Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста»
Познание
Автор: Гарькуша Светлана Рашитовна   
07.11.2020 10:55

«Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста»«Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста»

Опыт работы Муниципальной творческой группы ЗАТО Александровск

В настоящее время значительно повышаются требования к уровню экономической грамотности, как взрослых, так и детей. Для того, чтобы ребенок в школе хорошо разбирался в сложнейших экономических понятиях, начинать работать в этом направлении нужно с дошкольного возраста.

Актуальность воспитания экономической культуры детей обусловлена тем, что сегодняшним дошкольникам, предстоит жить в динамично меняющемся социуме и важно не упустить тот огромный потенциал в развитии, когда дети приобретают первый опыт экономических отношений.

 

Исходя из актуальности этого вопроса, в ЗАТО Александровск было решено создать творческую группу педагогов ДОО. Участниками творческого объединения стали воспитатели, заинтересовавшиеся этой темой.

Почти все участники прошли курсы повышения квалификации, кто ещё не прошёл – планирует это сделать в ближайшее время.

Реализуя план работы МТГ на данном этапе ставили задачи, представленные на слайде.

Содержание работы творческой группы включило в себя: разработку методического портфеля по повышению финансовой грамотности воспитанников, методических материалов по созданию мини-музеев и муниципальной квест-игры «Секреты экономики».

В ДС №1 «Сказка» г. Полярный реализован проект «Экономика для малышей» по авторской рабочей программе «Бизнес-школа для дошколят». Сказочный персонаж Гном Эконом помогал педагогу организовать учебный процесс с детьми. Именно Гном Эконом, веселый, добрый и находчивый герой побуждает детей исследовать окружающий мир и взаимодействовать с ним. Зачастую, именно он фокусирует внимание детей на поставленной перед ними проблеме. А почему?

Да потому, что всем известно, что, играя, ребенок учится. Все занятия и мероприятия проводились в игровых формах: занятия-соревнования, занятия-путешествия, занятия-экскурсии, занятия-викторины и т. д.

Подготовка и проведение экскурсий в магазины и банки, проведение сюжетно-ролевых игр, моделирующих жизненные ситуации: «Банк», «Кафе», «Супермаркет», «Путешествие», «Аукцион»;

-организация настольных игр (Денежный поток, Монополия,), развивающих игр ( «Пятый лишний», «Подбери витрину для магазина», «Кому, что нужно для работы»; решение арифметических задач, кроссвордов – все это учило детей рассуждать, делиться своими суждениями, вести диалог, ценить и защищать материальные и нематериальные ценности.

Общение с Гномом Экономом и решение проблемных задач, которые мы можем найти в программе или придумать самостоятельно, помогают детям легко знакомиться со сложным миром предметов и вещей, человеческих взаимоотношений.

Программа проекта позволила раскрыть взаимосвязь между этическими и экономическими категориями: деньги, труд, товар, цена, с одной стороны, и честность, щедрость, экономность — с другой. Игры детей стали более содержательными, введены новые элементы (деньги, кошельки, банкоматы, банковские карты, и др), расширился круг игровых ролей, пополнился словарь детей, игровой замысел стал более творческим, а действия самостоятельными.

Полученные знания и информацию дети самостоятельно или с помощью родителей изображали графически или в виде зарисовок, кто-то делал небольшие записи.

После проведения занятия по теме «Деньги» у детей возник дополнительный интерес к данной теме и решено было собрать коллекцию для расширения знаний об объекте.

Так появилась коллекция «Дети нового поколения за денежные отношения». Дети приносили монеты, купюры разных стран, затем рассказывали о ней информацию. Этому было отведено отдельное занятие. С данной коллекцией мы приняли участие в муниципальном конкурсе.

В процессе работы с коллекцией воспитанники исследовали деньги, проводили с ними опыты…

… изучали с помощью купюр разных стран карту, познакомились с географией

Подробно знакомились с темой «Семейный бюджет», узнали из чего он состоит, и куда тратится.

Этот вопрос решали вместе с родителями. А помог нам в этом творческий конкурс «Нарисуй семейный бюджет»

Таким образом реализация Дополнительной общеобразовательной программы социально-педагогической направленности «Бизнес-школа для дошколят»» в детском саду прошла целенаправленно, планово и эффективно.

Педагоги ДС №4 «Жемчужинка» в Полярном для формирования основ финансовой грамоты взяли за основу программу Центробанка России «Экономическое воспитание дошкольников».

Провели квест-игру «Сокровища фикси-шкатулки». По итогам которой пришли к выводу: что квест-игра, это увлекательная, интересная форма работы по изучению с детьми основ финансовой грамотности, позволяющая решать поставленные педагогами задачи. Сочетание интерактива и практической, игровой деятельности дошкольников позволяет сделать изучение и закрепление достаточно сложного материала понятным и притягательным. Опытом сегодня поделится Кудрина Елена Борисовна.

МБДОУ №9 «Березка» г. Снежногорска работают по программе «Азы финансовой культуры для дошкольников». Считают, что Искусство театра занимает особое место среди разнообразных форм обучения и воспитания детей в дошкольном возрасте. Это один из самых доступных видов деятельности, который позволяет решать многие проблемы педагогики и психологии, связанные с нравственным и художественным воспитанием личности, развитием личностных способностей, воображения, самостоятельности, инициативности и т. д.

Пособие содержит 11 спектаклей, рекомендации для воспитателей по постановке мини – спектаклей, раздаточный материал (тексты для детей, исполняющих роли сказочных персонажей).

Актёры – сказочные животные и птицы, количество актёров: 9

Во всех спектаклях играют одни и те же персонажи, а вот актёры меняются.

Участвуя в мини-постановках, ребенок знакомится с основными понятиями, используемыми в финансовом мире, учится различать разницу между желаниями и потребностями, понимает, что деньги зарабатываются трудом. В конце каждой постановки даются вопросы для обсуждения, позволяющие закрепить и проконтролировать правильность понимания и степень усвоения материала дошкольником.

На последнем заседании МТГ педагоги провели мастер класс с участниками МТГ по использованию мини-спектаклей в формировании основ финансовой грамотности.

Педагоги д/с № 2 «Северяночка» из Снежногорска тоже считают, что Обучающий комплект "Азы финансовой культуры" — это возможность:

познакомить дошкольников с денежной сферой жизни, заложить правильное отношение к финансовым ресурсам, подготовить к принятию своих первых финансовых решений.

Для работы с детьми используют систему игровых заданий и упражнений, созданных на основе изобретения Раймунда Луллия — "Круги Луллия".

Педагоги подошли творчески к реализации этой игры – и придумали свои задания для детей, формирующие финансовую культуру воспитанников.

Абдульменова Наиле Тафиковна, педагог д/с № 7 Снежногорска применяет в своей работе различные практики формирования основ финансовой грамотности воспитанников:

В уголке «Познавай-ка» дети играют в развивающие, настольно-печатные и логические игры: отгадывают финансовые ребусы; складывают пазлы «Собери купюру», проводят опыты и эксперименты;

Имеется «Театральный чемоданчик», который обеспечивает решение задач активизации творчества детей.

В «Мастерской Самоделкина» дети раскрашивают, рисуют, придумывают и мастерят.

В «Игротеке» хранятся атрибуты для организации самостоятельных сюжетно ролевых игр:

Интересный лэпбук в виде экономического портфеля помогает детям постигать азы финансовой грамотности.

Гарькуша Светлана Рашитовна- ваш покорный слуга познакомила участников МТГ с методическими рекомендациями по созданию мини-музеев и перечнем экспонатов для их создания. Мини- музей – по определению Даля «это собрание каких-либо замечательных вещей».

Работа в мини-музее сплачивает коллектив воспитателей, родителей, детей. Родители начинают интересоваться формированием финансовой культуры воспитанников, задают вопросы, предлагают помощь,

что в результате ведет к улучшению партнёрских отношений с родителями и наблюдается рост духовно-нравственного воспитания детей.

Одним из решений для достижения результатов в данном направлении мы видим в разработке встраиваемой модели в основную образовательную программу дошкольного образования, которая бы включала в себя интеграцию музейной педагогики и информационно-коммуникативного ресурса – в формате интерактивного музея в детском саду. на примере музейной коллекции интерактивный музей в Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждение «Детский сад № 55» г. Перми.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru Журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 43 (359) выйдет
26 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год