Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Растим будущих инженеров с дошкольной скамьи
Познание
Автор: Лихова Ольга Ивановна   
11.08.2020 15:32

Растим будущих инженеров с дошкольной скамьиРастим будущих инженеров с дошкольной скамьи

Лихова Ольга Ивановна МБДОУ «Детский сад 130» г.Чебоксары

Одним из направлений современной государственной политики в области образования является возвращение интересов молодежи к научно-техническому творчеству и подготовке высококвалифицированных кадров для промышленности и развития инженерного образования. Концепция сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования, разработанная в 2015 году, актуализирует и обосновывает необходимость формирования мотивации на профессиональную деятельность с дошкольного возраста. Подобная непрерывность становится жизненно необходимой в рамках решения задачи подготовки инженерных кадров. Ведь, по данным педагогов и социологов, ребенок, который не познакомился с основами технической деятельности до 7-8 лет, в большинстве случаев не свяжет свою будущую профессию с техникой.

 

Реализация модели технического образования требует соответствующих определенному возрасту методик. Для дошкольников это техническая пропедевтика, подготовка к школе с учетом требований ФГОС. Это своего рода подготовительный курс к занятиям техническим творчеством в школьном возрасте. Психолого-педагогические исследования по вопросам психических процессов (А. Н. Леонтьев, Н.Н. Подъяков, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин), развитии конструктивной деятельности и ее значения для умственного развития детей (А. Р. Лурия), позволяют сделать вывод о том, что наиболее эффективным способом развития склонности у детей к техническому творчеству является практическое изучение, проектирование и изготовление объектов техники, самостоятельное создание детьми технических объектов, обладающих признаками полезности или субъективной новизны, развитие которых происходит в процессе специально организованного обучения.

С января 2018 года МБДОУ «Детский сад 130» г. Чебоксары включен в федеральную экспериментальную площадку федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» по теме: «Формирование у детей готовности к изучению технических наук средствами парциальной образовательной программы «От Фребеля до робота» в соответствии с ФГОС дошкольного образования».

В связи с этим педагоги дошкольного учреждения прошли обучение технологии организации организованной образовательной деятельности с использованием конструкторов и образовательной роботехники у авторов программы. Основной целью Программы является разработка системы формирования у детей предпосылок готовности к изучению технических наук инструментами, соответствующих ФГОС ДО. Уникальность программы заключается в плавном переходе от более легкого конструктора к усложнённому: игровой набор «Дары Фребеля» → конструкторы→ робототехника.

Работу по внедрению инновации в деятельности дошкольного учреждения мы распределили по следующим направлениям:

  1. организация в образовательном пространстве ДОУ предметной игровой техносреды, адекватной современным требованиям к политехнической подготовке детей и их возрастным особенностям в условиях ФГОС ДО и идеей парциальной программы «От Фребеля до робота» (от оснащения предметно-пространственной среды групповых помещений до создания Lego-студии);
  2. развитие педагогической компетентности педагогов, прошедших курсы повышения квалификации в области технического творчества детей дошкольного возраста;
  3. формирование основ технической грамотности воспитанников, отдельных видов технической деятельности и технической компетентности воспитанников, связанной с использованием технических умений в специфических для определенного возраста видов детской деятельности;
  4. оценивание результативности системы педагогической работы, направленной на формирование у воспитанников готовности к изучению технических наук средствами игрового и учебного оборудования в соответствии с ФГОС ДО.

Творческая команда педагогов в сотрудничестве с педагогом-психологм подобрали пакет диагностических методик, провели мониторинг развития конструктивных способностей детей, разработали варианты инженерных книг, обсудили использование Программы в качестве парциальной к основной образовательной программе, дополнительном включении используемой в саду технологии ОТСМ-ТРИЗ-РТВ в апробацию.

Также педагогами профессионально решается вопрос эффективного взаимодействия с родителями в разных формах и направлениях. Вовлечение родителей в образовательную деятельность с использованием конструкторов и роботехники организовывалось по нескольким направлениям: анкетирование, с последующим составлением плана мероприятий, повышение педагогической культуры родителей и совместной работы по обмену опытом посредством круглых столов, акций и выставок. Так, активные формы работы позволяют родителям получать информацию о развитии ребенка, видеть образовательные результаты и в дальнейшем использовать понравившиеся приемы, разнообразные игры и упражнения в домашней обстановке, что значительно сказывается на эффективности всей работы по подготовке детей дошкольного возраста к изучению технических наук.

Таким образом, опыт использования парциальной программы дошкольного образования «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров» позволил нам выявить закономерность в формировании ключевых компетенций и личностных качеств инженера у детей происходит в «эволюционной цепочке»: я-исследователь, я-конструктор, я-мастер, я-творец.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 11 (327) выйдет
31 марта 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год
Скачать Номер 47 (316) за 2023 год
Скачать Номер 46 (315) за 2023 год