Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Опыт работы по исследовательской и экспериментальной деятельности в первой младшей группе «Лучики»
Познание
Автор: Клевцова Ольга Ивановна   
28.02.2018 18:06

Опыт работы по исследовательской и экспериментальной деятельности в первой младшей группе «Лучики»

Дошкольники – прирожденные исследователи. Будучи причастными к взаимодействию с окружающими их предметами и явлениями, сверстниками и взрослыми, дети пытаются самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей через призму собственного опыта.

Советский психолог, Н.Н. Поддьяков, разработавший оригинальную теорию познавательного развития ребенка) выделяет экспериментирование как основной вид ориентировочно — исследовательской (поисковой) деятельности.

Он выделяет два основных вида ориентировочно — исследовательской деятельности.

 

Первый. Активность в процессе деятельности полностью исходит от ребенка. Вначале ребенок как бы бескорыстно опробует разные объекты, затем выступает как ее полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит цель, ищет пути и способы достижения и т.д. В этом случае ребенок удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю.

Второй вид ориентировочно — исследовательской деятельности -деятельность, организованная взрослым.

В процессе самостоятельной деятельности ребенок осуществляет не простой, а многоуровневый эксперимент:

  1. физический: ребенок учится управлять своим телом и отдельными органами;
  2. природоведческий: ребенок знакомится с реальным окружающим миром, со свойствами объектов и причинно-следственными связями, действующими в мире;
  3. социальный: ребенок запоминает индивидуальные особенности каждого человека (сверстника и взрослого), формы взаимодействия людей друг с другом;
  4. познавательный: ребенок тренирует мыслительные процессы, осваивает разнообразные мыслительные операции;
  5. личностный: ребенок узнает свои личные возможности;
  6. волевой: ребенок запоминает, как он сам может влиять на других людей;
  7. поведенческий: ребенок моделирует свое поведение в различных жизненных ситуациях.
  8. лингвистический: ребенок занимается словотворчеством, обсуждает итоги эксперимента, играет в словесные игры, т.е. экспериментирует со словами;

Объектом познания детей дошкольного возраста является

Рукотворный мир, мир живой и неживой природы

В процессе экспериментирования ребенку необходимо найти ответы на следующие вопросы:

- Как я это делаю?

- Почему я это делаю именно так, а не иначе?

- Зачем я это делаю, что хочу узнать, что получилось в результате?

Мотив: познавательные потребности, познавательный интерес, в основе которых лежит ориентировочный рефлекс "Что это?", "Что такое?

Отличительная особенность в познании детей младшего дошкольного возраста.

Вижу- действую с предметами ближнего окружения и знакомыми явлениями

В детском саду опыты, эксперименты могут проводиться в совместной, самостоятельной деятельности, в процессе режимных моментов, а так же элементарные опыты включаться в каждое занятие. Опыты можно использовать на прогулке как часть наблюдения.

Организационный момент должен быть игровым, сюжетным увлекать и заинтересовывать детей. Также необходимо предусматривать форму обобщения и фиксации результата эксперимента (речевая или продуктивная), его практическое применение, использовать больше методов, повышающих речевую активность детей.

Для положительной мотивации деятельности дошкольников необходимо использовать различные стимулы:

  1. внешние стимулы (новизна, необычность объекта)
  2. тайна, сюрприз
  3. мотив помощи
  4. познавательный мотив (почему так)
  5. ситуация выбора

Используя формы работы с детьми младшего дошкольного возраста наблюдение, исследовательская деятельность, конструирование, экспериментирование, предметно-манипулятивная игра, развивающие игры, встречи с природой, ситуативные разговоры), дети не только знакомились с природой, но и целенаправленно подходили детей к ее пониманию: с помощью вертушек, показывая, как дует ветер, во время дождя вместе с детьми слушая, как стучат капли дождя по крыше и стеклам окон, наблюдая за листопадом, собирая желтые листочки, в солнечный день играя с солнечным зайчиком, внимательно рассматривая овощи, произрастающие в нашей местности (огурец, помидор, морковь, яблоко), взяв их в руки, потрогав, понюхав, и попробовав на

вкус, наблюдая за одеждой людей в разное время года, дети расширили представления о

характерных признаках рассматриваемых предметов и объектов окружающего мира.

Обращая внимание детей на свойства природных материалов, показывала, как сухой песок рассыпается, а если его полить водой — становится влажным, и тогда из него с помощью формочек можно делать различные пирожки. В играх с водой показывала детям, что вода жидкая, ее можно переливать из одного сосуда в другой, если холодная вода постоит на солнышке, то станет теплой, вода может быть чистой и грязной. Таким образом, в процессе игр с песком и водой, дети знакомились с их свойствами.

В зимнее время на прогулке и во время игр, знакомя детей со свойствами снега. вместе с детьми трогали снег, замечая, что он холодный, белый, а от тепла рук он тает. Показывая детям, что он липкий, и из него можно лепить различные формы, и повторяя за мной мои действия (лепка фигур и катание снежных комков), у детей формировались элементарные представления о свойствах снега.

Вместе с детьми набирая снег в ведерко и наблюдая, как он таял в группе, дети убеждались в том, что растаявший снег превращается в воду. Весной небольшое количество снега клали на асфальт и наблюдали, как он тает под солнечными лучами, продолжали изучать свойства снега.

Делая красивые украшения для елочки, растущей на участке детского сада, мы наливали в формочки цветную воду и выносили на участок. Для того, чтобы развесить эти украшения, я делала петельки и опускала их в воду. Когда игрушки замерзали, доставала их из формочек и развешивала их.

Весной вместе с детьми мы обращали внимание на распустившиеся от солнечного тепла листочки, травку, цветы. В процессе ухода за растениями, подготовки почвы для посадки растений, полива цветов, рыхления земли, вытирание листьев я объясняла детям, для чего это нужно делать.

Ухаживая за растениями совместно с детьми, я подводила детей к пониманию того, что все живые объекты отличаются от неживых тем, что нуждаются в солнце, воздухе, воде, у детей сформировался не только познавательный интерес, но и бережное отношение к объектам природы.

С целью формирования мотивации познавательной потребности, познавательного интереса, в основе которого лежит ориентировочный рефлекс "Что это?", "Что такое?" мною было проведено наблюдение-эксперимент и показано простейшее отличие свойств очищенного от неочищенного апельсина (мандарина — детям младших групп) в воде ("плавает-тонет").

Задачи: формировать элементарную способность к наблюдениям за предметом, погруженным в воду, развивать познавательную сенсо-моторную активность, умение делать элементарные умозаключения на основе собственного жизненного опыта, активизировать словарь; воспитывать аккуратность, дисциплинированность.

Оборудование и материалы:

Глубокая емкость с водой, 2 мандарина

В ходе эксперимента ставила на стол емкость, наливала в нее воду, сопровождая действия вопросом: ребята, это что? Что я наливаю?" (вода). Затем брала неочищенный апельсин (мандарин). Спрашивала: "Что это?" — (апельсин/мандарин). Затем опускала его в воду, сопровождая действие словами: сейчас наш апельсин будет плавать. Побуждая детей отвечать на вопрос: что делает мандарин? (плавает). Ребята, а ваши мандарины хотят поплавать?

Каждый из детей по очереди повторяет действие воспитателя (опуская мандарин в воду). Сопровождала действия детей словами:

мандаринкам нравится плавать побуждая отвечать детей на вопросы: что делают ваши мандаринки? Им нравится плавать?

После этого показала детям, что мандаринчик может снять одежду, вместе с детьми очистили мандарины от шкурки, затем опустили их в воду. Обращая внимание детей на то, что мандаринка не умеет плавать без одежды. Когда дети опускают свои мандаринки в воду, побуждаю детей наблюдать сопровождая погружение мандарина в воду словами: "где мандарин — мандарин утонул.

Вывод: в одежде (в шкурке) апельсин плавает, а без одежды (шкурки) утонул.

Результаты: сформированы интерес к наблюдению за предметом в воде, развиты сенсо-моторные навыки (умение поместить предмет в воду и наблюдение за ним) и внимание.

Рекомендую проведение данного вида деятельности (наблюдение) с таким обьектом природы как снег (снег, погруженный в воду, сначала плавает, а потом исчезает: "куда делся снег?"). Данное наблюдение вызовет интерес к наблюдению за снегом и формирование элементарных представлений о свойствах снега.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru Журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 43 (359) выйдет
26 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год