Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Игры – эксперименты с детьми старшего дошкольного возраста
Познание
Автор: Кондратенко Юлия Васильевна   
14.02.2016 07:22

Игры – эксперименты с детьми старшего дошкольного возрастаИгры – эксперименты с детьми старшего дошкольного возраста

ВВЕДЕНИЕ

Каждый узнает лишь то, что сам пробует сделать.

Песталоцци

Вся жизнь ребенка – дошкольника пронизана игрой, только так он может открыть себя миру и мир для себя. Отечественный философ, богослов, психолог и педагог Василий Васильевич Зеленский, пытался разгадать феномен детства, утверждал что «для того и дано нам детство, чтобы мы играли». Функция детства, согласно этой формуле, заключается в том, чтобы дать развиться ребенку, не входя в прямое общение с действительностью, но в тоже время, не удаляя и его вполне от действительности. Игры и являются той формой активности, в которой лучше всего разрешаются задачи «детства».

 

Скачать конспект

Сегодня одной из актуальных задач дошкольного детства является стремление ребенка реализовать себя как субъекта в разнообразных сферах жизнедеятельности, самостоятельно найти и применить необходимые знания и умения, продемонстрировать свою активность, инициативность, направленность на результат и положительное подкрепление взрослого, начиная с раннего возраста. Учитывая эти особенности современных детей, процесс воспитания дошкольника, как субъекта деятельности и поведения, направлен на поиск таких игровых форм организации педагогической работы, которые привлекали бы детей и были эффективны в достижении поставленной цели.

Одним из видов игр, которые могут быть использованы в ходе воспитания детей дошкольного возраста как субъектов его здоровьесберегающей деятельности, становятся игры – эксперименты и игры – путешествия.

Игры – эксперименты, а также игры – путешествия являются одним из видов дидактической игры.

Для детей каждого возрастного периода следует подбирать игры – эксперименты, соответствующие ведущей игровой деятельности малышей. Так, например, в младшем возрасте игры – эксперименты и игры – путешествия должны быть предметного содержания, поскольку познавательная жизнь ребенка до трех лет строится вокруг мира предметов и манипуляций с ними.

В среднем дошкольном возрасте экспериментирование все больше напоминает сюжетную игру, подразумевающую активную практику ребенка. В игре 4-5 летнему дошкольнику дается определённый сюжет, подводящий его к эксперименту или цепочке экспериментальных действий, или предлагается роль, которая позволит малышу экспериментировать в заданных условия.

Учитывая, что пик познавательного интереса происходит на 4-5 лет, игры-экспериментирования и игры- путешествия для детей среднего дошкольного возраста – это игры с широким познавательным контекстом. Ребенок должен получать в такой игре ответы на все интересующие его вопросы.

Для детей старшего дошкольного возраста игры – эксперименты ориентированы на «исследовательскую деятельность», обеспечивающую как можно больше «культурной практики» ребенку 5-7 лет. Такая практика позволяет ребенку самостоятельно обобщить имеющиеся у него знания и представления в систему знаний, установить простейшие причинно- следственные связи, сделать правильные выводы. Самое главное, что ребенок делает их самостоятельно при косвенном участии взрослого.

Игры- путешествия для старших дошкольников нацелены на «полидеятельность», поскольку предлагают ребёнку разнообразие деятельностей или комбинацию разнообразных действий, что отвечает возможностям 6-7 летнего ребенка. Игры – эксперименты разработаны (и должны использоваться воспитателем) с учетом следующих факторов.

  • Возраст, опыт детей, ведущий вид деятельности;
  • Доступность содержания игр;
  • Сочетание наглядного материала, словесного комментария воспитателя и действий детей;
  • Обеспечение «культурной практики» детей в игре;
  • Сохранение положительного эмоционального настроя детей, активизация любознательности;
  • Соблюдение темпа и времени проведения игр в педагогическом процессе.
  • Постепенное усложнение игр;
  • Цикличность организации игр.

1. РЕЖИМ ДНЯ

«ЛАМПОЧКИ И БАТАРЕЙКИ»

Цель: подвести детей к выводу о необходимости для человека

сна и отдыха.

Материалы: батарейки, лампочки, провода.

Методика проведения: воспитатель предлагает детям представить,

Что лампочка — «орган человека» (глаза, почки, сердце и т.д.), батарейка- «двигательная деятельность человека», провода — «капилляры, мускулы». Затем воспитатель просит детей рассмотреть две лампочки, подключенные к батарейкам. Одну из них он время от времени отключает от батарейки, а другую оставляет постоянно подключенной к ней, то есть горящей. Постоянно горящая лампочка быстро перегорает, так как непрерывно находиться под напряжением, а систематически отключаемая продолжает работать.

Воспитатель помогает малышу сделать вывод: если организм человека не будет отдыхать, то его органы будут выходить из строя, человек Заболеет. Во время сна, отдыха организм заряжается энергией, необходимой для его жизнедеятельности.

«Сухой язык»

Цель: доказать необходимость слюны для ощущения вкуса пищи.

Материал: зеркало на подставке (на каждого ребенка); 4 блюдца:

с сахарным песком, с солью, с горчицей и с кусочком лимона. На каждом блюдце лежит деревянная палочка (можно с ватой); рядом – стакан с водой

для смачивания этих палочек.

Методика проведения: перед каждым ребенком устанавливают зеркало на подставке, 4 блюда: с сахарным песком, с солью, с горчицей и с кусочком лимона. На каждом блюдце лежит деревянная палочка (можно с ватой); рядом – стаканы с водой для смачивания этих палочек. Воспитатель предлагает детям придвинуть к себе первое блюдце, Смочить один конец палочки в воде и обмакнуть в сахарный песок. Далее ребенок смотрим в зеркало, а воспитатель прикладывает палочку сначала к средней части языка, затем к основанию и к боковым частям, в конце – к кончику языка. После чего предлагает подумать и назвать, в какой части языка живут «сладкие сосочки».

Затем педагог просит малышей осушить язык салфеткой и повторить Манипуляции по определению вкуса. Они сами делают вывод, что «сухой» язык вкуса не ощущает.

«Из чего мы сделаны»

Цель: сформировать понятие детей о клеточном строении организма.

Материал: микроскоп, кусочек свинины, свиного легкого, кожи, Волос.

Методика проведения: воспитатель напоминает детям о том, что любой организм состоит из клеток, выполняющих разные функции. Затем предлагает рассмотреть под микроскопом кусочек свинины, свиного легкого, печени, капельку крови, волос, кожу. Помогает детям сделать вывод: каждый организм состоит из клеток, выполняющих разные функции и требующих разное питание.

«ХХ-Р-Р-Р»

Цель: дать детям понять, что такое храп и почему иногда человек храпит во сне.

Материалы: бумажный пятнадцатисантиметровый квадрат.

Методика проведения: воспитатель предлагает ребенку взять квадрат за края и прислонить к губам. Затем просит малыша «промычать» свою любимую песенку, а потом сделать то же самое, но уже без бумаги. Вывод: храп, как и все звуки, представляет собой вибрацию мягких тканей во рту.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год