Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе «Юные исследователи»
Познание
Автор: Лапышева Марина Владимировна   
26.09.2021 21:56

Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе «Юные исследователи»Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе «Юные исследователи»

Управление образования и молодежной политики администрации городского округа города Бор Нижегородской области

Автор: Лапышева Марина Владимировна Воспитатель МАДОУ детского сада № 20 «Сказка» 2020 г.

Цель:

  • Расширять знания детей об окружающем мире.
  • Уточнять и расширять знания детей о неживой природе, о воздухе и воды, их составе, свойствах.
  • Формировать интерес к экспериментальной работе, к опытам.
  • Познакомить с природным явлением «ветер», причинами его возникновения.
  • Развивать речь, воспитывать заботливое и бережное отношение к чистоте воздуха и воды.

Задачи:

  • Воспитательные: Воспитывать интерес к свойствам окружающих нас предметов, любознательность, бережное отношение к окружающему.
  • Образовательные: Формировать представление знания детей о неживой природе, о воздухе и воды, их составе, свойствах. Способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование: умение проводить опыты, высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова.
  • Развивающие: Развивать причинно-следственные связи и отношения; логическое мышление, память, внимание, наблюдательность, умение делать умозаключение.

Оборудование:

Ёмкость с водой, в которой лежит ключ; сундучок, в котором лежат: пробирка пустая, пробирка с водой, лист бумаги; магнит; целлофановые пакеты; трубочки; стаканчики с водой; стаканчики без воды; стаканчики с салфеткой на дне; ложки одноразовые; мандарины 6 шт.; ёмкость большая с водой -1; ёмкость небольшая с водой – 3; ткань для игры в парашют; камешки; салфетки; бумажные цветы;

Ход ООД:

Ребята Мы с вами знаем, что опыты и эксперименты проводятся с объектами живой и неживой природы. А так как эксперименты с объектами живой природы длительны по времени, сегодня мы будем продолжать изучать неживую природу.

Я предлагаю вам посмотреть на волшебный мир экспериментирования, и приглашаю вас в нашу научную лабораторию «Юные исследователи».

В лаборатории необходимо соблюдать правила безопасности. Давайте вспомним, какие?

- Не шуметь, не разговаривать.

- Быть осторожными, ничего не брать в рот.

- Предметы и материалы для опытов брать с разрешения взрослого.

В мир опытов и экспериментов мы попадем с помощью волшебного сундучка. Но сундучок на замке и чтобы его открыть, нам нужен ключ. Думаю, здесь вам помогут знания, полученные на предыдущих занятиях. Скажите, как можно достать ключ не замочив рук?

Правильно с помощью магнита. (один из детей достает ключ)

Опыт №1 «Достань ключ, не замочив рук» (используя магнит)

Оборудование: прозрачная ёмкость с водой, ключ, магнит.

Нужно прислонить магнит к стакану на уровне ключа.

После того, как ключ приблизится к стенке ёмкости, магнит медленно двигаем вверх. Ключ будет двигаться за магнитом и его можно легко достать, не замочив рук.

- Какой вывод мы можем сделать? (ответы)

Вывод: магнит притягивает металлические предметы, может примагничивать предметы через стакан и воду.

  • Сундучок мы открываем

Что в нём сейчас узнаем! (открываю)

Послушайте загадку:

Такой большой, что занимает весь мир,

Такой маленький, что в любую щель пролезет.

Что это? (воздух)

Правильно — это воздух. Достаю из сундучка пробирку

Воздух есть везде, вокруг нас и под землей, на земле, и высоко в небе. Он может заполнить любое пространство и принять любую форму и сейчас мы постараемся это доказать.

Опыт №2 «Поймай воздух»

- Как можно обнаружить воздух? (предположения)

Возьмите пакет. Что находится в пакете? (Ничего.) Если воздух окружает нас повсюду, то давайте попробуем его поймать в целлофановый пакет. (показываю)

Чем наполнился пакет? (воздухом)

Какой сделаем вывод? Воздух прозрачный, невидимый, находится в пакете.

А как Вы, думаете, воздух есть внутри нас?

Опыт №3 «Воздух внутри нас»

- Возьмите трубочку и подуйте в неё на свою ладошку. Что вы почувствовали? Откуда появился ветерок? Воздух нужен человеку для дыхания. Мы вдыхаем и выдыхаем воздух.

Опыт №3б

- Воздух можно не только почувствовать, но и увидеть, опустив один конец трубочки в воду, и подув неё. (Выполняют)

- Что вы увидели, откуда появились пузырьки? (это из трубочки выходит воздух; он легкий, поднимается вверх)

- Какой мы с вами сделаем вывод?

Вывод: воздух есть внутри человека.

Опыт №4 «Спасательный жилет»

У меня мандарин без кожуры, а у вас в кожуре. Какой тяжелее? (в кожуре)

А теперь отгадайте, какой из мандарин утонет быстрее — в кожуре или без нее? (ответы)

Опускаем мандарины в воду. Что произошло? (мандарины в кожуре плавают, хотя они тяжелее, а мандарин без кожуры утонул)

- Почему так получилось? (Ответы) Несмотря на то, что мандарин в кожуре, тяжелее, он все рано будет продолжать держаться на воде, ведь в его кожуре есть много пузырьков воздуха, как в спасательном жилете или надувном круге, которые выталкивают тонущий мандарин на поверхность воды.

Вывод: В кожуре мандарина тоже есть воздух. Воздух легче воды, поэтому он выталкивает мандарин на поверхность.

Опыт № 5 «Сухой из воды»

Скажите, можно ли выйти сухим из воды? (ответы)

Предлагаю это проверить. Возьмите стакан с приклеплённой ко дну салфеткой. Проверьте, сухая ли салфетка. (да) Можно ли опустить стакан в воду не намочив салфетку? А теперь опустим перевёрнутый вверх дном стакан с салфеткой на дно ёмкости (показываю)

Есть вода в стакане? (Есть) Замочила ли она салфетку? Как вы думаете? Сейчас вынем стакан и узнаем, кто прав. (трогают салфетку)

- Как вы думаете, что помешало воде намочить ее? (воздух)

- Что произойдет с салфеткой, если стакан наклонить в воде (из него выйдет воздух, его место займет вода, салфетка намокнет)

Вывод: Воздух занимает место.

Общие выводы про воздух.

Воздух прозрачный, невидимый, есть вокруг нас. Воздух есть внутри человека. В кожуре мандарина тоже есть воздух. Воздух легче воды, поэтому он выталкивает мандарин на поверхность. Воздух занимает место.

А сейчас давайте поиграем с воздухом.

Игра с воздухом «Парашют»

- У меня для вас приготовлен сюрприз. Посмотрите, какой большой у меня кусок ткани. Она какая? Вы знаете кто такие парашютисты? Что у них раскрывается над головой при прыжке с самолета? Давайте тоже сделаем парашют. А поможет нам в этом, конечно же, воздух. Встаньте в круг и возьмитесь за края ткани.

Дружно мы все встали в круг,

Будем делать – парашют.

Друг за другом мы идем,

Парашют в руках несем.

Руки вверх все поднимаем,

Парашют наш надуваем.

Вот какой наш парашют

Легким воздухом надут.

Вы немного отдохнули, присаживайтесь.

Сундучок мы открываем,

Что лежит в нем, мы узнаем.

Загадка

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу! (Вода)

(достаю пробирку с водой)

Опыты с водой

Что такое вода, для чего она нужна? (вода — это жидкость, без неё не прожить; она нужна людям, животным и растениям)

У вас на столе баночки с водой. Узнаем, что может вода.

Перелейте воду в другой стаканчик — вода льётся.

Посмотрите на разные ёмкости, которые заполнены водой. Имеет ли вода постоянную форму? (нет) – Вода принимает форму сосуда, в который её налили.

Понюхайте воду — вода не имеет запаха.

Опустите в стакан ложку, ложка хорошо видна — вода прозрачная.

Налейте ложкой немного воды на стол – Что произошло? Вода растеклась. Значит она жидкая. Возьмите салфетку, положите её на лужицу воды на столе. Что произошло? (вода впиталась в салфетку.) Вода может впитываться. Посмотрите в таз с водой. Что видите? (себя и потолок) – вода может отражать предметы.

Опыт «Умная галка»

Я думаю, что все помнят рассказ Л.Н. Толстого «Умная галка».

Почему автор назвал галку умной? (Ответы). Попробуем повторить эксперимент, который осуществила птица.

Осторожно опустите камешки в банку. Что происходит? (вода поднимается вверх)

Вывод: уровень воды меняется, если в воду класть предметы.

Давайте вспомним, что мы узнали про воду.

Вода прозрачная, вода не имеет цвета, льётся.

Вода принимает форму сосуда, в который её налили.

Вода растекается, она жидкая.

Вода может впитываться.

Вода может отражать предметы.

Уровень воды меняется, если в воду класть предметы.

Ещё я хочу познакомить вас с нетрадиционной техникой рисования воздухом и водой -кляксографией.

Кляксография – это отличный способ весело и с пользой провести время, поэкспериментировать с красками, создать необычные образы. Раздувая кляксы нельзя точно предугадать, как они разойдутся, перельются друг в друга, и каков будет окончательный результат... Такое занятие будет интересно и взрослым и детям. Причем не только интересно — но и полезно: рисование выдуванием через соломинку укрепляет здоровье и силу легких и дыхательной системы.

Физкультминутка

Давайте потренируемся

Носом — вдох и выдох — ртом,

Воздух нам помощник в том (дети дышат носом)

Смотрите на меня, а затем мы выполним работу вместе (показываю технику кляксографии: капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны) Вы постарайтесь раздуть её в разные направления. На каплю можно дуть не только сверху, но и с боку. Капля будет растекаться, оставляя след. Сделав кляксу на листе бумаги, включите фантазию и попробуйте увидеть в ней очертания какого-либо предмета или живого существа. Может быть, перед вами расположилась удивительная планета или живописный подводный мир. Подберите к своей работе название (на столе лежат несколько вариантов) или придумайте сами.

«Сказочный лес»

«Хорошее настроение»

«Подводный мир»

«Затерянный мир»

«Весёлая полянка»

«Страна чудес»

Рефлексия

О чем мы говорили на нашем занятии?

Что мы узнали нового о воде и воздухе?

Что вам понравилось?

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год