Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект НОД в подготовительной группе Тема. Знакомство с Республиками Поволжья через игровую деятельность. «Путешествие по Волге»
Познание
Автор: Садриева Д. С., Сергеева Т. А.   
30.09.2018 09:49

Конспект НОД в подготовительной группе Тема. Знакомство с Республиками Поволжья через игровую деятельность. «Путешествие по Волге»Конспект НОД в подготовительной группе Тема. Знакомство с Республиками Поволжья через игровую деятельность. «Путешествие по Волге»

Муниципальное автономное дошкольное учреждение «Детский сад № 42 комбинированного вида» Приволжского района г. Казани

  • Воспитатель по обучению татарскому языку: Садриева Д. С.
  • Воспитатель: Сергеева Т. А.

Цель.

  • Расширять и углублять знания и представления детей о нашей многонациональной Родине, о родном крае, людях разных национальностей, проживающих на берегах Волги.
  • Формировать патриотические чувства, закрепить знание государственных символов страны.
  • Развивать интерес к традициям и культуре разных народов.
  • Воспитывать у детей любовь к своей Родине, родному краю, уважение к людям разных национальностей и их обычаям.
  • Приобщать детей к истокам народной культуры. Обогащать словарный запас детей.
  • Активизировать словарь детей пословицами и поговорками.
  • Закреплять умение поддерживать беседу. Активно принимать участие в диалоге.

Предварительная работа. Беседы об истории России, Поволжья, г. Казани. Знакомство с символикой страны и народов Поволжья. Знакомство с культурой и традициями русского народа и народов других национальностей. Разучивание песни на татарском языке, стихотворения. знакомились с фольклором. Чтение художественной литературы.

 

Оборудование. Карта республик Поволжья, магниты с изображениями символов республик Поволжья, модули для строительства корабля, якорь, штурвал, национальные угощения, атрибуты для игры «Магазин», атрибуты для турагенства, фартуки из ковролина и элементы чувашского узора на липучках, рюкзаки, курай, муляжи грибов, две корзинки, обруч — полянка, экран, мультимедийная установка, национальные костюмы народов Поволжья.

Ход занятия:

На экране город Казань (1 слайд)

Воспитатель заходит с детьми под татарскую музыку?

Воспитатель. Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Поздоровайтесь с гостями.

- Исәнмесез. Хәерле иртә. Хәлләр ничек? (Әйбәт).

- Ребята, в каком городе мы с вами живем? А в какой республике? (Татарстане)

- Столица Татарстана?

- Президент Татарстана? (2 слайд)

- Что изображено на гербе Татарстана? Казани? (3 слайд)

- Татарстан находится на великой реке. Какой? (Волге) (4 слайд)

В самом сердце великой России

Волга-матушка вольно течет.

Вдоль реки нашей полной, могучей

Здесь народ разный мирно живет.

На Волге находятся еще и другие республики. Какие? (Чувашия, Мордовия, Республика Марий Эл, Башкирия, Удмуртия)

- А хотите отправиться на экскурсию по Поволжью? А вот как раз и турагенство «Волжские путешествия» поблизости (подходят к турагенству)

(Слайд № 5, стол, компьютер, глобус, карта, буклеты, телефон)

Дети здороваются: “Исәнмесез”

Воспитатель. Исәнмесез. Мы с ребятами хотим совершить путешествие по Волге. Что Вы нам можете предложить?

Турагент. Наше турагенство предлагает вам совершить путешествие по республикам Поволжья (показывает буклеты) Экскурсоводы расскажут вам много интересного о каждой республике. Познакомит вас с бытом и традициями народов Поволжья.

Именно сегодня, именно сейчас, с очень большой скидкой и только для вас горящий тур в три республики Поволжья: Республику Чувашию, Республику Марий Эл и Республику Башкорстан.

Воспитатель. Ну как, ребята? Отправимся в путешествие? (да)

Турагент. Но, к сожалению, команда корабля не успела подготовить теплоход к отплытию. И нам нужна ваша помощь.

Воспитатель. Сможем помочь команде теплохода? (да)

Игра “Почини теплоход” (строительные модули, штурвал, якорь, стулья)

(дети берут строительные модули и достраивают теплоход)

Воспитатель. К сожалению, я не могу с вами отправиться в круиз.

Турагент. А я с удовольствием поплыву с вами и буду вашим гидом.

Воспитатель прощается и уходит.

Турагент. А еще нам понадобится карта Поволжья.

Сюжетно – ролевая игра «Магазин» (УМК) (слайд №6)

Турагент. А в гости мы отправимся не с пустыми руками. Ведь в гости принято ходить с гостинцами. А вот и магазин — кибет. (Все подходят к магазину)

Встречает продавец

Ребёнок. Исәнмесез!

Продавец. Исәнме,...... Нәрсә кирәк?

Ребёнок. Чәк- чәк кирәк.

Продавец. Нинди чәк-чәк?

Ребёнок. Тәмле. Баллы..

Продавец. Ничә чәк-чәк?

Ребёнок. Бер

Продавец. Ун (биш, алты, сигез...) сум бир....... Мә бер чәк-чәк

(также покупают татарстанские яблоки, очпочмак, бәлеш, кош теле, кәнфит.....)

Турагент. Угощения купили. Наш теплоход отправляется (ГУДОК)

(Все садятся на построеный из модулей теплоход перед экраном) (Слайд № 7)

Пока плывут — поют. МУЗЫКА

- А чтобы было веселей плыть, давайте споем песенку “Без барабыз”

“Без барабыз, барабыз, барабыз.

Кунакка без барабыз.

Әйе шул, әйе шул

Кунакка без барабыз”

1. Приехали в Чувашию (Зучит чувашская мелодия)

(На экране город Чебоксары. (Слайд № 8)

Встречает воспитатель в чувашском национальном костюме и здоровается по – чувашски: салам (дети и гости тоже здороваются по-чувашски)

- Добро пожаловать в столицу нашей республики – город Чебоксары

Красива древняя чувашская земля, воспетая поэтами и композиторами. Самое главное ее богатство — талантливый и трудолюбивый народ, бережно несущий свои вековые традиции.

Знаете ли вы страну такую,

Древнюю и вечно молодую,

Где в лесу тетерева токуют

Словно песней сердце околдуют…

Где коль праздник — от души ликуют,

Где работа — гору дай любую…

У которого сто тысяч песен

И сто тысяч вышивок цветет?

(На слайде № 9 государственные символы Республики Чувашии)

Государственный герб Чувашии представляет собой щит, на котором изображено «Древо жизни» — знак долгого исторического пути, пройденного чувашским народом. Светло-желтый – цвет солнца, дарующий жизнь всему на земле. Восьмиугольная звезда выражает красоту и совершенство. На флаге мы тоже видим «Древо жизни»

(Слайд № 10)

- Национальные блюда чувашей: блины морковные, суп молочный с рыбой, окрошка по-чувашски и другие.

(Слайд № 11)

- Национальные праздники чувашей: Сурхури, Калăм, Мăнкун, Курак, Акатуй и др.

- Кто сможет объяснить смысл чувашской пословицы.

«Человек без друзей, что дерево без корней»

(Слайд № 12)

- Посмотрите, какие красивые национальные чувашские костюмы.

- А хотите украсить фартук национальным орнаментом?

Дидактическая игра «Составь узор»

(составление чувашского орнамента на фартуке по образцу)

(На мольберте образец фартука с узором, три стола, на столах на каждого ребенка фартук из ковролина и поднос с элементами узора. Дети украшают фартук узором и показывают гостям.

(Детям дарят символику Чувашии. Дети прикрепляют символику к карте)

В. Спасибо за интересный рассказ о Чувашии. Мы путешествуем по Поволжью и сейчас отправляемся в Республику Марий Эл. До свидания! Саубулыгыз!

(Дети и воспитатели садятся на теплоход)

(Поют песню на татарском)

“Без барабыз, барабыз, барабыз.

Кунакка без барабыз.

Әйе шул, әйе шул

Кунакка без барабыз”

2. – Приехали в республику Марий Эл (звучит марийская музыка)

(На экране город Йошкар – Ола (слайд № 13)

Встречает воспитатель в национальном костюме, здоровается по-марийски: сай (дети и гости тоже здороваются по-марийски)

- Добро пожаловать в столицу нашей республики – город Йошкар-Ола

Марийский край – это край, где много рек, озер и лесов. Край красив своей природой, талантливым марийским народом.

(На слайде № 14 государственные символы Марий Эл)

- Как вы думаете, что изображено на слайде? Правильно, это флаг и герб. Какой республики? Как вы думаете? (Республики Марий Эл) Давайте рассмотрим их. Кто может описать флаг? (прямоугольник, три полоски синего, белового и красного цвета и элемент национального марийского узора)

Турагент. А кто сможет назвать эти цвета по-татарски?

- А кто сможет рассказать про герб?

Что на нем изображено?

А как вы думаете, почему изображен медведь?

Для чего ему щит и меч?

(На щите герба Марий Эл изображен медведь. В одной лапе он держит щит, в другой – меч. Щит украшен золотой короной в стиле национального орнамента)

(Слайд № 15)

- Посмотрите, какие красивые национальные костюмы марийцев.

(Слайд № 16)

Основой марийской народной кухни являются дары лесов, полей, рек и озер – рыба, дичь, грибы, всевозможные травы и ягоды). Картофель у марийского народа считается «вторым хлебом». Широко используются молочные продукты.

Национальные блюда марийцев: репа с яблоками и сметаной, суп овсяный с картофелем и брюквой, голубцы с творогом и другие.

(Слайд № 17)

Национальные праздники марийцев: праздник печки, праздник цветов, праздник урожая, праздник новой каши.

Игра — эстафета «Собери грибы» (две корзины, зеленый обруч, грибы)

Как мы уже сказали, в Марий Эл много лесов, которые богаты грибами и ягодами. И сейчас мы с вами поиграем в игру «Собери грибы»

Но собирать мы будем только съедобные грибы.

(Обруч — полянка, грибы из солёного теста. Дети делятся на две команды. По одному бегут, берут гриб, возвращаются, кладут в корзину. Затем бежит следующий. Затем педагог проверяет вместе с детьми, все ли грибы съедобные.)

В. Спасибо за интересный рассказ о Марий Эл. Мы путешествуем по Поволжью и сейчас отправляемся в Башкирию. До свидания! Саубулыгыз!

(Дети и воспитатели садятся на теплоход)

(Поют песню на татарском)

“Без барабыз, барабыз, барабыз.

Кунакка без барабыз.

Әйе шул, әйе шул

Кунакка без барабыз”

4. – Приехали в республику Башкирию (Звучит башкирская музыка)

(На экране город Уфа (слайд № 18)

Встречает воспитатель в национальном костюме, здоровается по-башкирски: Һаумыһыгыз (дети и гости тоже здороваются по — башкирски)

- Добро пожаловать в столицу нашей республики – город Уфу

Льется песня родного курая,

Мы — башкиры, в Поволжье живем.

В благодарность богатому краю

По-башкирски танцуем, поем.

- Наш герой – Салават, им гордимся, (слайд – памятник Салавату Юлаеву)

Так историю мы узнаем.

По крупицам культуры страницы

Любим, учим и все бережем.

(На слайде № 19 государственные символы Республики Башкирии)

- Как вы уже догадались, это флаг и герб…какой республики?

- Чем отличаются флаг и герб Башкирии от тех, с которыми мы уже познакомились?

(На государственном гербе Республики Башкортостан изображен памятник Салавату Юлаеву на фоне восходящего солнца и его лучей. Флаг – прямоугольник, полоски синего, белого, зеленого цвета, в середине цветок курая)

Музыкальная игра с кураем.

- У башкир есть национальный духовой инструмент. Может, кто-нибудь знает, как он называется? А хотите про него послушать сказку? (смотрят сказку на экране)

- А хотите с ним поиграть?

(Дети встают в круг. Под музыку курай передают из рук в руки. По окончании музыки ребенок, у которого в руках остался курай, выходит в середину. Звучит фонограмма. Ребенок имитирует игру на инструменте. Дети танцуют)

(Слайд №20)

- Посмотрите, какие красивые национальные костюмы башкир.

(Слайд № 21)

- Национальные блюда башкиров: конина с чесноком, суп из черной смородины с салмой, баурсак.

Многие блюда являются «универсальными» – они могут служить одновременно и первыми и вторыми. Таковы, например, куллама, биш-бармак, элеш и др.

(Слайд № 22)

- Национальные праздники башкир: каргатуй – праздник, посвященный встрече весны, курултай, майдан, сабантуй.

В. Спасибо за интересный рассказ о Башкирии. А сейчас нам пора возвращаться в свой родной Татарстан. До свиданя! Саубулыгыз!

(Слайд № 23)

(Дети и воспитатели садятся на теплоход)

- Понравилось вам наше путешествие?

Мы побывали с вами на берегах прекрасной реки Волги. Познакомились с традициями и культурой народов, живущих в Поволжье, приобрели новых друзей.

(Гудок теплохода, все выходят (Слайд № 24)

Встречает всех воспитатель в татарском костюме)

Воспитатель. Исәнмесез. Как я рада вас снова видеть.

Турагент. Дети, понравилось вам путешествие? А что интересного вы увидели? (ответы детей)

Воспитатель. А сейчас дети расскажут про нашу большую дружную семью стихотворение.

1 реб. Русские, чуваши, татары и мордва,

Мы смуглые, и русые, дружные всегда!

В Татарстане на земле родной

Живем мы все большой, единою семьей!

2 реб. Пусть мы такие разные

У нас одна семья.

И дружба народов

Не просто слова!

3 реб. Дружба народов

На все времена.

Пусть на нашей планете

Исчезнет вражда!

4 реб. Пусть мирные звезды

Над миром горят.

И дружба не знает

Границ и преград!

Вед. (Гульнара) Вот и подошло к концу наше путешествие! У всех народов есть свои национальные блюда и мы хотим пригласить Вас отведать наше традиционное татарское блюдо чак — чак!

Воспитатель. А на Волге есть еще республики, в которых мы еще не были. И сегодня жители этих республик хотят подарить вам танец!

Танец воспитателей “Дружба народов”

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год