Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ДОКЛАД «Формирование у детей знаний о растительном и животном мире родного края как средство повышения экологической культуры воспитанников»
Познание
Автор: Серёдкина Надежда Николаевна   
09.01.2016 03:27

ДОКЛАД «Формирование у детей знаний о растительном и животном мире родного края как средство повышения экологической культуры воспитанников»ДОКЛАД «Формирование у детей знаний о растительном и животном мире родного края как средство повышения экологической культуры воспитанников»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №10»

Подготовила: воспитатель Серёдкина Надежда Николаевна, г. Усолье-Сибирское, 2015 год

Где было пустое место, где не было ни чего,
Пусть каждый посадит дерево и не забудет его
В.Берестов

1. Актуальность.

Формирование основ экологической культуры и экологически сообразного поведения в окружающем мире является одной из ключевых задач дошкольного образования.

 

Скачать конспект

Скачать презентацию

Тема «человек и природа» никогда не потеряет своей актуальности. Все понимают, что воспитывать чувство любви к природе у ребёнка необходимо с рождения. Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нём лучшие чувства. Особенно велика роль в воспитании детей.

Значимость экологического образования, как ребёнка, так и населения в целом подчёркивается в ряде следующих документов правительства РФ:

  • Проект «Национальная стратегия в области экологического образования РФ»;
  • «Концепция устойчивого развития России».
  • Федеральный государственный стандарт (в соответствии с ФГОС экологическое образование можно осуществлять по всем образовательным областям).

В образовательной программе ДОУ разработан раздел по познавательному развитию «Региональный компонент», куда входят такие темы как: «Краски осени. Деревья, кустарники наших лесов», «Ребятам о зверятах», «Животный мир лесов Сибири», где дети знакомятся с разновидностями растительного и животного мира родного края, учатся бережному отношению к ним.

Экологическое образование уже стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики. В последние годы значительно возросло внимание ученых к исследованию данной проблемы. Особый интерес представляют работы Н. М. Верзилина, А. Н. Захлебного, И. Д. Зверева, Б. Г. Иоганзена, В. С. Липицкого, И. С. Матрусова, А. П. Мамонтовой, Л. П. Печко, В. А. Сухомлинского и др., которые рассматривают различные аспекты экологического воспитания и образования детей в учебно-воспитательном процессе и при организации общественно-полезной работы по охране природы. Сегодня идеи современной комплексной экологии активно внедряются в практику обучения и воспитания дошкольников.

Таким образом, познавательное развитие в направлении экологического воспитании и образования детей – чрезвычайно актуальная проблема.

В своей педагогической практике опираюсь на работы А.И. Ивановой «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду», С.Н. Николаевой «Юный эколог», Л.В. Рыжовой «Методика детского экспериментирования».

2. Цель, задачи.

Кто из нас не был свидетелем варварского отношения к деревьям, когда взрослые или подростки и даже маленькие дети просто так ломают ветки, вырезают на стволе свои незабвенные имена, повреждают кору во время сбора берёзового сока? Казалось бы, и в детском саду, и в школе учат тому, «что такое хорошо и что такое плохо». Почему же не срабатывают такие хорошие заповеди по отношению к природе в повседневной жизни? Мне кажется, что одна из причин этого – изучение природы по книгам, редкое общение детей, особенно горожан, с растениями и животными, неумение видеть и слушать природу, получать эмоциональное удовольствие от её красоты и неповторимости. Всему этому нужно учить с детства. Ребёнок, в жизни которого было своё, «личное», дерево и который хотя бы однажды сказал: «Здравствуй, деревце!», будет относиться к природе бережнее и внимательнее. Он сможет наслаждаться красотой капельки росы на листике, первым распустившимся цветком, запахом дождя и листвы, поймёт, как хрупок мир природы и как он зависит от действий человека.

Именно поэтому во главу работы с детьми я взяла экологическое воспитание.

Исходя из вышесказанного, была сформулирована следующую цель — формирование у детей элементарных представлений о растительном и животном мире родного края как средство повышения экологической культуры воспитанников.

Реализую данную цель путём решения задач:

  • содействовать расширению представлений о растительном и животном мире тайги;
  • через эмоциональное отношение способствовать формированию интереса и любви к изучению Сибирского края, умение сопереживать, гуманно относиться ко всему живому;
  • повышение уровня знаний, сознания и экологической компетентности родителей.

3. Практическая часть.

3. 1. Методы и приёмы работы.

Всю работу по экологическому образованию детей осуществляю в двух направлениях: на непосредственной образовательной деятельности и в повседневной жизни. Знания, умения и навыки, полученные детьми на занятиях, закрепляю в повседневной жизни.

Всю работу с детьми строю в занимательно-игровой форме, это способствует устойчивой мотивации и творческой активности детей.

При ознакомлении детей с миром экологии: живой и не живой природой использую следующие методы:

  • словесный (рассказ, беседа, чтение, заучивание);
  • наглядный (демонстрация иллюстраций и картин, наблюдения, экскурсии, демонстрация фильмов, презентаций);
  • практический (труд в природе, экспериментирование);
  • игровой (дидактические, настольно-печатные, игры-инсценировки, сюжетно-ролевые).

Так, например, полученные детьми знания в результате наблюдений за сосной, подкрепляю, уточняю, обобщаю и систематизирую с помощью художественно-речевой деятельности — составления сказок ( «Что тебе снится, деревце моё», «Встреча лиственных и хвойных деревьев»), рассказов, стихов загадок ( «Реклама», «Я люблю дерево, потому что…», «Они рядом с деревом живут»), рисования, лепки, аппликации ( «Ветка сосёнки», «Дружба зверей с деревом» и другое). Всё это в совокупности играет положительную роль и способствует формированию у детей осознанно правильного отношения к природе, привлекает их к природоохранной деятельности.

Использование наглядного иллюстративного материал помогает мне закрепить и уточнить представления детей, полученные в ходе непосредственных наблюдений. Например, мы с детьми не можем наблюдать соседей растений – животных (медведь, белка, клёст и другие). С помощью демонстрации картин, иллюстраций я могу формировать у детей представления об объектах, предметах, явлениях природы, которые в данный момент в нашей местности наблюдать невозможно. В процессе использования наглядного иллюстративного материала знакомлю детей с длительно протекающими явлениями в природе — сезонные изменения. Использование данного материала способствует обобщению и систематизации у детей информации природоведческого содержания и характера.

Для реализации задач использую в работе с детьми дидактические игры: «Найди дерево по описанию», «От семени до дерева», «Взрослые и дети» и другие; сюжетно-ролевые игры: «Путешествие в сосновый бор», «Лесное кафе», «В гости на день рождение к ёжику»; настольно-печатные игры: «Чей лист», «Что растёт в лесу», «Лакомства для животных».

Большое значение придаю исследовательской деятельности детей — проведению опытов, наблюдений. В процессе обучения обращаю внимание на то, чтобы задействовать все органы чувств ребенка, а не только слух и зрение. Для этого детям предоставляю возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты и даже попробовать их на вкус, если это безопасно. Был проведен, в частности, цикл наблюдений за обитателем экологической тропы – сосной (проект «Сосна и её соседи»).

Большое внимание уделяю общению детей с природой: с деревьями, птицами, насекомыми. Считаю, что нельзя привить эмоциональное отношение к природе по книгам и рисункам. Ребенку нужно ощутить запах травы после дождя или прелой листвы осенью, услышать пение птиц, стрекот насекомых. Поэтому я постоянно вывожу своих воспитанников на прогулки, экскурсии. Во время экскурсии дети собирают природный материал для занятий НОД, коллекций и так далее.

Использования метода проектов помогает в развитии творческой личности ребёнка, его познавательных способностей, воображения и мышления.

Цель его: дети учатся наблюдать, экспериментировать, любить и беречь природу, способствует саморазвитию каждого ребёнка.

В нашем детском саду проект как форма работы с детьми используется как итоговое мероприятие тематической недели.

Примером такой работы является творческо-исследовательская деятельность – детско-взрослые проекты: «Сосна и её соседи», «В мире диких животных Прибайкалья», «Удивительное место на земле — Сибирь!».

При работе над проектом «Сосна и её соседи» была поставлена цель: создание книги с участием детей, где взрослый выступает не только как организатор, но участник такой деятельности.

Были поставлены следующие задачи:

  • содействовать расширению представлений детей о мире тайги через эмоционально-положительное отношение к изучению природы сибирского края;
  • организация работы с семьей в подготовке методического продукта проектной деятельности.

Приступая к работе по проекту, мы с детьми определили объект исследования. Этим объектом стало сибирское дерево – сосна обыкновенная, а субъектом — соседи, которые с ней рядом живут и растут.

Почему именно сосна? Для того, что бы ответить на этот вопрос дети вместе с родителями обратились к данным по породному составу лесного фонда Сибири. Оказалось, что сосна – самое распространённое дерево. Оно занимает 40% от всего лесного массива нашего региона.

Почему именно дерево, а не кустарник или травянистое растение? Да потому, что деревья — прекрасный объект для наблюдения, они имеют ярко выраженные сезонные изменения. На примере их жизни могут быть рассмотрены взаимосвязи растений с окружающей средой и другими животными организмами.

Продуктом нашей совместной деятельности стала книга о жизни сосны (фото 1, 2).

В работе над проектами использую, так называемые карточки «Методы исследования» (рисунок 1) с изображением символов, которые помогают детям найти ответы на поставленные вопросы.

Для создания условий в работе над проектом на подготовительном этапе подобрала литературу художественного и познавательного характера. Разработала презентации «Таёжный лес», «Животные тайги».

Разработала и изготовила дидактические игры:

  • «Что сначала, что потом», «От семени до дерева» (знакомство с последовательностью роста деревьев – берёзы, кедра);
  • «Взрослые и дети» (формирование и закрепление знаний о животных

сибирского леса и их детёнышах);

  • «Лесное кафе» (формирование представлений о пище животных);
  • «Правила поведения в лесу».

Была изготовлена мини-книга «Береги эти растения».

Также на этом этапе перед детьми была поставлена цель: оборудовать книгу о сосне и ее соседях.

Вместе с ними обсудили, как будет выглядеть книга.

Одновременно велась работа с семьей. Она проводилась в форме: домашних заданий по сбору материала к проекту.

На втором этапе, были определены методы работы с детьми. Использовались такие, как: поиск познавательной информации о сосне, зарисовки данного дерева. Полученная информация оформлялась в эскизы страницы для книги.

Каждый день перед детьми ставилась проблемная ситуация, которую они должны были решить. Началом поиска ответов был выбор методов исследования, которые помогут им найти ответы на поставленные вопросы. Например, перед детьми была поставлена проблема: найти соседей сосны. Ребята выбирали разные методы исследования при помощи карточек и объединившись по подгруппам находили информацию. Например, карточка с символом «Понаблюдать», означала, что дети будут находить ответы на прогулке по экологической тропе (фото 3). Карточка «Провести эксперимент», означала, что дети будут заниматься в уголке экспериментирования (фото 4, 5) и другое.

По итогам проведённой работы сделали вывод, что соседями сосны являются деревья и кустарники, цветы и травы, птицы и насекомые.

Прогулки проводились не только на территории детского сада, но и за ее пределами. Так мы с детьми совершали экскурсии на городское озеро, берег реки Ангары. Здесь с детьми проводились исследования: изучались хвоя и листья, кора, ветки и другие части дерева, а также почва под деревьями, её обитатели — дождевые черви, насекомые (фото 6,7).

В результате проведения такой опытно-исследовательской работы дети смогли сделать следующие умозаключения:

  • сколько лет сосне? (считали кольца на спиле дерева);
  • что нужно нашему дереву? (солнце, вода, воздух, ветер);
  • где сосне плохо жить? (в тени, в тесном соседстве с другими хвойными деревьями, дерево светолюбивое).

В результате проведенных наблюдений, дети пришли к выводу:

  • надо соблюдать правила поведения в лесу;
  • проявлять уважение и осторожность в общении с растениями;
  • выяснили, что сосна дружит с ягодами: черникой, брусникой,

кустарниками — багульником, шиповником, грибами — рыжиком, боровиком (белым грибом).

Познавательно-исследовательская деятельность проходила в интеграции с продуктивной деятельностью: рисованием, лепкой, аппликацией, с чтением художественной литературы, а также коммуникативной: сочинением сказок, рассказов, реклам. Например, дети учились составлять небольшие рассказы- рекламы о сосне, где они восхваляли дерево и в конце выражали свои пожелания бережного отношения к нему. В ходе такой работы у детей обогащался словарь при помощи подбора существительных и прилагательных: красавица, принцесса, зеленоглазая.

Дети также участвовали в трудовой деятельности. На экологической тропе были проведены акции: «Мы посадим деревце своё», «Трудовой десант». Целью таких акций было: формирование доброго, заботливого отношения к растениям.

Когда информация была собрана, мы перешли к изготовлению самой книги.

Из приготовленных эскизов страниц (фото 9) я создала проблемную ситуацию: как из них создать книгу?

Для этого в группе приготовила для детей выставку книг: повсюду (на полках, столах, подоконниках, стульчиках) поставила книги. Они были большие и совсем маленькие, с картинками и без них (фото 8).

Детям было дано задание — ответить на вопрос: из каких частей состоит книга? После того, как они пришли к выводу, что у книги есть обложка, путеводитель по страницам и последовательное их расположение мы приступили к ее изготовлению.

Книга получилась объемная, красочная, а главное с полезной информацией для детей.

3. 2. Организация работы с родителями.

Хочу отметить, что ни с чем не измерима роль родителей, не только в реализации данного проекта, но и в целом в жизни ребёнка, группы ДОО.

Активное участие родители воспитанников приняли в оформлении продукта проекта – создании книги «Сосна и её соседи». Это они перевоплощались вместе с детьми в писателей, сочиняя рассказы, сказки. Это они были иллюстраторами, разрабатывая дизайн страниц.

Оказывали помощь в оформлении развивающей среды при изготовлении гербария «Деревья и кустарники нашего края» (фото 10).

В облагораживании экологической тропы родители воспитанников стали настоящими лесничими. Они приняли активное участие в акции: «Посадим деревце вместе» (фото 11).

Благодаря такой совместной работе над проектом у детей расширились представления о растительном мире тайги, сформировались обобщенные понятия о жизни растений, заложены основы личностной культуры в воспитании у детей бережного отношения к природе, что так необходимо для их обучения в школе.

Продукт тематической недели: познавательная книга «Сосна и ее соседи» явился методическим пособием для ознакомления воспитанников с растительным миром Сибири.

Таким образом, в моей педагогической деятельности важное место я отвожу взаимодействию с родителями. Успех в работе по познавательному развитию зависит от тесной взаимосвязи педагога, родителей и детей, целью, которой является объединение усилий взрослых для успешного развития каждого дошкольника.

Мне было важно сделать родителей не только своими союзниками, но и грамотными помощниками. Для этого использую наиболее продуктивные и интересные формы работы, как отмечают сами родители это:

  • групповые собрания в форме дебатов, ток-шоу, с включением игровых моментов, с приглашением специалистов;
  • «Родительский клуб», мастер классы для родителей
  • «Дни открытых дверей»;
  • проведение массовых форм взаимодействия с семьями воспитанников (праздники, соревнования, дни театра, экскурсии и т.п.);
  • организация проектной деятельности педагог – дети – родители;
  • оформление наглядной педагогической пропаганды, газета для родителей.

Традиционной формой работы с родителями в любом образовательном учреждении является родительское собрание. Я провожу собрания в нетрадиционных формах, например викторина «Знатоки природы» (фото 12). В результате проведённого мероприятия были созданы условия для сотрудничества родителей и детей, их эмоционального и психологического сближения; повышен интерес родителей к экологическому образованию дошкольников и экологии в целом.

На таких мероприятиях налаживается атмосфера мира и тёплых взаимоотношений между мной и родителями.

Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир природы и охраны ее.

Заключение

Подводя итоги работы, хочется отметить, что она проводилась не зря. Есть положительные результаты: повысился уровень экологической культуры у детей. Дети научились осознанно и правильно относиться к объектам и явлениям природы, практическим действиям по её охране; развиты умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы; у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности. Заметно изменилось отношение детей к природным объектам. В процессе непосредственных наблюдений за природой в сознании детей сложилось ясное и точное представление о том, что в живой природе все связано между собой.

У родителей повысился уровень знаний, экологические компетентности, педагогическая культура, ответственность за воспитание своих детей.

Хочется отметить, что детские проекты по экологии – это и обучение, и игра для ребёнка, а итоги этой игры, вполне возможно, в будущем не раз ему пригодятся. Выполняются они при помощи совместной работы педагога, родителей и дошкольника, тем самым осуществляется социокультурное воспитание детей.

Список литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт ребёнка.
  2. Алябьева Е.А. природа. Сказки и игры для детей. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 128 с. (Детям о самом важном). ISBN 978-5-9949-0627-9
  3. Иванова А.И. экологические наблюдении и эксперименты в детском саду: Мир растений. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 240 с. (Программа развития). ISBN 978-5-89144-816-2
  4. Комплексное планирование прогулок с детьми 2,5 – 7 лет: прогулочные карты / авт. -сост. О.Р. Меремьянина. – Волгоград: Учитель, 2015. – 305 с. ISBN 978-5-7057-3436-8
  5. Масленникова О.М., Филиппенко А.А. экологические проекты в детском саду / О.М. Масленникова, А.А. Филиппенко. – Волгоград: Учитель, 2009. – 232 с.: ил. ISBN 978-5-7057-1994-5
  6. Николаева С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. – М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 201. – 112 с. ISBN 978-5-86775-735-9
  7. Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сад. Для работы с детьми 6 — 7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 168 с.: цв. вкл. ISBN 978-5-86-775-733-5
  8. Рыжова Л.В. методика детского экспериментирования. СПб.: ООО ИЗДАТЕЛЬСВТО «ДЕТСВО-ПРЕСС», 2014. – 208с. ISBN 978-5-906750-00-6
  9. Рыжова Н.А. экологический проект «Моё дерево» / Текст публикуется в авторской редакции. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА» ТЦ «СФЕРА», 2006. – 256 с., 8 л. ил. ISBN 5-9715-0159-3
  10. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе / авт. -сост. С.В. Машкова [ и др. ]. – Изд. 3-е, испр. – Волгоград: Учитель, 2015. – 185 с. ISBN 978-5-7057-3919-6
  11. Система работы по экологическому воспитанию дошкольников. Старшая группа. /Сост. П. Г. Федосеева. — Волгоград: ИТД «Корифей». — 96 с. ISBN 978-5-0775-9149-7
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru Журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 43 (359) выйдет
26 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год