Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «Соль-это друг или враг?» |
Познание | |
Автор: Мосолова Татьяна Сергеевна | |
22.07.2025 14:33 | |
Цель: формирование у детей предпосылок естественнонаучной грамотности. Задачи: Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Ход: Педагог. Звонит в колокольчик и говорит: «Становитесь, дети в круг. Ты мой друг и я твой друг. Крепче за руки держитесь. И друг другу улыбнитесь» Ребята, передайте свое хорошее настроение нашим гостям, поздоровайтесь и улыбнитесь им тоже. Наши гости пришли посмотреть, как вы повзрослели, чему научились. Поэтому каждый из вас должен постараться быть активным и внимательным. Внимательно слушать и громко, четко отвечать на вопросы. Обещаете? (Да). Педагог. Ребята, у меня есть бабушка, которая живет очень далеко. И вот сегодня рано утром она мне позвонила и сообщила радостную новость, что приедет в гости. Она очень любит есть борщ. Но, чтобы его приготовить, мне нужны продукты. А где можно взять все необходимые продукты для приготовления борща? (В магазине). Ребята, вы мне поможете выбрать продукты? Тогда давайте возьмем корзинку и поедем в магазин. Под музыку дети по кругу едут в магазин. Педагог. Вот мы с вами и в магазине (ставлю полку с продуктами в круг). Дети вместе с воспитателем выбирают необходимые овощи, мясо и забывают про соль. Педагог. Спасибо, ребята. А нам пора возвращаться в детский сад. (Под музыку дети едут и присаживаются на стульчики). Педагог. Ребята, пока мы ехали, я вспомнила, что мы не купили еще один очень важный продукт. А какой, вы узнаете, если разгадаете ребус. Дети отгадывают ребус -Молодцы ребята! Правильно, это соль. Про нее мы как раз мы и забыли. Скажите, без соли борщ для бабушки будет вкусным? (Нет). Полностью согласна. Раздаётся стук в дверь. Педагог. Ребята, вы слышите, к нам кто-то пришел в гости. (Заходит Фиксик). Фиксик: Здравствуйте, ребята, здравствуйте взрослые. Я проходил мимо и услышал, что вы говорите о соли. Я знаю, что все люди на земле используют соль каждый день. Но одни говорят, что она вредна и опасна, а другие, наоборот, что соль полезна и просто необходима для человека. Ребята, а как вы считаете? Педагог. Поднимите руку, кто считает, что соль – это друг человека? А теперь, поднимите те, кто считает ее вредной и опасной. Педагог. Вот видишь, Фиксик, у ребят тоже мнение разделилось. Поэтому я предлагаю вам выяснить кто же прав? Будем разбираться? (Будем). Но сначала расскажите, опираясь на таблицу, что вы уже знаете о соли? Дети рассказывают по таблице Педагог. Молодцы, ребята. Свойства соли вы знаете. Посмотрите, у меня есть сундучок с предметами. Это предметы- подсказки. Они помогут нам выяснить, соль – это друг или враг? Если мы решим, что соль полезна и важна, то будем прикреплять на доску смайлик с улыбкой, а если вредна, то смайлик с перевернутой улыбкой. Педагог. Ребята, прежде чем достать предмет, я хочу у вас спросить: где, откуда мы можем получить интересующую нас информацию? (Из интернета, книг, от взрослых). Правильно. Посмотрите, наша первая подсказка — это книга-энциклопедия. Давайте узнаем, что в ней написано о соли. Читаю: «Соль- это белое кристаллическое минеральное вещество. Это один из минералов, которые люди употребляют в пищу. Она необходима для того, чтобы в организме образовывалась кровь, легче усваивалась пища, крепкими были кости, мышцы, а также для поддержания водного баланса в организме». Какой вывод можно сделать из прочитанного? (Ответ: соль необходима для организма человека). А значит она друг или враг? Давайте прикрепим на доску смайлик с улыбкой. Педагог. Ребята, а вам нравится соль на вкус? (Да.) А как вы думаете, нужно знать меру в употреблении соли? Давайте проведем опыт с огурцом. На один кусочек огурца я насыплю немножко соли, а на другой побольше. Есть желающий попробовать на вкус кусочки огурца? (Выбираю одного. Фиксик присоединяется. Пробуют и говорят о своих ощущениях. Первый кусочек понравился больше, а второй был очень соленым и есть его было неприятно). Педагог. В больших количествах соль не только портит вкус продуктов, но и очень вредна. Она задерживает жидкость в организме, а это мешает работе нашего сердца и почек. Могут начаться головные боли. Соль накапливается в костях и из-за этого начинают болеть ноги. В этом случае ребята соль- это? (Ответ: это враг человека. Прикрепляем смайлик с перевернутой улыбкой). За сутки человек должен съедать не больше 1 чайной ложки соли. При этом нужно учитывать, что во многих продуктах уже содержится большое количество соли. Давайте поиграем в игру «Распредели продукты». «Найди продукты с высоким содержанием соли» (Планшеты с изображением продуктов, карандаш). Педагог. Ребята, возьмите планшеты. Посмотрите, на листе изображены разные продукты. Вам нужно внимательно их рассмотреть, вспомнить на вкус, затем выбрать и обвести в кружок продукты, в которых содержится, по-вашему мнению, много соли. Всем понятно задание? Приступайте к выполнению задания. Педагог. Расскажите, какие, по вашему мнению, продукты содержат много соли? (Дети рассказывают). Помните, ребята, что такие продукты нужно есть редко и не в больших количествах. Педагог. Давайте посмотрим, что еще в моем сундучке. Достаю банку с квашеной капустой. Что это, ребята? Ребята, как вы думаете, почему здесь квашеная капуста? (Ответ: потому что для засолки овощей, грибов используют соль). Правильно, соль не дает портиться овощам и другим продуктам, которые мы хотим сохранить долго. Она убивает бактерии и микроорганизмы. А значит соль это … друг. Прикрепляем смайлик. Педагог. А я вам предлагаю размяться и поучаствовать в засолке капусты. Музыкальная физминутка «Мы капусту рубим, рубим» Педагог. Следующая наша подсказка – пачка соли и на ней красный крестик. Ребята, как вы думаете, что говорит нам эта подсказка? (Солью можно лечиться, когда болеешь). Расскажите, кого лечила мама солью и как? (Мама давала мне соленую воду поласкать горло, мне мама промывала соленой водой нос). А еще ребята соль содержится в морях и озерах. И многие из вас уже ездили в Алтайский край на озеро Яровое или на Черное море. Там тоже соленая вода и очень полезная. Она заживляет все ранки, лечит кожные заболевания, укрепляет иммунитет. А значит соль для нас …Друг (прикрепляем смайлик). Ребята, у меня осталась последняя подсказка — это фотография. (Фиксик в это время раскладывает лед в тарелочки). Посмотрите и скажите, что делает Александр Викторович и для чего? (А. В. посыпает дорожки солью, чтобы не было скользко). Правильно. А все потому, что соль способна растопить снег и лед. Хотите убедиться в этом? Сейчас мы пройдем с вами в нашу лабораторию. Давайте вспомним правила работы.
Дети проходят за столы. (На столе: мисочка с солью, ложечка, тарелочка с 2 кусочками льда) Педагог. Ребята, поставьте перед собой тарелочку со льдом. Кусочки отодвиньте как можно дальше друг от друга. На один кусочек посыпьте солью из ложечки. А другой оставьте как есть. Понаблюдайте, что будет происходить с льдинками. Возьмите лупы и рассмотрите лед. (Ответ: Кусочек льда, посыпанный солью, начнет таять гораздо раньше, чем простой лед. Если к нему приглядеться, то можно увидеть, что соль как бы "проедает" в нем дырочки и червячные ходы). Или опыт со стаканчиками с водой (в один положить 2 ложки соли, размешать и посмотреть где быстрее растает). Итак, в этом случае ребята соль-это друг человека или враг? (Ответ: соль друг, потому что лед тает на дорожках и можно безопасно по ним ходить). Ребенок прикрепляет смайлик с улыбкой. Ребята, помните, мы с вами проводили опыт с луком. Давайте послушаем Арину. Она напомнит нам, что мы делали и к какому выводу пришли. Рассказ о проведенном опыте по фотографиям. А значит соль, ребята, друг или враг? Прикрепляют смайлик с перевернутой улыбкой. Наше исследование подошло к концу. Давайте посчитаем, сколько у нас смайликов с улыбкой, а сколько сердитых. Подводят итог. Смайликов получилось поровну. Вывод: Фиксик. Ребята, у нас получилось равное количество смайликов. Что это значит, ребята? Соль- это все-таки друг или враг для человека? (Ответы детей). Педагог. Ребята, сегодня мы побывали в роли исследователей, и выяснили, что соль – это природное богатство. Она может быть врагом, а может быть и другом. А что нужно делать людям, чтобы соль была всегда другом? Ответы:
Фиксик. Ребята, я понял, что избыток соли также вреден, как и ее недостаток. Поэтому мы должны разумно употреблять и использовать соль в нашей жизни. Педагог. Итак, ребята, о чем мы сегодня говорили на занятии? Что нового и интересного вы узнали? - Ребята, вспомните, а где еще можно использовать соль? (В творчестве). Давайте подарим нашим гостям на память о сегодняшней встрече, занятии насыпушки из цветной соли.
|