Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект занятия опытно — экспериментальной деятельности в подготовительной группе по лексической теме «Продукты питания» «Где прячется крахмал»
Познание
Автор: Бальникова Наталья Александровна   
17.01.2021 23:08

Конспект занятия опытно — экспериментальной деятельности в подготовительной группе по лексической теме «Продукты питания» «Где прячется крахмал»Конспект занятия опытно — экспериментальной деятельности в подготовительной группе по лексической теме «Продукты питания» «Где прячется крахмал»

Цель: Способствовать формированию знаний детей о происхождении крахмала и его использовании в жизни человека.

Задачи:

  1. Развивать мыслительную активность с помощью проблемных вопросов;
  2. Учить рассуждать и сравнивать;
  3. Развивать умение анализировать, делать выводы, фиксировать результаты;
  4. Создавать условия для выявления и проверки способов получения крахмала;
  5. Способствовать воспитанию самостоятельности, развитию коммуникативных навыков; формировать навыки и умения экспериментирования.

Оборудование и материал: чистые салфетки, клеенка, фартуки для работы, куски марли, емкость с водой, чашки, терка, ложка столовая, ложки и стаканчики одноразовые, сахар, крахмал, соль, мука, крупа манка. Клубни картофеля, различные продукты питания, вода, емкости для опыта йод, пипетки.

 

Ход занятия

1 часть занятия: организационная.

Воспитатель показывает коробку, внутри которой лежит клубень картофеля.

Я пришла к вам не с пустыми руками, как вы думаете, что у меня в этой коробке лежит? Хотите узнать? Коробочку можно открыть только тогда, когда вы разгадаете мою загадку:

Что копали из земли,

Жарили, варили?

Что в золе мы испекли,

Ели да хвалили?

(Показать клубень картофеля, спрятанный в коробке, — подтвердить отгадку)

Воспитатель: — Сегодня мы как всегда не просто дети, а настоящие ученые исследователи.

- Скажите, кто такие ученые? Чем они занимаются? (ответы детей)

- Правильно, ученые занимаются наукой. Ученые проводят различные опыты, эксперименты. Сначала ученые задают вопросы, а потом сами пытаются на них ответить. Полученные результаты своих исследований учение обязательно фиксируют в специальных журналах.

- Поскольку, вы сегодня тоже будете учеными, то вам тоже предстоит поставить проблемный вопрос, найти на него ответ, проведя опыты, зафиксировать результаты своих опытов и конечно, сделать выводы.

- Ребята, а где ученые проводят свои эксперименты, исследования? (ответы детей)

- Вот и мы с вами сейчас отправляемся в нашу мини — лабораторию.

Воспитатель:

Вопросы детям:

- Что такое лаборатория?

- Что в ней происходит?

- Какие правила техники безопасности нужно соблюдать в лаборатории?

А сейчас я вам предлагаю превратиться в юных лаборантов (дети надевают форму и бейджики со своими именами).

2 часть занятия практическая

Опыт № 1 «Практическая работа»

Воспитатель предлагает детям рассмотреть 5 веществ белого цвета: сахар, соль, муку, манку, крахмал. (Задание: — определить названия веществ по внешнему виду;

- уточнить сходство и различие веществ). Если не смогут назвать последнее вещество, его называет воспитатель.

- Ребята, у вас на столах тарелочки с неизвестным веществом. Это и есть объект нашего исследования.

- Потрогайте это вещество.

- Что ощущаете? (поскрипывает на пальцах)

- Давайте опишем это вещество. Какое оно? (порошок белого цвета)

- А теперь я предлагаю вам проверить еще одно свойство этого вещества – растворимость в воде.

- Как можно это проверить? (добавить в воду и размешать)

- Добавьте в стакан с водой ложку этого вещества и размешайте.

- Какой вывод можно сделать? (это вещество в холодной воде не растворяется)

- Итак, давайте обобщим свойства, которыми обладает объект нашего исследования. (порошок белого цвета, не растворяется в воде, поскрипывает при сжатии)

- Сегодня на занятии, в ходе проведенных экспериментов мы с вами должны будем ответить на следующие вопросы:

  1. Где прячется крахмал?
  2. Как обнаружить крахмал?

- Если в конце занятия мы сможем ответить на эти вопросы, то наше занятие прошло успешно.

Воспитатель: Ребята, вы молодцы, справились с заданием. Теперь я предлагаю немного отдохнуть.

Физминутка «Мы не будем торопиться»

Разминая поясницу,

Мы не будем торопиться.

Вправо, влево повернись,

На соседа оглянись. (Повороты туловища в стороны.)

Чтобы стать ещё умнее,

Мы слегка покрутим шеей.

Раз и два, раз и два,

Закружилась голова. (Вращение головой в стороны.)

Раз-два-три-четыре-пять,

Ноги надо нам размять. (Приседания.)

Напоследок, всем известно,

Как всегда ходьба на месте. (Ходьба на месте.)

От разминки польза есть?

Что ж, пора на место сесть. (Дети садятся.)

Вопросы к детям:

-Ребята, а как вы думаете из чего получают крахмал?

(Выслушать предположение детей и, если никто не даст правильного ответа, объяснить, что его получают из картофеля.)

Опыт № 2 «Крахмал из картофеля»

Воспитатель: Хотите, я вам расскажу, как можно получить крахмал?

Какой предмет кухонной утвари нужно использовать, чтобы измельчить картофель? (Мясорубку, терку, кухонный комбайн, нож.)

Показать детям терку, рассказать о техники безопасности при работе с ней.

Воспитатель: Ребята, давайте сегодня выполним эту работу. (Натереть 1 — 2 картофелины, рассмотреть полученную массу.) Во что превратился клубень? (В кашицу.)

Воспитатель: Рассмотрите, пожалуйста, все предметы и подумайте, как с их помощью мы можем получить крахмал.

(Выслушать предложение детей, если никто не отвечает, то рассказать о процессе получения крахмала: натертый картофель положить в марлю и промыть в воде).

Воспитатель: Вы хотите поучаствовать? Что мы сейчас будем делать?

(Получать крахмал, промывая картофельную массу в воде).

Каждый ребенок промывает картофельную массу в марлевом мешочке.

Воспитатель: «Обнаружили крахмал?» (сквозь мутную воду дети его могут не увидеть). Давайте посмотрим на дно тарелки, здесь можно увидеть осадок – это и есть крахмал.

Воспитатель: Как вы получили крахмал? (Ответы детей.) Что доказали?

(Доказали, что он есть в картофеле.)

Опыт №3 «Как обнаружить крахмал»

- Осталось выяснить — где прячется крахмал – «невидимка».

- А зачем людям крахмал? Где его используют? (ответы детей)

- Правильно крахмал используют для приготовления киселя, при выпечке тортов, как компонент лекарственных средств – его добавляют в таблетки. А еще при помощи крахмала можно накрахмалить рубашки и юбки.

- Ребята, а как думаете, вы употребляете крахмал в пищу? (ответы детей)

- Конечно, ложками мы крахмал не едим. Но оказывается, что крахмал – это невидимое вещество, которое содержится в большинстве продуктов, которые мы с вами употребляем в пищу. Но просто так увидеть крахмал в продуктах мы не можем.

- Итак, начинаем. Чтобы обнаружить, где содержится крахмал, нам понадобится «волшебная» жидкость – обычная настойка йода из домашней аптечки.

- Давайте сначала выясним, какого цвета йод.

- Капните йод при помощи пипетки на ватный диск на тарелочке.

- Что увидели? Какого цвета йод? (коричневого)

- А теперь давайте посмотрим, что произойдет, если капелька йода встретится с крахмалом.

- Для этого проведем следующий опыт. — Возьмем 2 стакана с чистой водой. В первый стакан добавлять ничего не будем. Во второй стакан добавим 1 ложку крахмала. — А теперь добавим несколько капель йода в каждый из стаканов.

- Что наблюдаете? (ответы детей)

(В стаканах №1 раствор пожелтел. В стакане №2, где был раствор с крахмалом, йод изменил цвет на фиолетовый)

- Итак, какой вывод можно сделать? (если крахмала нет, то йод сохраняет свой цвет, а если есть крахмал, то йод меняет цвет на фиолетовый)

- То есть присутствие крахмала во всех продуктах можно проверить одной каплей йода.

- Ребята, теперь вы можете ответить на второй вопрос нашего занятия?

- Так как же обнаружить крахмал? (при помощи йода)

Капаем йод на срез продукта:

  1. Картофель + йод
  2. Яблоко + йод
  3. Томатная паста + йод
  4. Корочка хлеба + йод
  5. Сок+йод (Дети тестируют продукты питания)

-Что произошло? (Ответы детей)

Результат: Если после нанесения йода на продукт, он окрасился в синий или черный цвет — значит в нём высокое содержание крахмала, а если продукт не поменял цвет, значит, в нем нет крахмала.

- Вот мы нашли ответ и на второй вопрос, как обнаружить крахмал!

(Дети зарисовывают в тетрадях опыт)

3 часть занятия рефлексия

- Расскажите о каком веществе мы сегодня говорили?

- Где прячется крахмал?

- С помощью какого вещества можно обнаружить крахмал?

- Молодцы, ребята! Наши опыты закончены. Спасибо за работу, сегодня вы

были настоящими учеными.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru Журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 43 (359) выйдет
26 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год