Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект НОД по опытно – исследовательской деятельности детей «Что такое кислотность? Почему изменился цвет?»
Познание
Автор: Овчарова Светлана Сергеевна   
27.09.2021 14:45

Конспект НОД по опытно – исследовательской деятельности детей «Что такое кислотность? Почему изменился цвет?»Конспект НОД по опытно – исследовательской деятельности детей «Что такое кислотность? Почему изменился цвет?»

(использование цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандия») (подготовительная группа)

Подготовила: воспитатель первой квалификационной категории Овчарова Светлана Сергеевна МАДОУ ЦРР д/сад №47 «Дельфин» г.о Мытищи 2021г.

Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста умения самостоятельно проводить лабораторные опыты и исследования

Программные задачи:

Образовательные:

  • познакомить с понятием «кислота», «кислотность»
  • расширять кругозор детей, формировать целостное представление об окружающем мире

Скачать конспект

Развивающие:

  • развивать навыки исследовательской деятельности и познавательной активности; умение делать выводы на основе исследований.
  • совершенствовать процессы внимания, памяти, мышления, восприятия
  • расширять словарный запас детей.

Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к своему здоровью
  • воспитывать умение доводить начатое дело до конца.

Интеграция образовательных областей:

  • ОО «Познавательное развитие» – познакомить детей с понятием «кислотность».
  • ОО «Художественно-эстетическое развитие» – оформить тетрадь наблюдений.
  • ОО «Социально-коммуникативное развитие» – формировать элементарные общепринятые нормы и правила взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
  • ОО «Физическое развитие» – накопление и обогащение двигательного опыта через выполнение танцевальных движений.
  • ОО «Речевое развитие» –обогащать активный и пассивный словарь.

Оборудование: магнитофон, ноутбук, картинки фруктов (лимон, яблоко, апельсин), нарезанные кусочки фруктов, шпажки, блюдце, лоток с набором для эксперимента «Кислотность» в цифровой лаборатории «Наураша», влажные салфетки, сок яблочный, сок лимонный, сок апельсиновый для опытов; лимонный сок, пищевая сода, стаканы с разведённым соком краснокочанной капусты, по три стакана на каждого ребёнка, сухая тряпочка (протирать датчик кислотности), шкала кислотности.

Здравствуйте ребята!

Сегодня у нас необычное занятие, мы на некоторое время станем учёными-исследователями. А наша группа превратится в маленькую лабораторию.

-Давайте вспомним, что такое лаборатория?

Ответы детей.

- А кто скажет, как надо себя вести в лаборатории?

Ответы детей.

Я буду научным руководителем группы. А вы моими помощниками. И конечно, во всём нам сегодня будет помогать наш друг Наураша.

А вот тему нашего исследования вы попробуете определить сами, отгадав загадки.

(Воспитатель загадывает загадки)

Загадки:

Само с кулачок,

Красный бочок,

Потрогаешь- гладко,

Откусишь- сладко.

(яблоко)

  • **

С виду он рыжий мяч,

Только вот не мчится вскачь.

В нём полезный витамин-

Это спелый…

(апельсин)

  • **

Апельсина брат меньшой,

Потому как небольшой.

(мандарин)

  • **

Сладок он, но толстокож,

И чуть-чуть на серп похож.

(банан)

  • **

Жёлтый шар. Слегка горчит.

Летом жажду утолит.

(грейпфрукт)

  • **

Жёлтый цитрусовый плод

В странах солнечных растёт.

Но на вкус кислейший он,

А зовут его …

(лимон)

-Догадались, о чём мы с вами будем сегодня говорить?

Ответы детей.

-Верно, мы будем говорить о фруктах. И не только говорить, но и проверять, насколько эти фрукты кислые или сладкие. Какие фрукты кислее и почему?

Сейчас вы попробуете кусочки фруктов и скажете (на тарелочках разложены кусочки фруктов), какой из них самый кислый, какой не очень кислый, а какой сладкий.

Ответы детей.

-Как вы определили, какой фрукт самый кислый?

Ответы детей.

Говоря о кислых продуктах, мы говорим о кислотности.

-Как вы думаете, что же это такое кислотность?

Выслушиваются предположения детей.

-Кислотность- это величина, показывающая, сколько в составе продуктов содержится кислот?

Какой вкус будет у продукта, если он содержит много кислоты?

Ответы детей.

-А какой вкус будет, если продукт содержит мало кислоты, или совсем не содержит?

Ответы детей.

Но вкус у продукта, содержащего много кислоты, может быть и не кислым, например, если в нём много сахара. (Лимонад, чай с лимоном)

-Сравнивая вкусы, мы с вами вольно или невольно производим определённые измерения. А так как мы с вами сегодня настоящие учёные, то и проверять фрукты на кислотность мы будем с помощью специального прибора, датчика в виде божьей коровки. А помогать нам будет Наураша.

Для удобства определения кислотности, существует даже специальная шкала с отмеченными на ней цифрами от 1 до 14. Чем меньше число, тем больше кислоты содержит продукт, и тем он кислее, а чем выше число, тем меньше кислоты содержится в продукте и тем менее он кислый.

-Какой продукт будет кислее, с кислотностью «2» или «4».

Ответы детей.

Наураша нас уже заждался. Отправляемся к нему.

(Воспитатель подключает лабораторию, проводятся опыты с яблочным, апельсиновым и лимонным соком)

-Ребята, давайте сделаем вывод, в какой из предложенных жидкостей оказалась самая высокая кислотность, а в какой самая низкая. А покажем мы это на нашей шкале кислотности.

(На доске лесенка, дети прикрепляют фрукты от самого кислого до самого сладкого)

Молодцы! Справились с заданием. И прежде, чем перейти к следующей части наших исследований, я предлагаю вам измерить кислотностьвсем нам знакомой простой воды.

- Опускаем датчик в стакан с водой, давайте посмотрим, чему равна кислотность воды (дети измеряют кислотность)

-Вода не содержит кислоты, показатель кислотности воды 7 – это соответствует нейтральной (не кислой) среде, значит в воде нет кислоты.

Мы с вами засиделись, я предлагаю вам немного размяться и перейти к нашим следующим исследованиям.

Физкультминутка «Учёные»

Руки вверх, руки вниз, и на месте покружись!

Раз прихлоп, два прихлоп, снова сделай поворот!

Прыг-скок, улыбнись и в учёного превратись.

Воспитатель: Молодцы! Справились с заданием. А я для вас приготовила сюрприз. Мы с вами попробуем проделать несколько необычных опытов. А вот с чем догадайтесь, послушав стихотворение.

Воспитатель:

«Огородный долгожитель»

Чуть проклюнулся росток –

И уже как завиток!

Так и будет он стараться –

Всё расти и завиваться,

Пригибать листок к листку,

Как положено вилку,

Не хворать при непогоде,

Даже с холодом дружить,

Потому что в огороде

Дольше всех

Капусте жить. (Автор: В.Сибирёв)

Воспитатель: Так с каким же овощем мы будем экспериментировать?

Ответы детей:

Воспитатель: Совершенно верно, с капустой. Но не с простой капустой, а с краснокочанной капустой.

(Воспитатель достает из корзинки вилок краснокочанной капусты, показывает детям и приглашает к столам для проведения опытов).

Опыт:

Перед каждым ребенком стоят 3 стакана с соком капусты, тарелочка с содой и лимонный сок.

Воспитатель: Ребята, я заранее сделала для вас сок из краснокочанной капусты и разлила его в три стакана. Какого он цвета?

Ответы детей:

Воспитатель: сейчас мы посмотрим, изменится ли цвет сока краснокочанной капусты, если в него мы добавим воду. A как мы знаем, Вода не содержит кислоты, показатель кислотности воды 7 – это соответствует нейтральной (не кислой) среде. (дети добавляют воду) — сок цвет не изменил.

Воспитатель: сейчас мы посмотрим, изменится ли цвет сока краснокочанной капусты, если в него мы добавим соду (дети добавляют по чайной ложке соды) — сок стал синим.

А теперь добавим в третий стакан лимонный сок, он очень кислый, как уксус (дети добавляют по чайной ложке лимонного сока) – сок стал красным.

Воспитатель: Интересно?

Почему так происходит? Как вы думаете?

Ответы детей:

Воспитатель:

Сок краснокочанной капусты содержит особый пигмент, чувствительный к кислотности раствора — он меняет цвет от красного в растворе кислоты (уксуса или лимонного сока) до синего в щелочной среде (сода). Кроме капусты подобным свойством обладают многие темно-синие ягоды и овощи: свекла, ежевика, черная смородина, черника, голубика, вишня, темный виноград. Раствор сока в воде имеет фиолетовый цвет. При смешивании растворов уксуса и соды происходит реакция с выделением пузырьков углекислого газа, а кислотность становится ближе к нейтральной- цвет раствора становится все ближе к фиолетовому.

Воспитатель: (Приглашает детей на ковер)

Что же нового вы узнали сегодня на занятии?

А что вам понравилось больше всего?

А о чем расскажите родителям?

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год