами городского транспорта, особенностями их внешнего вида и назначения ( «Скорая помощь», «пожарная», «МЧС», «Полиция», троллейбус). Знакомить со знаками дорожного движения ( «Пешеходный переход», «Остановка общественного транспорта»)

В старшей группе познакомили с названиями ближайших к детскому саду улиц и улиц, на которых живут дети. Продолжали знакомить с ПДД, правилами передвижения пешеходов и велосипедистов. Знакомили с дорожными знаками: «Пункт первой медицинской помощи»,

«Пункт питания», «Место стоянки», «Въезд запрещён», «Дорожные работы», «Велосипедная дорожка».

В подготовительной группе нам предстоит систематизировать знания детей об устройстве улицы, о дорожном движении. Познакомить с понятиями «площадь», «проспект». Продолжать знакомить с дорожными знаками — предупреждающими, запрещающими, информационно-указательными. Соблюдать ПДД. Расширять представления детей о работе ГИБДД. Развивать ориентировку в пределах ближайшей к детскому саду местности. Формировать умение находить дорогу из дома в детский сад на схеме местности.

Безопасность собственной жизнедеятельности

Современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в неё вошли и такие понятия как экологическая катастрофа и терроризм.

Во второй младшей группе знакомили с источниками опасности дома (горячая плита, утюг, формировали навыки безопасного поведения (осторожно спускаться и подниматься по лестнице, держась за перила, открывать и закрывать двери, держась за дверную ручку).

В средней группе знакомили с назначением, работой и правилами пользования бытовыми электроприборами (пылесос, чайник, электрический утюг). Закрепляли умение пользоваться столовыми приборами (вилка, нож, ножницы). Знакомили с правилами езды на велосипеде, с правилами поведения с незнакомыми людьми. Рассказывали о работе пожарных, причинах его возникновения и правилах поведения при пожаре.

В старшей группе закрепляли и расширяли знания об источниках опасности в быту. Знакомили с работой службы спасения – МЧС, назначении номеров -01, — 02, — 03, 112. Учили называть свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес.

В подготовительной группе учим детей оценивать свои возможности, по преодолению опасности. Формируем у детей навыки поведения в ситуациях «Один дома», «Потерялся», «Заблудился», умение обращаться за помощью к взрослым.

Формы организации учебно-воспитательного процесса и методы работы с детьми

  • занятия, игровые образовательные ситуации «Минутка безопасности» (Осторожно, гололед; Где можно и где нельзя играть; Что хранят кармашки).
  • беседы (Если ты потерялся; Не играй с огнем; Правила поведения в группе).
  • дидактические игры, подвижные игры, сюжетно-ролевые игры
  • наблюдения, экскурсии в Драмтеатр, целевые прогулки
  • заучивание стихов по ОБЖ
  • отгадывание загадок, кроссвордов
  • чтение художественной литературы
  • рассматривание иллюстраций по теме, альбомов
  • просмотр презентаций (Уроки тетушки Совы, Микроб Грязнулькин, Смешарики: Азбука безопасности)
  • театрализованные представления (Сказки: «Непослушный огуречик», «Волк и семеро козлят», «Колобок»)
  • обыгрывание ситуаций (правильного и неправильного поведения)
  • участие в конкурсах разного уровня прямых и дистанционных, как детей, так и педагогов (ПДД)
  • заучивание правил безопасного поведения
  • праздники, развлечения, досуги
  • личный пример взрослых

Большое внимание уделяется организации различных видов деятельности для приобретения детьми опыта. Этому, конечно, способствует ПРС в группе и в МАДОУ.

  • Уголок безопасности, который содержит материалы по ОБЖ (наглядно-дидактические пособия, дидактические игры, детские журналы, плакаты по ОБЖ по темам «Если ты потерялся на улице», «Внимание! Терроризм!», «Пожарная безопасность для дошкольников»; «Уголок здоровья», альбомы «Лекарственные растения», «Ядовитые растения и грибы», иллюстративный материал, настольные и настольно-печатные игры, мнемотаблицы.
  • Центр ролевой игры (атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Полиция», «Поликлиника», «Ветлечебница», театр кукол «Мы в профессии играем», телефоны, игрушки — спецмашины)
  • Площадка с дорожной разметкой на территории МАДОУ, набор дорожных знаков
  • Познавательная и художественная литература, фотоальбомы, иллюстрации для рассматривания и обсуждения различных ситуаций:
  • Л. Толстой «Пожар», «Пожарные собаки»
  • В. Житков «Пожар», «В дыму»
  • С. Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», «Сказка о глупом мышонке»
  • Т. Шорыгина «Зеленые сказки», «Осторожные сказки»
  • К. Зайцева «Уроки Айболита»

- Сказки «Волк и козлята», «Три поросенка», «Красная Шапочка», «Заюшкина избушка», «Колобок», «Кот, петух и лиса» и др.

  • Ю. Соколова «Правила безопасности»
  • И. Серяков «Улица, где все спешат», «Ученый дружок»
  • Е. Пермяков «Торопливый ножик»
  • Н. Носов «Автомобиль»
  • Г. Юрмин «Любопытный мышонок».

Решение задач обеспечения безопасного, здорового образа жизни возможно лишь при постоянном общении взрослого с ребенком на равных: вместе ищем выход из трудного положения, вместе обсуждаем проблему, ведем диалог, вместе познаем, делаем открытия, удивляемся.

Взаимодействие с родителями

Ничто не воспитывает с такой убедительностью, как наглядный пример взрослых.

Цель работы с родителями: объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье.

В работе с родителями используется информационно-аналитическое направление: проведение опросов. анкетирование родителей; познавательное направление: родительские собрания, консультации

наглядно- информационное направление: просмотр занятий и других видов деятельности, информация на стенде, папки-передвижки, разработка памяток,

досуговое направление: совместное проведение праздников, досугов, экскурсий; выставки творческих работ, изделий из бросового и природного материала.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 10 (372) выйдет
23 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год