Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Занятие с дошкольниками старшей группы в технологии «Ситуация» — Тема: «Знакомый незнакомец Апельсин»
Познание
Автор: Комарова Любовь Викторовна   
30.09.2018 12:21

Занятие с дошкольниками старшей группы в технологии «Ситуация» — Тема: «Знакомый незнакомец Апельсин»Занятие с дошкольниками старшей группы в технологии «Ситуация» — Тема: «Знакомый незнакомец Апельсин»

Цель: расширить знания детей о цитрусовом фрукте – апельсине (не тонет, так как есть воздух в кожуре)

Задачи

Обучающие:

  • расширить представления детей о фруктах;
  • закреплять умение группировать фрукты по разным признакам;
  • развивать интерес к познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности;

Развивающие:

  • развивать логическое мышление, творческое воображение с помощью методов

ТРИЗ;

  • развивать свободное речевое общение, внимание;
  • развивать мелкую моторику рук;

Воспитательные:

  • воспитывать самостоятельность, воспитывать желание приходить друг к другу на помощь

Оборудование: апельсин (в кожуре и без), фрукты, листы с изображением апельсина, фломастеры, «волшебный поясок» (с изображением фруктов), емкость с водой, доска, мяч, лупы, песенка «Оранжевая песня» (сл. Арканова, муз. Певзнера)

Ход занятия:

1. Введение в игровую ситуацию.

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность, актуализировать знания детей об окружающем мире; вызвать желание помочь Степашке.

Воспитатель собирает детей около себя

- Любите ли Вы фрукты?

- А какие фрукты любите больше всего, назовите? (каждый называет свой любимый фрукт)

- Ребята, посмотрите кто к нам сегодня пришел в гости? (Степашка)

- А что он любит кушать больше всего? (морковь)

- Морковь это что? (овощ)

- Верно, Степашка кушает овощи, а о фруктах ничего не знает, и пришел к Вам, чтобы как можно больше о них узнать. Хотите ему помочь? Сможете это сделать?

2. Актуализация.

Дидактические задачи:

  • актуализировать знания детей о свойствах фруктах, в частности, апельсина;
  • тренировать мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать внимание память, речь.

- Перед Вами фрукты (на подносе).

- По каким признакам все эти фрукты можно разделить на группы? (по вкусу)

- Сколько групп получилось? (2)

- Какие? (сладкие и кислые), группируем.

- Как можно еще разделить фрукты (по цвету, величине, форме и т.д.)

- А кто догадался, какой признак мы еще не назвали? (по текстуре кожуры: с гладкой кожурой и с неровной, пористой)

Вывод: фрукты можно группировать по разным признакам и при этом получится разное количество групп.

- Каждый из вас сегодня назвал свой любимый фрукт, у меня он тоже есть.

- Хотите узнать какой?

Игра «Волшебный поясок» (дети задают вопросы о свойствах фруктов, а воспитатель отвечает «да» или «нет» до тех пор, пока не узнают загаданный фрукт, им оказывается апельсин). Молодцы, догадались. Становитесь в кружок и давайте назовем признаки апельсина (спелый, сладкий, круглый, сочный, твердый, оранжевый, большой, вкусный, ароматный, душистый, зрелый, пористый).

- А давайте попробуем видоизменить его. Придумайте такой фантастический апельсин, который в жизни никогда не видели. Справитесь? А помогут вам в этом картинки с изображением птичек. Подберем слова – характеристики к слову «птица». Какая она? (плавающая, крикливая, прыгающая, летающая, клюющая и т.д)

- А теперь вместо птиц поставим слово «апельсин» (н: апельсин – летающий, прыгающий, плавающий). Как он может выглядеть? (с ножками, на лодке, на волне, с улыбкой)

- Что хорошего в том, что у нас получились такие необычные апельсины (они стали как живые)

- А что плохого? (нельзя кушать)

- Хотите сделать апельсины необыкновенными (да)

- Тогда дорисуйте по желанию.

- Ну а теперь устроим выставку (дети прикрепляют свои работы к доске).

Фотографируем выставку для Степашки.

3. Затруднение в игровой ситуации.

Дидактические задачи:

  • создать мотивационную ситуацию для формирования представлений о новом свойстве апельсина
  • сформировать опыт под руководством воспитателя фиксаций затруднения, понимания его причины
  • тренировать мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать внимание, логическое мышление, речь

- Посмотрите какие необычные и яркие апельсины вы нарисовали. Здесь у вас даже плавающий апельсин. А в жизни может быть плавающий апельсин? Давай – те проверим.

А Степашке то как интересно.

Опыт «Почему апельсин не тонет?»

- Как вы думаете, если апельсин бросить в емкость с водой, он утонет? (мнения разойдутся) Попробуйте, он тяжелый (воспитатель дает апельсин в руки детям)

- Можете точно ответить, утонет или нет? (нет) Почему? (потому что не знаем)

- Что нужно сделать, если чего-то не знаешь? (спросить у взрослого или узнать самим). А какой способ для вас интереснее? (узнать самим)

- Давай – те попробуем (дети бросают апельсин в емкость с водой)

- Что вас удивило? (апельсин не утонул)

- Как вы думаете, почему это произошло? (предположения детей)

4. Открытие нового знания.

Дидактические задачи:

  • сформировать представления о новом открытии, что в порах апельсина содержится воздух, поэтому он не тонет.
  • сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения и эмоционального переживания радости открытия.

- Я предлагаю очистить апельсин и бросить его в воду. Что произошло? (он утонул)

- Что мы можем предположить? (неочищенному апельсину не давала утонуть кожура)

- Как можно проверить, действительно ли кожура помогает апельсину не утонуть? (бросить кожуру в воду и посмотреть, утонет ли она или нет)

- Что произошло? (кожура не утонула)

- Хотите побыть исследователями, возьмите лупы и рассмотрите кожуру. Какая она? Что же есть такого в кожуре, что помогает ей держаться на воде? (кожура неровная, пористая, шершавая)

-Мы с вами уже проводили опыт с воздухом и делали вывод, что воздух есть везде…

- Эти поры заполнены воздухом, поэтому кожура не тонет. А воздух легче воды. Теперь мы можем дать ответ на вопрос: «Почему апельсин не тонет?» (ответ детей)

-Вот, понятно теперь тебе, Степашка?

Включение нового знания в систему знаний ребенка.

Дидактические задачи:

  • расширить представление о свойстве, что воздух легче воды на основе других фруктов.

- Ребята, а вам интересно узнать, в каких фруктах еще есть воздух? (да)

- Как проверить? (бросить в воду)

Уточнение воспитателя, почему такое случилось?

5. Осмысление.

Дидактические задачи:

  • провести рефлексию деятельности на занятии

Воспитатель собирает около себя детей

-Чем мы сегодня занимались? Кому сегодня помогали?

- Благодаря вам Степашка узнал много интересного о фруктах

-А что для вас было нового? О чем бы вы хотели рассказать сегодня родителям? (апельсин не тонет в воде, потому что у него в кожуре есть воздух, а воздух легче воды)

- Вы сегодня еще раз показали, что умеете находить ответы на, казалось бы, трудные вопросы. Рассказали Степашке о фруктах, узнали, почему апельсин не тонет.

Вы большие молодцы, а фрукты мы сейчас поделим, скушаем и угостим Степашку.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru Журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 43 (359) выйдет
26 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год